главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Иерусалим. Археологические раскопки. Электронная еврейская энциклопедия

Иерусалим. Археологические раскопки

КЕЭ, том 2, кол. 739–742
Опубликовано: 1982

ИЕРУСАЛИМ. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАСКОПКИ. Трудности археологи­ческого исследования функционирующего города усугубляются в Иерусалиме еще и тем, что значительная (и зачастую — наиболее интересующая археолога) часть объектов представляет собой святыни различных вероисповеданий, либо находится в непосредственной близости к этим святыням, и раскопки могут задеть религиозные чувства верующих. Вследствие этого до 1960-х гг. в Иерусалиме, несмотря на особый интерес к нему археологов, почти не производились систематические послойные археологические исследования, но, по большей части, лишь обнажались памятники различных эпох, разбросанные по всей площади Старого города и его окрестностям. Поскольку начиная с эпохи Второго храма в литературе имеется множество описаний Иерусалима, при археологических раскопках исследователи стремятся не только обнаружить новые факты, но и открыть известные по описаниям исторические памятники.

Исследования, проводившиеся в 19 в., представляли собой большей частью расчистки выступавших на поверхности руин или памятников, случайно обнаруживавшихся при строительстве и дорожных работах. Недостаточное знакомство с отличительными признаками археологических объектов различных эпох не раз приводило к ошибочной атрибуции находок.

Первым археологическим исследованием в Иерусалиме принято считать произведенную в 1863 г. Л. Ф. де Сольси расчистку усыпальницы к северу от Дамасских ворот. Де Сольси полагал, что обнаружил гробницу царей Иудеи, упоминаемую в Библии, и потому назвал усыпальницу Гробницей царей (позднее установлено, что это усыпальница принявших иудаизм царей Адиабены). Найденные при расчистке саркофаги де Сольси отправил в Лувр. (Практика отправки находок в музеи стран, снаряжавших археологические экспедиции, сохранялась до 30-х гг. 20 в.) В 1865 г. Л. Ф. де Сольси расчистил гробницу периода Первого храма (так называемая Гробница фараоновой дочери).

В 1865 г. в Англии был основан Фонд исследования Палестины, много способствовавший развитию археологии страны. В 1867 г. Фонд направил в Палестину офицера картографического управления Ч. Уоррена, приступившего к раскопкам в Иерусалиме. В том же году к Ч. Уоррену присоединился Ч. Вильсон, который раскопал примыкавшую к северной части Западной стены арку (Арка Вильсона), частично открытую Т. Тоблером еще в 1835 г. Последующие исследования Ч. Вильсона и Ч. Уоррена показали, что эта арка служила опорой моста иродианского периода, соединявшего Храмовую площадь с Верхним городом (район нынешнего еврейского квартала Старого города). Особый интерес у Уоррена вызывало водоснабжение древнего Иерусалима. Он открыл остатки так называемой Первой городской стены и исследовал находившийся вне городских стен источник Гихон, во все времена снабжавший жителей Иерусалима водой, туннель и шахту (Шахта Уоррена), обеспечивавшие доступ к источнику и в случае осады города, и туннель (8 в. до н. э.), по которому вода из Гихона поступала в водоем Брехат ха-Шиллоах, находившийся внутри города.

Особое значение имели произведенные Ч. Уорреном (вопреки запрету турецких властей) исследования Западной стены. Выкопав отвесные шахты в отдалении от Храмовой горы, он провел от них горизонтальные туннели к Западной стене. Обнаруженные таким образом ряды каменной кладки времен царя Ирода, погребенные под вековыми наносами, Уоррен ошибочно приписал периоду царя Соломона. Сделанные Уорреном чертежи и зарисовки до сих пор служат ценным подсобным материалом для археологов. Он также исследовал подпорные арки под Храмовой горой, которые считал «конюшнями Соломона».

В 1871 г. чиновник французского консульства Ш. Клермон-Гано обнаружил греческую надпись конца эпохи Второго храма, воспрещающую неевреям вход на Храмовую площадь. Он же продолжил начатую Л. Ф. де Сольси расчистку Гробницы царей, а также обследовал арку времен Адриана (так называемую Экце Хомо — Се человек) на Виа Долороса. В 1888 г. немецкий миссионер К. Шик опубликовал случайно обнаруженную на стене Гихонского водовода так называемую Силоамскую надпись (см. Шиллоах). В 1892 г. во время строительных работ в греческом монастыре Никофория к западу от Старого города была обнаружена каменная кладка. При последующей расчистке, произведенной под наблюдением К. Шика, обнаружилась обширная усыпальница семьи царя Ирода I, вход в которую закрывается каменным диском (175 см в диаметре). В усыпальнице, разграбленной еще в древности, были найдены два великолепных саркофага.

В 1909–11 гг. М. Паркер открыл близ Гихона захоронения, относящиеся к началу эпохи ранней бронзы (самая древняя находка на территории Иерусалима). В 1914 г. Р. Вайл (1874–1950) — первый археолог-еврей, работавший в Палестине, произвел на выделенные для этой цели бароном Эдмоном Джеймсом де Ротшильдом средства раскопки так называемой Гробницы дома Давида — усыпальницы эпохи Первого храма, расположенной в южной части города Давида. В районе Офела Р. Вайл обнаружил греческую надпись, датируемую концом эпохи Второго храма, упоминающую постройку синагоги.

С учреждением британскими мандатными властями Департамента древностей раскопки в Иерусалиме приобрели новый размах. В 1925–27 гг. Л. А. Майер и Э. Л. Сукеник открыли остатки Третьей городской стены и башен (1 в. н. э.). В 1928–29 гг. Сукеник провел раскопки относящейся ко времени Ирода I гробницы Никанора на горе Скопус. В 1930 г. одна из монахинь монастыря Сионских сестер, расположенного на руинах крепости Антония, организовала раскопки под зданием монастыря. В ходе раскопок обнажился участок мощеной камнем улицы, с обеих сторон которой проходили водосточные канавы, а также двойная водосборная цистерна, которая и поныне снабжает монастырь водой.

В 1934–40 гг. К. Джонс производил раскопки (которые в 1968–69 гг. продолжили Рут Амиран /1914–2005/ и А. Эйтан /родился в 1935 г./) в районе Яффских ворот, где были обнаружены каменная кладка эпохи Хасмонеев под остатками башни Пцаэля времен Ирода I, следы лагеря Десятого легиона, а также отрезок западной стены Элии Капитолины. В 1937–38 гг. Р. Хамилтон обнаружил под Дамасскими воротами следы кладки времен Ирода I, городские ворота позднеримского периода и остатки стен Элии Капитолины.

В ходе осуществленных между 1926 г. и 1946 г. Э. Л. Сукеником систематических раскопок древних погребений было найдено 38 усыпальниц периода Второго храма с оссуариями (см. Оссуарии; Саркофаги), на которых сохранились арамейские и греческие надписи, по большей части — имена усопших, а также геометрические орнаменты. В 1945–47 гг. Н. Авигад расчистил монумент, надгробия в Кидронской долине и расшифровал имевшиеся на некоторых из них надписи периода Первого храма. В 1961–67 гг. К. М. Кеньон произвела в Старом городе и к югу от него первые систематические раскопки, в ходе которых были обнаружены следы строительства, остатки крепостных укреплений и керамика начиная с раннебронзового века до византийского периода.

После Шестидневной войны начались обширные систематические раскопки в местах, прежде не доступных для археологов (в частности, в районе Храмовой горы к западу и югу от нее, — руководитель Б. Мазар при участии М. Бен-Дова /родился в 1935 г./), а также в районе еврейского квартала (руководитель Н. Авигад, который нашел там одно из самых древних изображений меноры). Н. Авигад там же открыл остатки крепостной стены времен Хизкияху (толщина 7 м) и более поздней — периода Хасмонеев.

Эти раскопки не только привели к новым археологическим открытиям, но также позволили исправить ряд ошибочных заключений, сделанных ранее. Так, было установлено, что Иерусалим первоначально располагался лишь на восточном из двух холмов, на которых стоял Иерусалим периода Второго храма, и рост города к западу от долины Тиропион начался лишь в царствование Хизкияху (727–698 гг. до н. э.). Следовательно, западный холм назван Сионской горой ошибочно. Было доказано, что так называемая Башня Давида стоит на основании, относящемся к Хасмонейскому периоду, и следовательно, не имеет к Давиду никакого отношения.

Было разгадано назначение Арки Робинсона: как оказалось, эта арка несла на себе верхнюю площадку монументальной лестницы, ведшей к западному входу на Храмовую площадь. Раскопки позволили получить наглядное представление о великолепии Иерусалима периода Второго храма: были открыты грандиозные ступени, ведшие к воротам Хулды в южной стене Храмовой горы, дома знати в Верхнем городе с расписными стенами, мозаичными полами, купальнями, микве, богатой мебелью (украшенные резьбой каменные столы).

Наряду с еврейскими древностями были обнаружены строения византийского и мусульманского периодов, а также времен крестоносцев (часть церкви шестого века на Сионской горе, внушительные строения эпохи Омейядов к югу от Храмовой площади и т. п.). В 1971 г. М. Броши (родился в 1929 г.) и Д. Бахат раскопали к югу от Яффских ворот в саду Армянского квартала остатки дворца Ирода I и дворца королей крестоносцев.

На основании раскопок Иерусалима в 19–20 вв. и собственных исследований М. Ави-Иона разработал проект построенного в 1962 г. макета города конца эпохи Второго храма.

Содержание См. Иерусалим.

ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ

 ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ > География
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 
Силоамский водоем (Шиллоах). Гравюра из книги У. Бартлетта «Прогулки по Иерусалиму и его окрестностям». Лондон. 1844 г.

Силоамский водоем (Шиллоах). Гравюра из книги У. Бартлетта «Прогулки по Иерусалиму и его окрестностям». Лондон. 1844 г.
 
Фриз гробницы в районе некрополя Санхедрин к северо-западу от Старого города Иерусалима. Коллекция П. Хейна. Иерусалим.

Фриз гробницы в районе некрополя Санхедрин к северо-западу от Старого города Иерусалима. Коллекция П. Хейна. Иерусалим.
 
Бассейн Езекии (Хизкияху). Гравюра из книги У. Бартлетта «Прогулки по Иерусалиму и его окрестностям». Лондон. 1844 г.

Бассейн Езекии (Хизкияху). Гравюра из книги У. Бартлетта «Прогулки по Иерусалиму и его окрестностям». Лондон. 1844 г.
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Иерусалим. Исторический обзор Иерусалим. Иерусалим в иудаизме следующая статья по алфавиту