главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Янкилевский Владимир. Электронная еврейская энциклопедия

Янкилевский Владимир

КЕЭ, том 10, кол. 959–960
Опубликовано: 2001
Обновлено: 15.11.2015
В. Янкилевский в своей студии в Париже, 2015 г. Фото А. Д. Эпштейна.

ЯНКИЛЕ́ВСКИЙ Владимир (род. в 1938 г., Москва), художник. Дед со стороны матери был раввином и кантором (см. Хаззан) Московской синагоги, отец Борис — художником (как и его брат Эли Якоби, 1898–1984).

В 1956 г. В. Янкилевский окончил Московскую среднюю художественную школу при Академии художеств СССР. В 1957–62 гг. учился на художественном факультете Московского полиграфического института. Во время учебы в институте создал свои первые значительные произведения: триптих № 1 «Классический» (1961), триптих № 2 «Два начала» (1962) и шестиметровый пентаптих № 1 «Атомная станция» (1962; ныне – Музей Людвига, Кельн). Эти работы наряду с произведениями других художников-нонконформистов были представлены на выставке в Манеже, открывшейся в Москве 1 декабря 1962 г. Скандал, который устроил во время посещения выставки первый секретарь ЦК КПСС Н. Хрущев, заявивший, что такое искусство «не нужно советскому народу», стал широко известен как в СССР, так и на Западе.

К концу 1950-х гг. В. Янкилевский создал свой оригинальный стиль и язык, который лег в основу концепции всего творчества художника. Наиболее фундаментальные его работы – это крупноформатные триптихи и пентаптихи и объекты-инсталляции. Главная тема произведений Янкилевского – человек во Вселенной, что отражено в названиях его основных работ. Наиболее важные из них: триптих № 3 «Исход», посвященный Р. С. (1963, Фонд культуры «Екатерина», Москва), триптих № 4 «Существо во Вселенной», посвященный Дмитрию Шостаковичу (1964), триптих № 6 «Мы в мире» (1966, Центр Помпиду, Париж), триптих № 11 «Мгновения вечности», посвященный композитору Александру Рабиновичу-Бараковскому (1974, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), триптих № 7 «Песнь песней» (1967) и пентаптих № 2 «Адам и Ева» (1980, Музей Джейн Вурхис Зиммерли, Ратгерс, Нью-Джерси, США). Всего Янкилевским создано 36 триптихов и три пентаптиха. В этих произведениях художник воплощает свои представления о взаимодействии сил во Вселенной, о конечном и бесконечном, о живом и мертвом, о мужском и женском в самом универсальном смысле – от антропоморфности абстрактных образов до их фигуративной реализации.

Триптихи В. Янкилевского принципиально отличаются от традиционных, в которых все три части объединены общей идеей или темой. У Янкилевского это соединение двух начал – мужского и женского (крайние части) и их диалог – центральная часть. Начиная с 1963 г. Янкилевский вводит в живописные произведения реальные предметы (объекты «Люди в ящиках», 1990; «Дверь», 1972, Музей Майоля, Париж; триптих № 14 «Автопортрет. Памяти отца», 1987, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург; и другие).

Триптихи для художника — завершение работы над циклом, подведение итогов. Их созданию обычно предшествуют многочисленные вариации. Все темы в творчестве Янкилевского взаимосвязаны: цикл «Атмосфера Кафки», альбомы офортов и рисунков «Город — Маски» и «Мутанты», циклы «Пространство переживаний», «Анатомия чувств», «Автопортреты», «Женщина у моря», «Божественная комедия» и «Зевс – Даная», над которыми художник продолжает работать все годы.

С середины 1960-х гг. о В. Янкилевском много писали за рубежом. С 1964 г. его работы регулярно экспонировались на персональных и групповых выставках русских неофициальных художников в Польше, Чехословакии, Италии и других странах; с 1973 г. он выставлялся в галерее Дины Верни (1919–2009) – известного коллекционера и основательницы Музея Майоля в Париже. В 1960-х гг. Янкилевский работал в издательстве «Знание» и в журнале «Знание — сила»; в 1971 г. ему было отказано в приеме в Союз художников СССР (был принят лишь в 1980 г.). В 1970–80-е гг. работал также в качестве художника-постановщика в кино.

Первая персональная выставка в Москве, где были показаны триптихи и пентаптихи В. Янкилевского, состоялась в 1978 г., первая ретроспектива на Западе – в Нью-Йорке в 1988 г. В 1989 г. художник уехал в Америку, жил и работал в Нью-Йорке, в 1992 г. переехал в Париж. Выставлялся в Германии, Франции, России, США, Италии, Венгрии и других странах. В России персональные выставки Янкилевского прошли в центральных музеях, включая Государственную Третьяковскую галерею в Москве (1995) и Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге (2007).

Наряду с пластическим искусством В. Янкилевский на протяжении многих лет занимается фотоискусством.

 ЕВРЕИ РОССИИ (СССР) > Вклад евреев в культуру, науку, экономику
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 
В. Янкилевский в своей студии в Париже, 2015 г. Фото А. Д. Эпштейна.

В. Янкилевский в своей студии в Париже, 2015 г. Фото А. Д. Эпштейна.
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Янкелевич Юрий Янко Марсель следующая статья по алфавиту