 |
|
ИУДАИЗМ. Религиозная этика. Электронная еврейская энциклопедия
аскетизм АСКЕТИ́ЗМ (по-гречески а́скесис — `упражнение, образ жизни`), воздержание от удовлетворения некоторых физических потребностей человека (в пище, сне и т. п.) и подавление чувственных влечений и желаний как средство воплощения религиозных, этических или — реже — социальных идей. Аскетизм никогда не занимал существенного места в еврейской религии. В Библии упоминаются лишь две специфические группы, практиковавшие в той или иной степени аскетизм — назореи и рехавиты...
|
|
 |
богобоязненность БОГОБОЯ́ЗНЕННОСТЬ (יִרְאַת-אֱלֹהִים — йир’ат-Элохим, `страх Божий`; в Талмуде — יִרְאַת-שָׁמַיִם — йир’ат-шамаим, `страх небес`), этически-религиозная позиция, разъясняемая в Библии как хождение путями Божьими, любовь к Нему и служение Ему от всего сердца и от всей души. Требование богобоязненности рассматривается во Второзаконии как основное требование, предъявляемое Богом к человеку...
|
|
 |
грех ГРЕХ. Понятие греха объединяет нарушение чисто религиозных, в том числе культовых, предписаний с нарушением этических норм, ибо и те и другие исходят от Бога. Учение о грехе в иудаизме основано на концепции, согласно которой любой греховный поступок всегда является преступлением против Бога, неподчинением Его воле. Как ослушника проклинает Бог Адама, вкусившего от запретного древа; Давид, каясь в грехах, порожденных вожделением к Бат-Шеве, восклицает: «Тебе одному согрешил я!»...
|
|
 |
дерех-эрец ДЕ́РЕХ-Э́РЕЦ (דֶּרֶךְ-אֶרֶץ, буквально `мирской путь`, `мирской обычай`, также `мирские занятия`), в основном — приличное поведение и достойный образ жизни. В Талмуде и раввинистической литературе этим термином обозначаются: естественное поведение человека; нормы этики и морали, в том числе правила этикета; также земледелие, ремесло, торговля; эвфемистически — половая жизнь в браке...
|
|
 |
диффамация ДИФФАМА́ЦИЯ, см. ЗЛОЯЗЫЧИЕ
|
|
 |
добро и зло ДОБРО́ И ЗЛО. Этический характер еврейского монотеизма связан с утверждением изначального примата добра над злом. В книге Бытия каждый из актов творения сопровождается оценкой: «И увидел Бог, что это хорошо»; «И увидел Бог все, что Он создал, и вот весьма хорошо». Добро утверждается в качестве атрибута творения. Содержащиеся в Библии принципы еврейской этики основаны на четком различении добра и зла как соблюдения и нарушения Божьих предписаний...
|
|
 |
злоязычие ЗЛОЯЗЫ́ЧИЕ (לָשׁון הָרָע, лашон ха-ра), в иудаизме один из наиболее строго порицаемых грехов нормативно-этического характера. Под злоязычием подразумеваются преднамеренная сплетня или бездумная болтовня о ком-либо, заведомо ложный или даже основанный на фактах дурной отзыв, поношение или оскорбление кого-либо заочно или в лицо, и, наконец, наиболее гнусные виды злоязычия — клевета и донос...
|
|
 |
зхут авот ЗХУТ АВО́Т (זְכוּת אָבוֹת; буквально `заслуги отцов`) понятие о благоволении Всевышнего к потомкам за заслуги родителей и прародителей. Понятие зхут авот встречается в Библии многократно: Бог обещает сынам Израилевым простить их прегрешения за заслуги патриархов Авраама, Исаака и Иакова, возвратить по мольбе праматери Рахили народ Израиля в землю его, закрепить навеки престол Давида за домом его и защитить царство Израилево от врагов...
|
|
 |
искупление ИСКУПЛЕ́НИЕ (на библейском иврите כִּפֻּרִים — киппурим, послебиблейском כִּפּוּר — киппур, или כַּפָּרָה — каппара), устранение последствий греха, исправление или заглаживание проступка, вины, возмещение ущерба. В иудаизме концепция искупления проистекает из сущности еврейской религии как сознания живой связи с Богом...
|
|
 |
исповедь И́СПОВЕДЬ (וִדּוּי, виддуй), признание в совершенном грехе, включающем раскаяние и решение в дальнейшем не грешить. Термин появляется впервые в Мишне, хотя глагольная форма его часто встречается как в Пятикнижии, так и в других книгах Библии. В Пятикнижии акт исповеди всегда предшествует обряду повинного жертвоприношения, без него недействительны ни раскаяние, ни жертва...
|
|
 |
мораль МОРА́ЛЬ. Характерная и, возможно, наиболее фундаментальная черта иудаизма, воспринятая от него христианством и исламом, — единство ритуального и морального кодексов. Так, уже в Десяти заповедях большинство предписаний носит чисто моральный характер, а религиозные предписания сформулированы как моральный императив; нарушение моральных предписаний, то есть преступление против ближнего, карается столь же сурово, как и преступление против Бога...
|
|
 |
праведность ПРА́ВЕДНОСТЬ (צְדָקָה, цдака, обозначает также благотворительность, справедливость), в иудаизме выполнение всех законов и обязанностей, налагаемых на еврея Торой и Устным Законом. Праведное поведение рассматривается Библией как залог общественного благополучия и мира. В Библии праведность — в значительной мере правовое понятие...
|
|
 |
прощение ПРОЩЕ́НИЕ в иудаизме. Прощение — одно из качеств, приписываемых Богу: «У Господа, Бога нашего, милосердие и прощение». Однако прощение Богом совершенных против Него грехов недостаточно для полного очищения человека, если не достигнуто взаимное прощение обид и вреда, причиненных людьми друг другу. Так, Авраам не только прощает обиду царю Грара Авимелеху и примиряется с ним, но и молится за него...
|
|
 |
пьянство ПЬЯ́НСТВО и опьянение. В Библии и апокрифах, как и вообще в древней литературе Ближнего Востока, употребление алкогольных напитков рассматривается как неотъемлемый и характерный элемент человеческой жизни. Пиршество немыслимо без вина, а совершенное воздержание от него представлялось уходом от цивилизованной жизни. Вино ценили как напиток, веселящий душу и изгоняющий печаль, и использовали для культовых возлияний и ритуальных пиршеств...
|
|
 |
раскаяние РАСКА́ЯНИЕ (как религиозный термин — תְּשׁוּבָה, тшува, буквально `возвращение`), исправление поведения, являющееся условием Божественного прощения. При раскаянии человек должен испытывать искреннее отвращение к своему проступку и, более того, доказать это отвращение всем своим поведением, прекратить грешить и начать совершать благие поступки. В Библии возможность раскаяния служит основополагающей идеей веры пророков, постоянно призывающих Израиль раскаяться в своих грехах, пока еще не поздно...
|
|
 |
самоубийство САМОУБИ́ЙСТВО. Запрет самоубийства в иудаизме выводится из библейского запрета убийства и из галахической концепции пиккуах-нефеш. В Талмуде не содержится прямого запрета самоубийства, однако послеталмудические авторитеты считали самоубийство грехом даже более тяжким, чем убийство, поскольку оно посягает на концепцию Божественного воздаяния, олам ха-ба и самое всемогущество Бога...
|
|
 |
святость СВЯ́ТОСТЬ, религиозная категория, происходящая из сферы культа и приобретшая значение идеального морального совершенства. В Библии святость обозначается словом кодеш, в мишнаитском иврите — кдушша, а то, что считается святым, — кадош. Еврейские экзегеты, следуя традиции галахического Мидраша, трактуют глагол с корнем קדש как «быть отделенным», «обособленным»...
|
|
 |
слепота СЛЕПОТА́ нередко упоминается в Библии как следствие преклонного возраста. В качестве наказания ослепление упоминается в Библии в истории о Самсоне, ослепленном филистимлянами, и в повествовании об иудейском царе Цидкияху, ослепленном Навуходоносором. Царь аммонитян Нахаш обещал пощадить город Явеш-Гил‘ад, но потребовал, чтобы всем его жителям был выколот правый глаз и тем «положено бесчестие на весь Израиль»...
|
|
 |
справедливость СПРАВЕДЛИ́ВОСТЬ (צֶדֶק, צְדֳקָה — цедек, цдака), высшая моральная ценность иудаизма. В Библии содержится предписание: «цедек, цедек тирдоф» («справедливости, справедливости ищи»; Втор. 16:20). Основной атрибут Бога — справедливый суд, и Его заповеди людям, особенно народу Израиля, по своей сущности предназначены для установления справедливости в мире...
|
|
 |
труд ТРУД. Библия видит в труде удел человека. Согласно Быт. 2:15, Бог поселил человека в Саду Эдемском, чтобы «возделывать его и хранить его». За то, что Адам нарушил запрет и отведал запретный плод, он был обречен Богом на тяжкий труд: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят». Библия осуждает праздность и отдает должное трудолюбию. Однако труд не служит залогом успеха, если Бог не благословил труженика. Библия обязывает хозяина своевременно платить заработную плату...
|
|
 |
|
|
|
 |