главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Риссер Гавриэль. Электронная еврейская энциклопедия

Риссер Гавриэль

КЕЭ, том 7, кол. 223–225
Опубликовано: 1994

РИ́ССЕР Гавриэль (Riesser, Gabriel; 1806, Гамбург, – 1863, там же), немецкий общественный и политический деятель, идеолог и борец за эмансипацию евреев в Германии. Выходец из известной раввинской семьи: его дед — Рефаэль ха-Кохен Иекутиэль (1722–1803; главный раввин Альтоны, Гамбурга и Вандсбека, противник идей М. Мендельсона), а отец — Я‘аков Лацарус (1763–1828; секретарь гамбургского бет-дина; в отличие от тестя, был сторонником реформизма в иудаизме). Получил наряду с домашним традиционное (иврит и Библия) светское образование. Окончив юридический факультет Гейдельбергского университета, Риссер в 1828 г. отказался от места приват-доцента в этом университете, так как оно было обусловлено его переходом в христианство. Не допущенный по этой же причине в гамбургское сословие адвокатов и к чтению лекций в Йенском университете, он обратился к публицистической и общественной деятельности, которая вначале касалась исключительно еврейского вопроса в Германии. В 1830 г. Риссер выступил с обращенной главным образом к немцам брошюрой «О положении приверженцев Моисеевой веры в Германии», которая вызвала широкий резонанс как пламенным протестом против еврейского бесправия, так и аргументами в пользу полного уравнения в правах евреев с немцами. Основной и постоянный довод Риссера состоял в том, что евреи Германии отличаются от немцев лишь в религиозном отношении, то есть составляют отдельную религиозную, но отнюдь не национальную группу, ибо жизнь на немецкой земле в течение многих поколений сделала их одним из немецких племен. Риссер отнюдь не одобрял обретение евреями равноправия ценой отказа от веры предков и считал, что такой путь — ложь, лицемерие и подлость.

В начале 1830-х гг. Риссер особенно резко полемизировал с протестантским теологом, профессором Гейдельбергского университета Х. Э. Г. Паулусом, предостережениям которого, что чрезмерная идентификация немецких евреев с Германией может в итоге обернуться их отторжением, то есть изгнанием или даже уничтожением, Риссер противопоставлял позицию истинного германского патриота, непоколебимо верившего, что нравственное здоровье немецкого народа позволит ему осуществить свою давнюю национальную мечту о политическом объединении отечества не иначе, как на основе принципов прав, свободы и равенства для всех его граждан, в том числе евреев.

В 1832–35 гг. (с небольшими перерывами) Риссер издает газету «Дер юде», с помощью которой проводит свою первую кампанию в защиту эмансипации немецких евреев — выдвигает требование отменить дискриминационные в отношении евреев статьи в конституции земли Гамбург, пишет по этому поводу петицию к гамбургскому сенату и организует сбор подписей (1834). Кампания лишь спровоцировала антиеврейские беспорядки 1835 г., что побудило Риссера покинуть Гамбург, и последующие четыре года он столь же безуспешно боролся за права евреев во Франкфурте-на-Майне. В 1840 г. Риссер вернулся в Гамбург, где ему была предложена одна из двух выделяемых для евреев должностей нотариуса, там он продолжил активно добиваться предоставления евреям гражданских прав, все чаще выступал против всякого неравноправия и угнетения, в том числе немецких рабочих и крестьян, которые были противопоставлены тому же жестокому привилегированному меньшинству, что и евреи. В 1840–42 г. он опубликовал свои «Еврейские письма», в которых выступил в защиту Л. Бёрне и Г. Гейне от антиеврейских нападок Б. Бауэра (см. Младогегельянцы), В. Менцеля и др., и одновременно сотрудничал в немецкой либеральной прессе, где неизменно обличал произвол власть имущих. С 1843 г., когда Риссер, наконец, был принят в сословие адвокатов (правда, во Франкфурте, а не в Гамбурге), его пламенные выступления в суде в защиту бедняков и вообще жертв несправедливости принесли ему всеобщее признание и превратили в самого известного в Германии еврея.

Политическим деятелем общегерманского масштаба Риссер стал во время революции 1848 г.: 1 апреля с трибуны Франкфуртского предпарламента прозвучал на всю страну его призыв к немедленному и полному воплощению в жизнь идеалов правды и справедливости; во Франкфуртское национальное собрание Риссер был избран от соседнего с Гамбургом округа Лауэнбург, где он был членом конституционной комиссии, а недолгое время — заместителем председателя; участвовал в Эрфуртском парламенте (март 1850 г.), созванном для принятия конституции будущей объединенной Германии. Риссер все эти годы оставался борцом и за еврейскую эмансипацию — его первая речь во Франкфуртском национальном собрании была направлена против либерала-антисемита М. Моля, противника предоставления равноправия евреям в объединенной Германии, но особенную известность он приобрел как горячий немецкий патриот и поборник объединения Германии под гегемонией Пруссии (вследствие чего был включен в делегацию, направленную Национальным собранием к прусскому королю Фридриху-Вильгельму IV с предложением короны германского императора). Однако ни еврейская эмансипация, ни объединение Германии не были достигнуты; Риссер оставил политику и отправился в длительное путешествие по Европе и США, где был потрясен положением негров-рабов в «величайшей демократии мира». В 1856 г. вернулся в Гамбург. В последние годы жизни получили признание заслуги Риссера как перед Германией, так и перед еврейским народом. В 1859 г. он был избран в гражданскую палату Гамбурга, где стал одним из заместителей ее председателя, а в 1860 г. — членом Верховного суда — немыслимое до этого для еврея в Германии положение в судебной иерархии. В еврейских общинах Германии в Риссере видели героя и символ борьбы за равноправие евреев, в его честь чеканились медали и составлялись многочисленные благодарственные адреса. Созданное после смерти Риссера общество для увековечения его памяти в 1867–68 гг. издало его сочинения вместе с обширной биографией, написанной М. Излером (1807–88).

 ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА > Новое и Новейшее время
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Рисс Адам Гай ритуальная чистота следующая статья по алфавиту