аборт АБО́РТ (выкидыш), самопроизвольное или искусственное прерывание беременности, ведущее к изгнанию плода, не способного жить вне тела матери. В библейские времена в тех случаях, когда самопроизвольный аборт происходил в результате удара, нанесенного беременной женщине, виновный подвергался денежному штрафу, а если женщина умирала, то повинного в ее смерти казнили. В талмудический период аборт не считался преступлением при нежизнеспособности плода...
|
|
 |
Абохав Ицхак I АБОХА́В Ицхак I (конец 14 в.), моралист и проповедник. Жил, по-видимому, в Испании. Автор одного из наиболее популярных еврейских религиозно-этических сочинений «Менорат ха-маор». Этот труд Абохава представляет собою систематизированный по темам свод этических сентенций и притч из Талмуда, мидрашей и сочинений средневековых раввинистических авторитетов...
|
|
 |
Абохав Ицхак II АБОХА́В Ицхак II (1433, Кастилия, – 1493, Опорто, Португалия), раввинистический авторитет, автор комментариев и супракомментариев к ряду книг Библии и трактатов Талмуда. После изгнания евреев из Испании (1492) был одним из их представителей, ведших переговоры с королем Португалии Жуаном II о разрешении изгнанникам поселиться в его стране...
|
|
 |
Абу-Хацира, семья АБУ́-ХАЦИ́РА (Ави Хацера), одна из трех наиболее выдающихся раввинских семей Марокко. Из нее вышли знаменитые ученые, каббалисты и пайтаним; некоторые из них почитаются как праведники и чудотворцы еврейством Марокко и всей Северной Африки. Семья ведет свое происхождение от раввина Шмуэля Элбаза. Известно, что он жил в Дамаске и в Иерусалиме, похоронен в Джубаре, был прославленным знатоком Талмуда и практической каббалы...
|
|
 |
Абул‘афия Аврахам бен Шмуэль АБУЛ‘А́ФИЯ Аврахам бен Шмуэль (Abulafia, Abraham ben Samuel; 1240, Сарагоса, – 1291?), каббалист. В 1260 г. совершил путешествие в Эрец-Исраэль, где начал поиски мифической реки Самбатион, но достиг лишь Акко и вернулся в Европу. Убежденный в том, что обладает пророческим даром, Абул‘афия в 1280 г. направился в Рим, чтобы раскрыть перед папой Николаем III всю меру страданий еврейского народа...
|
|
 |
Абул‘афия Тодрос бен Иосеф ха-Леви АБУЛ‘А́ФИЯ Тодрос бен Иосеф ха-Леви (Abulafia, Todros ben Joseph Halevi; 1220?, Бургос, – 1298, Толедо), раввин и каббалист. Абул‘афия, отличавшийся ученостью и богатством, являлся общепризнанным главой еврейской общины Кастилии. Он также пользовался влиянием при дворе Альфонса X, который при распределении земель в городах Севилья и Херес-де-ла-Фронтера пожаловал Абул‘афии ряд поместий. В 1280–81 гг. Альфонс приказал арестовать всех еврейских откупщиков налогов, которых хотел под угрозой пытки обратить в христианство...
|
|
 |
ав АВ (אָב), при отсчете по данным Библии — пятый, а в позднейшей традиции — одиннадцатый месяц еврейского года. Соответствует обычно июлю–августу. См. Календарь.
|
|
 |
Ава девятое А́ВА ДЕВЯ́ТОЕ (תִּשְׁעָה בְּאָב, тиш‘а бе-ав), традиционный день траура и поста в память о разрушении Первого и Второго храмов в Иерусалиме. По данным Библии, разрушение Первого храма вавилонским царем Навуходоносором в 586 г. до н. э. пришлось на десятое или на седьмое ава. Однако религиозные авторитеты уже достаточно рано, очевидно, в домишнаитский период решили считать днем траура девятое ава...
|
|
 |
Ава пятнадцатое А́ВА ПЯТНА́ДЦАТОЕ (ט"וּ בְּאָב, ту бе-ав), во времена Второго храма — полупраздник, которым отмечалось начало сбора винограда. Согласно Мишне, в этот день произошло шесть радостных событий в жизни еврейского народа: 1) по велению Всевышнего прекратился мор, губивший людей поколения Исхода; 2) был отменен запрет сынам колена Биньямина жениться на девушках из других колен; 3) перестал действовать общий запрет на браки между представителями разных колен...
|
|
 |
Авода АВОДА́ (עֲבוֹדָה, `служение`; на современном иврите — `работа`), ритуал, совершавшийся в Иерусалимском храме в Иом-Киппур, основан на книге Левит. Описан в мишнаитском трактате Иома и гемаре Вавилонского и Иерусалимского Талмудов. Иом-Киппур — единственный день, когда первосвященник входил в Святая святых Храма...
|
|
 |
агуна АГУНА́ (עֲגוּנָה, буквально `связанная`), замужняя женщина, которая по какой-либо причине разъединена с мужем и не имеет права выйти замуж вторично — либо потому, что муж не дает ей развод, либо потому, что неизвестно, жив ли он. Термин агуна применяется также к вдове человека, который умер, не оставив потомства, если старший из оставшихся в живых братьев умершего не согласен на обряд халица...
|
|
 |
ад АД, место пребывания душ грешников. Понятие об аде как таковом отсутствует в Библии, где говорится лишь о недифференцированном обиталище мертвых, преимущественно называемом словом שְׁאוֹל, шеол. Другие принятые в Библии названия для обиталища мертвых суть эрец, кевер, афар, бор, шахат, авадон, дума́, нахалей Блия‘ал. Обиталище мертвых описывается как расположенное под землей или у основания гор...
|
|
 |
адар АДА́Р (אֲדָר), при отсчете по данным Библии — двенадцатый, а в позднейшей традиции — шестой месяц еврейского года. Соответствует обычно февралю–марту. См. Календарь.
|
|
 |
Адон олам АДО́Н ОЛА́М (אֲדוֹן עוֹלָם, `Господь мира`), рифмованный литургический гимн, прославляющий вечность и единство Бога и выражающий веру в провидение Божие. Автор неизвестен. В ашкеназской версии Адон олам состоит из 12 строф, в сефардской — из 16. В 14 в. был включен в литургию германских общин, затем был принят другими общинами...
|
|
 |
Азулай Хаим Иосеф Давид АЗУЛА́Й Хаим Иосеф Давид (Хида, חִידָ"א — акроним от Хаим Иосеф Давид Азулай; Azulai, Chaim Yosef David; 1724, Иерусалим, – 1806, Ливорно), теолог-каббалист и библиограф. Со стороны отца происходил из именитой испанской семьи раввинов и каббалистов; мать была дочерью Иосефа Бялера, переселившегося в Эрец-Исраэль вместе с Иехудой Хасидом в 1700 г. Учителями Азулая был ряд выдающихся еврейских ученых того времени...
|
|
 |
аккум АККУ́М (עכו"ם), акроним выражения: עֲבוֹדַת כּוֹכָבִים וּמַזָּלוֹת, `поклонение звездам и планетам`, или עוֹבְדֵי כּוֹכָבִים וּמַזָּלוֹת, `поклоняющиеся звездам и планетам`. Первоначально этим акронимом обозначался халдейский культ поклонения звездам, но в дальнейшем это понятие распространилось и на остальные типы идолопоклонства и идолопоклонников...
|
|
 |
Алейну АЛЕ́ЙНУ (עָלֵינוּ, `нам [надлежит]...`), молитва, которую читают по окончании каждой как ежедневной, так и субботней и праздничной службы, и в начальных разделах дополнительных служб Рош ха-Шана и Иом-Киппура. Вероятнее всего, была составлена в период Великого собора. Первоначально находилась только в мусафе Рош ха-Шана. Место, занимаемое Алейну в ритуале ныне, закрепилось за этой молитвой лишь в 12 в. По содержанию Алейну делится на две части...
|
|
 |
Алкабец Шломо бен Моше ха-Леви АЛКАБЕ́Ц Шломо бен Моше ха-Леви (1505?, Салоники?, – 1584, Цфат), каббалист (см. Каббала) и поэт-мистик. Прибыл в Цфат, по-видимому, в 1535 г. Среди учеников Алкабеца наиболее выдающимся был Моше Кордоверо. Впоследствии Алкабец сам испытал влияние своего ученика, что сказалось в его книге «Ликкутей хакдамот ле-хохмат ха-каббала» . По структуре и ходу мысли этот труд похож на первую крупную книгу Кордоверо «Пардес риммоним». В отличие от Кордоверо Алкабец был убежден, что сфирот являются сущностью Бога...
|
|
 |
аллилуя АЛЛИЛУ́Я (הַלְלוּיָה, халелуйа), литургическое выражение, встречающееся в книге Псалмов 23 раза. Исключая псалом 135:3, оно служит введением или заключительным словом псалма, или и тем, и другим. Аллилуя означает «восхваляйте Господа» Повелительная форма множественного числа свидетельствует, что в храмовой службе аллилуя являлось обращением...
|
|
 |
алмемар АЛМЕМА́Р (אַלְמֵימָר), см. БИМА
|
|
 |
|
|