главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Штрайхман Иехезкель. Электронная еврейская энциклопедия

Штрайхман Иехезкель

КЕЭ, том 10, кол. 364–366
Опубликовано: 2001

ШТРА́ЙХМАН Иехезкель (Streichman, Yehezkiel; 1906, Ковна, ныне Каунас, Литва, – 1993, Тель-Авив), израильский художник. Штрайхман родился в религиозной семье состоятельного торговца лесом. Учился в еврейской гимназии. В 1914 г. семья переехала в Россию и поселилась в Брянске, а в 1918 г. вернулась обратно в Ковну (см. Каунас). В 1919 г. Штрайхман начал заниматься изобразительным искусством с частными учителями. В 1924 г. Штрайхман уехал в Эрец-Исраэль и поступил в Школу искусств и ремесел Бецалель в Иерусалиме, где проучился два года. Его учителями были Б. Шац и З. Раббан (Рабитский; 1890–1970), а соучениками — А. Стемацкий, А. Арох, М. Э. Кастель, А. Авни (1906–51), Х. Гликсберг и другие художники, которые впоследствии сформировали израильский художественный авангард. В 1926 г. Штрайхман отправился в Париж и жил там больше года, изучая архитектуру в Эколь спесиаль д’аршитектюр, а в 1927–31 гг. учился в Академии искусств во Флоренции. В 1931 г. он уехал в Каунас, где жил до 1936 г., после чего снова вернулся в Эрец-Исраэль.

Сразу же после возвращения Штрайхман начал активную творческую деятельность: занимался живописью, выставлял свои работы, вступил в Ассоциацию живописцев и скульпторов, которую возглавлял И. Зарицкий, преподавал живопись; в 1941 г. стал членом киббуца Ашдот-Я‘аков. В 1944 г. Штрайхман вернулся в Тель-Авив, преподавал живопись в студии А. Авни, а в 1945 г. вместе с А. Стемацким открыл собственную студию. Среди его учеников были такие известные впоследствии израильские художники, как Леа Никель, Д. Караван и другие. В 1948 г. Штрайхман стал одним из основателей группы «Новые горизонты» (см. Искусства пластические), участвовал в одиннадцати выставках группы. В 1954–79 гг. преподавал живопись в Институте живописи и скульптуры имени А. Авни в Тель-Авиве.

Персональные выставки проходили в Тель-Авиве (1945, 1960, 1975), Иерусалиме (1974, 1986), Хайфе (1980). Работы Штрайхмана выставлялись в Израиле и за рубежом (Бьеннале в Венеции, 1948, 1954, 1966; Бьеннале в Сан-Паулу, 1955; Нью-Йорк, 1958, 1963, 1981; Питсбург, 1961).

Время, когда Штрайхман учился в Бецалель, было периодом упадка этой знаменитой школы, начала протеста молодых художников против сионистских (см. Сионизм) и ориенталистских идей основателей израильской живописи и стремления к сближению с западной культурой.

Когда в 1936 г. Штрайхман вернулся из Европы в Эрец-Исраэль, он был уже профессиональным художником, однако на протяжении последующих 15 лет в его живописи ощущались разные, часто взаимоисключающие влияния: П. Боннара и А. Матисса, П. Пикассо и Ж. Брака («Портрет Цили», 1941 и 1942 гг.; «Голова», 1953; обе — коллекция семьи художника), Х. Сутина, который повлиял тогда на многих израильских художников («Портрет женщины», 1937, коллекция семьи). До середины 1950-х гг. творчество Штрайхмана оставалось фигуративным. Живопись в этих работах плотная, с преобладанием темной колористической гаммы.

На протяжении 1950-х гг. композиции Штрайхмана постепенно становились все более абстрактными и одновременно усложнялись, становились многофигурными и многозначными («Эйн-Ход», 1956, Музей искусства в Тель-Авиве).

В 1960-е гг. палитра Штрайхмана высветлилась, художник иногда использовал в масляной живописи приемы, свойственные гуаши или даже акварели, вводил в композицию элементы рисунка («Парящая птица», 1964, Израильский музей). В эти годы работы Штрайхмана особенно близки по стилю к произведениям его друзей и единомышленников — А. Стемацкого и И. Зарицкого, которые в 1960-х гг. стали основателями нового направления в израильской живописи — «лирического абстракционизма». Штрайхман, однако, не следовал какому-то определенному направлению, а создавал собственный вариант абстракции, в которой геометризированность композиции, идущая от кубизма, соединялась с экспрессивной антикубистической живописностью («Без названия», 1967, коллекция М. Робинзон, Тель-Авив). Эта тенденция сохранилась и на протяжении 1970-х гг., но подчеркнуто светлая палитра перестала быть почти обязательной для художника; каждая из работ этого времени решена в какой-то одной цветовой гамме («Без названия», 1970; «Без названия», 1977, обе в коллекции семьи художника).

Композиции Штрайхмана 1980-х гг. более лаконичны, чем в предыдущие годы; во многих работах он возвращается к фигуративной живописи («Женщина, играющая на пианино», 1983; «Циля, играющая на пианино», 1983; обе — коллекция семьи).

Штрайхман был лауреатом премии М. Дизенгофа (1941, 1944, 1954, 1969), премии Сандберга, присуждаемой Израильским музеем (1974), Государственной премии Израиля (1990) и других. В 1981 г. Штрайхман был избран почетным гражданином Тель-Авива.

 ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО > Пластические искусства и архитектура
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 
См. также:
 
⇒ Арох Арье 
⇒ Бергнер Йосл 
⇒ Гутман Нахум 
⇒ Зарицкий Иосеф 
⇒ Кастель Моше Эл‘азар 
⇒ Литвиновский Пинхас 
⇒ Майерович Цви 
⇒ Рубин Реувен 
⇒ Сима Мирон 
⇒ Симон Иоханан 
⇒ Стемацкий Авигдор 
⇒ Фима 
⇒ Шеми Иехиэль 
⇒ Штейнхардт Я‘аков 
⇒ Янко Марсель
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Штиф Нахум Штраус Лео следующая статья по алфавиту