главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Шлегель Доротея фон. Электронная еврейская энциклопедия

Шлегель Доротея фон

КЕЭ, том 10, кол. 230–231
Опубликовано: 2001

ШЛЕ́ГЕЛЬ Доротея фон (Schlegel, Dorothea von; урожденная Мендельсон Брендель; 1764?, Берлин, – 1839, Франкфурт-на-Майне), немецкая писательница и переводчица. Старшая дочь духовного вождя Хаскалы М. Мендельсона; получила соответствовавшее идеям Хаскалы воспитание и прекрасное образование. В 19 лет была выдана замуж за банкира Симона Фейта (1754–1819; см. Финансы), родила четырех сыновей (двое из них умерли в младенчестве). Она (как и Генриетта Герц и Рахель Фарнхаген-Левин /1771–1833/) принадлежала к кругу берлинской элиты, где царил дух ассимиляции. В 1797 г. она познакомилась с Ф. Шлегелем (известным в будущем деятелем немецкой культуры, философом и литератором). Впоследствии он описал ее под именем Люсинды в одноименном романе, основанном на истории их любви, как идеал эмансипированной женщины — широко образованной, остроумной, с изысканным вкусом.

Разведясь с мужем в 1798 г., она в 1799 г. со старшим сыном уехала к Ф. Шлегелю в Йену. Разделяя его идеи свободной любви и считая безнравственными общепринятые нормы, она не вступала с ним в официальный брак и не переходила в христианство (в том числе потому, что не хотела потерять право участвовать в воспитании своих детей). В 1797–1800 гг. братья Ф. и А. В. Шлегель издавали журнал «Атенеум», который стал важнейшим органом так называемых йенских романтиков. В нем Доротея опубликовала свою первую критическую статью. Много переводила с французского и писала роман «Флорентин» (1-я часть — 1801 г.), герою которого, подобно герою «Люсинды», присущи бурные страсти и бунтарское неприятие действительности. В романе ей удалось гораздо успешнее, чем самому Ф. Шлегелю, приблизиться к высшему для него образцу романтической поэзии — «Вильгельму Мейстеру» Гете. «Флорентин» был воспринят современниками как одно из лучших произведений новой школы и положительно отмечен самим Ф. Шиллером.

В 1802 г. Доротея и Фридрих поселились в Париже, где издавали журнал весьма умеренного направления «Европа», в котором был опубликован ряд ее критических статей (в том числе о творчестве Жермены де Сталь). В том же году она приняла лютеранство и обвенчалась с Ф. Шлегелем. Затем супруги переехали в Кельн, где Шлегель продолжала литературную деятельность (обработка рыцарского романа; перевод на немецкий «Коринны» де Сталь, 1807–1808).

В 1808 г. супруги перешли в католичество и переехали в Вену, где Фридрих поступил в 1809 г. на государственную службу и сотрудничал с К. Меттернихом. Шлегель стала истовой католичкой и посвятила себя благотворительности. Она добилась перехода в католичество своих сыновей — Иоханнеса (1790–1854) и Филиппа (1793–1854) Фейтов (оба были художниками). После смерти мужа (1829) Шлегель жила у сына Филиппа во Франкфурте-на-Майне.

 ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА > Хаскала
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Шкоп Шим‘он Иехуда ха-Кохен Шлезингер Акива Иосеф следующая статья по алфавиту