 |
|
ИУДАИЗМ. Мистика. Каббала. Магия. Электронная еврейская энциклопедия
Всего: 42 | Cтраница: 1
2
3
|
Абул‘афия Аврахам бен Шмуэль АБУЛ‘А́ФИЯ Аврахам бен Шмуэль (Abulafia, Abraham ben Samuel; 1240, Сарагоса, – 1291?), каббалист. В 1260 г. совершил путешествие в Эрец-Исраэль, где начал поиски мифической реки Самбатион, но достиг лишь Акко и вернулся в Европу. Убежденный в том, что обладает пророческим даром, Абул‘афия в 1280 г. направился в Рим, чтобы раскрыть перед папой Николаем III всю меру страданий еврейского народа...
|
|
 |
Абул‘афия Тодрос бен Иосеф ха-Леви АБУЛ‘А́ФИЯ Тодрос бен Иосеф ха-Леви (Abulafia, Todros ben Joseph Halevi; 1220?, Бургос, – 1298, Толедо), раввин и каббалист. Абул‘афия, отличавшийся ученостью и богатством, являлся общепризнанным главой еврейской общины Кастилии. Он также пользовался влиянием при дворе Альфонса X, который при распределении земель в городах Севилья и Херес-де-ла-Фронтера пожаловал Абул‘афии ряд поместий. В 1280–81 гг. Альфонс приказал арестовать всех еврейских откупщиков налогов, которых хотел под угрозой пытки обратить в христианство...
|
|
 |
Алкабец Шломо бен Моше ха-Леви АЛКАБЕ́Ц Шломо бен Моше ха-Леви (1505?, Салоники?, – 1584, Цфат), каббалист (см. Каббала) и поэт-мистик. Прибыл в Цфат, по-видимому, в 1535 г. Среди учеников Алкабеца наиболее выдающимся был Моше Кордоверо. Впоследствии Алкабец сам испытал влияние своего ученика, что сказалось в его книге «Ликкутей хакдамот ле-хохмат ха-каббала» . По структуре и ходу мысли этот труд похож на первую крупную книгу Кордоверо «Пардес риммоним». В отличие от Кордоверо Алкабец был убежден, что сфирот являются сущностью Бога...
|
|
 |
алхимия АЛХИ́МИЯ, направление в химии в средние века, в основе которого лежало ложное представление о возможности превращения неблагородных металлов в золото с помощью фантастического вещества — «философского камня». Уже начиная с 4 в. н. э. изобретение алхимии часто приписывали евреям. Одно из имен, которое связывают с возникновением алхимии, — Мария Хебреа (Мария Еврейка) из Иерусалима. По преданию, она изобрела некоторые химические приборы, применяемые и поныне...
|
|
 |
амулет АМУЛЕ́Т, предмет, сделанный из любого материала, чаще всего из бумаги, пергамента, металла или дерева, с разными текстами, формулами, фигурами или знаками, о котором полагают, что он обладает чудодейственной силой и охраняет носителя от болезни, «дурного глаза» и пр. Обычно амулеты носят на теле. Тфиллин и мезуза не рассматриваются в иудаизме как обладающие качествами и функциями амулетов. Вероятно, амулетами пользовались уже в библейский период, но прямых доказательств этому нет...
|
|
 |
апокалиптическая литература АПОКАЛИПТИ́ЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА (от греческого апока́липсис — `откровение`), литература откровений, возникшая в иудаизме после прекращения деятельности пророков, а также отпочковавшаяся от нее христианская литература, имеющая характер откровений. Основная цель апокалиптической литературы — раскрытие таинств, находящихся за пределами обычного познания: тайн небес и мирового порядка, имен и функций ангелов, объяснение тайн природы и творения, проблем...
|
|
 |
астрология АСТРОЛО́ГИЯ, учение о предполагаемом влиянии небесных светил на судьбы отдельных людей и целых народов, на основании которого пытались предсказать будущее. В Библии нет ясного упоминания об астрологии. Пророки относились с презрением к занятиям «звездочетов». В Сивиллиных книгах сказано с одобрением, что еврейский народ не причастен к астрологии, к этому «заблуждению»...
|
|
 |
Ба‘ал-Шем БА́‘АЛ-ШЕМ (בַּעַל שֵׁם, `владеющий именем [Божьим]`), титул, которого в средние века удостаивались те, кто, по предположению, обладал тайным знанием тетраграмматона и других имен Бога и с помощью этого знания мог творить чудеса. Представление о Ба‘ал-Шеме было распространено в народе и в литературе, в основном в каббалистической и хасидской. В средние века Хасидей Ашкеназ удостаивали этим званием некоторых литургических поэтов...
|
|
 |
бат кол БАТ КО́Л (בַּת קוֹל), в прямом смысле — `отголосок`, `эхо`; в переносном — `небесный или Божественный голос, провозглашающий Божью волю или решение судьбы человека`. Например, согласно талмудическому преданию, бат кол возвестил Давиду, что Рехав‘ам и Иоров‘ам поделят между собой его царство (Шаб. 56б). В Талмуде сказано также, что бат кол часто был слышен в момент смерти мучеников...
|
|
 |
Витал Хаим бен Иосеф ВИТА́Л Хаим бен Иосеф (1542, Цфат, – 1620, Дамаск), каббалист; оказал значительное влияние на развитие поздней каббалы. Витал был самым выдающимся из учеников и продолжателей Ицхака Лурии. Основное сочинение Витала «Эц ха-хаим» («Древо жизни»), в котором изложены и развиты идеи Лурии, служило важнейшим источником для изучения лурианской каббалы для ряда поколений каббалистов во многих странах Ближнего и Среднего Востока. Писал также по вопросам Галахи, астрономии и алхимии...
|
|
 |
гилгул ГИЛГУ́Л (גִילְגּוּל, буквально `превращение`, `метаморфоза`), душа умершего, переселившаяся в живое тело; в сочетании со словом нешамот — переселение, иногда многократное, такой души; перевоплощение; метемпсихоз. Вера в переселение душ, присущая многим религиям и философским системам древнего мира, была, видимо, несвойственна иудаизму вплоть до конца эпохи Талмуда...
|
|
 |
Голем ГО́ЛЕМ (גֹלֶם, буквально `неоформленное тело`, `истукан`), человекоподобное существо, реже — любое живое существо, созданное посредством магического акта. Слово голем встречается в Библии лишь один раз и обозначает бесформенный зародыш человека. В Талмуде термином голем определяются незавершенные предметы и существа, не готовые или не приступившие к выполнению своих функций. Так, Адам до того, как Бог вдохнул в него душу, назван в аггаде голем...
|
|
 |
двекут ДВЕКУ́Т (דְּבֵקוּת, буквально `прилипание`), в иудаизме — беспредельная преданность Богу, искренняя привязанность к Нему, предписанная Торой. Именно в этом смысле глагол от корня דבק особенно часто употребляется во Второзаконии. Поскольку, согласно Торе, буквально прилепляться к Богу невозможно, «ибо Господь... огонь пожирающий», законоучители Талмуда, а позднее Маймонид, объясняют это предписание как повеление держаться как можно ближе к ученым мужам и их ученикам...
|
|
 |
демонология ДЕМОНОЛО́ГИЯ, учение о злых духах. В монотеистических религиях, в том числе в иудаизме, демоны, или злые духи, могут выполнять роль слуг или посланцев единого Бога, осуществляющих миссию введения человека во грех либо наказания согрешившего. В Библии, в отличие от современного ей языческого политеизма, демонам не отводится никакой самостоятельной роли. Несчастья, болезни и т. п. ниспосылаются Богом, который может при этом пользоваться находящимися под его властью ангелами или духами...
|
|
 |
диббук ДИББУ́К (דִּבּוּק, буквально `прилепление`), в еврейских народных поверьях — злой дух, который вселяется в человека, овладевает его душой, причиняет душевный недуг, говорит устами своей жертвы, но не сливается с ней, сохраняя самостоятельность. Рассказы о вселении злого духа были распространены в эпоху Второго храма. Они встречаются очень часто в талмудической и мидрашистской литературе...
|
|
 |
Донноло Шабтай бен Аврахам ДОННО́ЛО Шабтай бен Аврахам (Donnolo, Shabbetai; 913, Ория, Италия, – ок. 982, ?), ученый и врач, автор комментария к «Сефер-иецира» и первых в Европе оригинальных сочинений по медицине и астрономии на иврите. В 12 лет был захвачен в плен арабскими пиратами и увезен в Северную Африку. После того, как был выкуплен из плена, Донноло изучал медицину и впоследствии сделался лейб-медиком Евпраксия, византийского наместника в Калабрии...
|
|
 |
Закуто Моше бен Мордехай ЗАКУ́ТО (Заккут) Моше бен Мордехай (Zacuto, Moses ben Mordecai; около 1620, Амстердам, – 1697, Мантуя), философ-каббалист и поэт. Родился в семье португальских марранов, получил образование в иешивах Амстердама и Польши. В 1645 г. поселился в Венеции; впоследствии стал одним из раввинов города и основал в нем каббалистическую школу. С появлением Саббатая Цви Закуто был склонен видеть в нем подлинного Мессию...
|
|
 |
Зохар ЗО́ХАР (זֹהַר; полное название «Сефер ха-зохар», «Книга сияния»), основное произведение в корпусе каббалистической литературы. Зохар является мистическим комментарием к Торе, перемежающимся более или менее пространными отступлениями, которые содержат поучения, предания, различные рассуждения и т. п. Зохар представляет собой написанное по-арамейски изложение высказываний, афоризмов и притч рабби Шим‘она бар Иохая и его ближайших учеников...
|
|
 |
Иехуда бен Шмуэль хе-Хасид ИЕХУДА́ БЕН ШМУЭ́ЛЬ ХЕ-ХАСИ́Д (1150?–1217), духовный лидер мистико-моралистического движения Хасидей Ашкеназ. По-видимому, Иехуда хе-Хасид жил некоторое время в Шпейере, затем — в Регенсбурге (его иногда называли рабби Иехуда Регенсбургский). Современные Иехуде хе-Хасиду источники почти не содержат упоминаний о нем; однако в 15–16 вв. появилось множество легенд, повествующих о его жизни...
|
|
 |
Иосеф дела Рейна ИОСЕ́Ф ДЕ́ЛА РЕ́ЙНА (Joseph della Reina; 15 в.), каббалист, живший в Испании или в Северной Африке. Отрывочные сведения о деятельности Иосефа дела Рейна, содержащиеся в каббалистической литературе, позволяют заключить, что он занимался практической каббалой, пытаясь, по-видимому, магическими средствами ускорить наступление избавления. Легенда, возникшая в кругах каббалистов в пору изгнания евреев из Испании, повествует, что Иосеф дела Рейна стремился уничтожить власть Сатаны над человечеством...
|
|
 |
|
|
Всего: 42 | Cтраница: 1
2
3
|
|
 |