 |
|
ИУДАИЗМ. Обряды и обычаи. Электронная еврейская энциклопедия
Всего: 72 | Cтраница: 1
2
3
4
|
ав АВ (אָב), при отсчете по данным Библии — пятый, а в позднейшей традиции — одиннадцатый месяц еврейского года. Соответствует обычно июлю–августу. См. Календарь.
|
|
 |
Ава девятое А́ВА ДЕВЯ́ТОЕ (תִּשְׁעָה בְּאָב, тиш‘а бе-ав), традиционный день траура и поста в память о разрушении Первого и Второго храмов в Иерусалиме. По данным Библии, разрушение Первого храма вавилонским царем Навуходоносором в 586 г. до н. э. пришлось на десятое или на седьмое ава. Однако религиозные авторитеты уже достаточно рано, очевидно, в домишнаитский период решили считать днем траура девятое ава...
|
|
 |
адар АДА́Р (אֲדָר), при отсчете по данным Библии — двенадцатый, а в позднейшей традиции — шестой месяц еврейского года. Соответствует обычно февралю–марту. См. Календарь.
|
|
 |
алмемар АЛМЕМА́Р (אַלְמֵימָר), см. БИМА
|
|
 |
бальзамирование БАЛЬЗАМИ́РОВАНИЕ, искусственная обработка трупа, предотвращающая или замедляющая его разложение. В Древнем Египте, согласно Геродоту, техника бальзамирования состояла в извлечении, при помощи железного крюка, мозга через ноздри и в удалении, через продольный надрез, внутренних органов. Полость заполняли миррой, кассией и другими пряностями, а затем зашивали. После этого тело обмывали и закутывали в тонкие льняные ткани. Библия, упоминая бальзамирование лишь в связи с умершими в Египте...
|
|
 |
бейн ха-мецарим БЕЙН ХА-МЕЦАРИ́М, см. ТРЁХНЕДЕЛЬЕ.
|
|
 |
биркат-ха-гомел БИРКА́Т-ХА-ГОМЕ́Л (בִּרְכַּת-הַגּוֹמֵל, `благословение воздающему`), благодарственное славословие, произносимое теми, кто спасся от серьезной опасности: пересек море или пустыню, выздоровел после болезни, был освобожден из плена или тюрьмы и т. п. (Бр. 54б). Обычно биркат-ха-гомел произносит вызванный к чтению Торы...
|
|
 |
благословение БЛАГОСЛОВЕ́НИЕ (בְּרָכָה, браха), доброе пожелание, высказывание доброго пожелания. Корень ברך этимологически связан со словом берех — `колено`, и в Библии глагол барах встречается как в значении `становиться на колени`, так и в значении `благословлять`, что указывает на прямую связь между этими двумя действиями. Осуществление благословения предполагается с помощью Бога, и поэтому лишь благословение, опирающееся на силу Божью, является действенным...
|
|
 |
борода БОРОДА́. В древнем мире манера бритья бороды и прическа служили опознавательным признаком народа. Семиты сиро-палестинского ареала носили окладистые или узкие причесанные бороды, вавилоняне и персы бороды завивали, а египтяне брились. Бритвы изготовлялись из металла или из кремня. В Библии бритье головы и бороды рассматривается как признак траура; чтобы унизить человека, ему насильственно сбривали полбороды. Удаление волос «края бороды» запрещается. Причину этого запрета объяснить трудно...
|
|
 |
вино ВИНО́, перебродивший сок винограда или, реже, каких-либо других ягод или плодов. Библия различает следующие виды ферментированного виноградного сока: яин, тирош, хемер. Встречаются также не совсем ясные наименования пьянящих напитков: сове, асис, шехар. Вино изготовлялось также из фиг и из фиников. В Библии также упоминается: вино пенистое, вино с пряностями, вино Хелбона, вино Ливана...
|
|
 |
гиюр ГИЮ́Р (גִּיּוּר), обращение нееврея в иудаизм, а также связанный с этим обряд. См. Гер, Прозелиты.
|
|
 |
День памяти павших воинов Израиля ДЕНЬ ПА́МЯТИ павших воинов Израиля (יוֹם הַזִּכָּרוֹן, Иом ха-зиккарон; יוֹם הַזִּכָּרוֹן לְחַלְלֵי מַעַרְכוֹת יִשְׁרָאֵל וְנִפְגְּעֵי פְּעֻלּוֹת אֵיבָה, Иом ха-зиккарон ле-халелей ма‘архот Исраэль ве-нифге‘эй пе‘уллот эйва, `День памяти павших воинов Израиля и жертв террора`), вошел в обычай с 1952 г.. Отмечается 4 ияра, накануне празднования Дня независимости Израиля гражданскими, военными и религиозными церемониями по всей стране. День памяти начинается после захода солнца 3 ияра и заканчивается спустя сутки...
|
|
 |
Десять дней покаяния ДЕ́СЯТЬ ДНЕЙ ПОКАЯ́НИЯ (עֲשֶׂרֶת יְמֵי תְּשׁוּבָה, асерет иемей тшува), первые десять дней месяца тишрей, посвященные в еврейской традиции покаянию в грехах и мольбам о прощении в наступающем году. Согласно Талмуду, в Рош ха-Шана вершится небесный суд. Бог, обозревая поступки людей за минувший год, вносит достойных в «книгу жизни» на наступающий год, но эту запись Он скрепляет подписью лишь в Иом-Киппур...
|
|
 |
ияр ИЯ́Р (אִיָּר), при отсчете по данным Библии — второй, а в позднейшей традиции — восьмой месяц еврейского года. Соответствует обычно апрелю–маю. См. Календарь.
|
|
 |
йорцайт ЙО́РЦАЙТ (יאָרצײַט, от йор, `год`, и цайт, `время`, идиш), годовщина смерти. Ряд поминальных обрядов, которыми отмечают йорцайт близких родственников, а также особый церемониал, установленный для годовщин смерти выдающихся личностей и в память героев народа, совершаются по еврейскому календарю. Обычай отмечать йорцайт родных имеет давнюю традицию, и хотя он не предписан Галахой как обязательный, связанные с ним обряды подробно рассматриваются в Шулхан арухе...
|
|
 |
календарь КАЛЕНДА́РЬ (на иврите לוּחַ, луах; לוּחַ שָׁנָה, луах шана; буквально `таблица`, `годичная таблица`). Термин на иврите появился в средневековой раввинистической литературе. В Талмуде понятию календарь соответствовало арамейское выражение кви‘а де-ярха. В библейскую эпоху, судя по некоторым местам в Библии, израильтяне сначала пользовались лунным календарем...
|
|
 |
каппарот КАППАРО́Т (כַּפָּרוֹת, мн. число от כַּפָּרָה , каппара — `искупление`), ритуальный обычай, по которому смерть или бедствия, сужденные человеку за грехи, символически переносятся на домашнюю птицу. Ритуал каппарот обычно выполняется в вечер, предшествующий началу Иом-Киппур...
|
|
 |
киддуш КИДДУ́Ш (קִדּוּשׁ; буквально `освящение`), благодарственная бенедикция за освященные и дарованные Богом Израилю дни субботы и праздников; также обряд чтения этой бенедикции, которым провозглашается святость этих дней. Уточняя правила сложившегося в домишнаитскую эпоху обряда Киддуш, законоучители Талмуда постановили, что его следует совершать над бокалом вина...
|
|
 |
кина КИНА́ (קִינָה, мн. число קִינוֹת, кинот), элегия (иногда причитание) по поводу бедствий и гонений, постигших одну из общин или весь еврейский народ, а также смерти близкого или почитаемого человека. Хотя в Библии не проведена четкая грань между киной на смерть человека и надгробным словом (см. Хеспед), в ней можно выделить ряд кинот...
|
|
 |
кислев КИСЛЕ́В (כִּסְלֵו), при отсчете по данным Библии — девятый, а в позднейшей традиции — третий месяц еврейского года. Соответствует обычно ноябрю–декабрю. См. Календарь.
|
|
 |
|
|
Всего: 72 | Cтраница: 1
2
3
4
|
|
 |