главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Эренкранц Биньямин Вольф. Электронная еврейская энциклопедия

Эренкранц Биньямин Вольф

КЕЭ, том 10, кол. 684–685
Опубликовано: 2001

Э́РЕНКРАНЦ Биньямин Вольф (известен главным образом как Велвл Збаржер; 1819 /по некоторым источникам 1812, 1823 или 1826/, Збараж, Восточная Галиция в Австрии, ныне Украина, – 1883, Стамбул), поэт и исполнитель песен на иврите и идиш. Родился в семье резника, учился в хедере, затем в иешиве, которую возглавлял раввин Збаража, талмудист и галахист, автор труда о 613 мицвот — «Минхат хинух» («Учебник») раввин Иосеф Бабад. Эренкранц проявлял большие способности в изучении Талмуда, однако под влиянием живших в соседних Тернополе и Бродах маскилим увлекся чтением Библии и литературы Хаскалы на немецком и иврите, постепенно проникаясь идеями Просвещения. Эренкранц также заинтересовался немецкой классикой, творчеством народных поэтов и бадханов на идиш. Взгляды и образ жизни Эренкранца навлекли на него гонения со стороны хасидских кругов. Женился по настоянию родителей в возрасте 17 лет, но оставил жену и уехал в город Ботошаны (Румыния). Жена Эренкранца вскоре умерла. Потерпев неудачу в попытках заняться торговлей, Эренкранц стал меламедом. Однако и это занятие не давало достаточных средств к существованию, и Эренкранц вынужден был в поисках заработка переселиться из города в ближайшую деревню, где был домашним учителем в семье корчмаря. Вскоре Эренкранц стал выступать в качестве бадхана на свадьбах, а также пел в ресторанах и частных домах песни и куплеты (на идиш) собственного сочинения. Сочинения эти чаще всего являлись импровизацией. Исполнение песен стало его профессией. Он ездил с ними по городам и странам. Сатирические и лирические песни Эренкранца приобрели большую популярность среди евреев Румынии, Галиции и юга России. Многие из них стали народными. Ряд его лирических элегий принадлежит к лучшим образцам поэзии на идиш.

Эренкранц переводил свои произведения на иврит. Его сатирические сочинения были направлены в основном против заправил хасидских общин и пропагандировали идеи Хаскалы. Многие его произведения представляют значительный этнографический интерес. Постепенно Эренкранц пристрастился к алкоголю, и с годами эта привязанность росла. Эренкранц объездил практически всю Румынию и Подолию, побывал в Одессе, Баку, Бродах, Дрогобыче, Варшаве, Стамбуле, Тернополе, Кракове, Львове и других городах. В 1878–80 гг. Эренкранц жил в Вене, где пользовался покровительством П. Смоленскина. Смоленскин напечатал несколько его стихотворений на иврите со своими примечаниями в издававшемся им журнале «Ха-Шахар». Живя в Вене, Эренкранц продолжал выступать в ресторанах и кафе. Смоленскин представил его еврейским меценатам и уговорил их выплачивать Эренкранцу ежемесячную стипендию с тем, чтобы он всецело посвятил себя поэтическому творчеству. Смоленскин хотел таким образом отвлечь Эренкранца от пьянства, вытащив его из привычной среды. Однако тот в течение нескольких дней пропивал полученные деньги и возвращался к своим выступлениям. Покровители Эренкранца узнали о происходящем и прекратили финансовую поддержку. Задолжав большую сумму компании картежников, Эренкранц был арестован полицией и с позором выслан из Вены. Последние годы жизни провел в Стамбуле.

Первое стихотворение Эренкранца на иврите появилось в печати в 1848 г. в 12-м номере литературно-научного сборника «Кохвей Ицхак» (Вена). В 1855 г. Эренкранц опубликовал в Яссах также на иврите антихасидскую сатиру «Хазон ла-мо‘эд» («О времена, о нравы!»). В 1865 г. в Вене вышла первая часть собрания стихотворений Эренкранца «Макел но‘ам» («Благоволение») с параллельным текстом на идиш и иврите (ч. 2 — 1869, ч. 3 — 1873, ч. 4 — 1878, все во Львове). В 1869 г. также на иврите и идиш в Пшемысле был опубликован сборник сатирических антихасидских стихотворений «Макел ховлим» («Узы»). Большое впечатление произвела опубликованная в 1874 г. в журнале «Ха-Шахар» (на иврите) обличавшая власти страны поэма «Романья» («Румыния»), явившаяся откликом на волну погромов 1866–74 гг. В том же году поэма была опубликована отдельным изданием в Вене. Многие произведения Эренкранца на идиш были изданы после его смерти, другие были утеряны. В 1904 г. в городе Брэила (Румыния) вышел в свет сборник стихотворений Эренкранца. В 1928 г. был опубликован сборник писем Эренкранца. Рассказы и легенды о похождениях Велвла Збаржера были популярны среди евреев Валахии, Молдавии и Подолии много лет спустя после его смерти.

 ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА > На языке иврит
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Эренбург Илья Эренпрайз Мордехай следующая статья по алфавиту