главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Шах Эли‘эзер Менахем Ман. Электронная еврейская энциклопедия

Шах Эли‘эзер Менахем Ман

КЕЭ, том Доп. 3, кол. 473–475
Опубликовано: 2003

ШАХ Эли‘эзер Менахем Ман (1894, Вобольники, Виленская губерния, ныне Вабальнинкас, Литва, – 2001, Рамат-Ган, похоронен в Бней-Браке), раввин, лидер митнагдим, израильский политический и общественный деятель. Сын раввина. Уже в детстве проявил выдающиеся способности, в возрасте семи лет оставил хедер и перешел учиться в Слободскую иешиву, а в 1918 г. — в Слуцкую иешиву, которой руководил раввин И. З. Мельцер (1870–1953). В 1920 г. Слуцкая иешива была закрыта советскими властями, а в 1923 г. Мельцер вместе с учениками, среди которых был Шах, переселился в Польшу.

В 1927–32 гг. Шах возглавлял Клецкую (см. Клецк) иешиву, которая благодаря ему стала одной из самых известных в Восточной Европе. В 1932–34 гг. был главой Новогрудской иешивы, в 1935–39 гг. — иешивы в городе Лупинец. После начала Второй мировой войны бежал в Вильнюс. В 1940 г. через Советский Союз и Турцию Шах вместе с семьей приехал в Эрец-Исраэль, где возглавил тель-авивскую иешиву «Ишшув хадаш», затем иешиву «Даром» в Реховоте. С 1952 г. Шах был главой одной из наиболее известных так называемых литовских (см. Митнагдим, Государство Израиль. Религиозная жизнь) иешив — «Поневеж» (см. также Паневежис).

В 1950-х гг. Шах стал признанным лидером митнагдим. Сыграл важную роль в создании в Израиле сети литовских иешив. Шах считал, что ультрарелигиозные евреи должны более активно участвовать в политической жизни страны. В течение многих лет возглавлял нехасидскую часть (см. Хасидизм) Мо‘эцет гдолей ха-Тора (Совет мудрецов Торы) — руководящего органа партии Агуддат Исраэль. Незадолго до парламентских выборов 1984 г. вышел из Совета. Поводом к этому послужил ряд принятых Советом мудрецов Торы решений, затрагивающих интересы митнагдим и последователей Шаха сефардского (см. Сефарды) происхождения. На это решение также повлияло отрицательное отношение Шаха к тому, что он называл «лжемессианством Хабада».

Шах много внимания уделял привлечению в литовские иешивы представителей восточного еврейства. По его инициативе в 1983 г. к выборам в муниципалитет Иерусалима был создан независимый список Шас, который в 1984 г. был преобразован в политическую партию группой религиозных лидеров сефардского и восточного происхождения, вышедших из Агуддат Исраэль и действовавших по согласованию с Шахом. Незадолго до парламентских выборов в 1988 г. Шах сыграл основную роль в создании ортодоксально-религиозной политической партии Дегел ха-Тора, получившей два места в Кнесете. Шах отрицательно относился к израильскому социалистическому и киббуцному движениям, выступал против вступления партий Шас и Дегел ха-Тора в правительственную коалиции под руководством Израильской партии труда.

Шах — автор ряда трудов, наиболее значительный из которых — десятитомный комментарий к сочинению Маймонида Мишне Тора («Повторение Закона»).

 СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ > Общественно-политическая и религиозная жизнь
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Шах Шахам Натан следующая статья по алфавиту