главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Химьяр. Электронная еврейская энциклопедия

Химьяр

КЕЭ, том 9, кол. 829–830
Опубликовано: 1999

ХИМЬЯ́Р, горная область к югу от Хаббана в южной части Аравийского полуострова. Название упоминается в греческих светских и церковных источниках, а также в надписях в Бет-Ше‘ариме на ряде могил евреев из Аравии. Химьяриты сумели расширить свою территорию, нанеся поражение соседним племенам и южноаравийским царствам, и создать последнее доисламское (см. Ислам) южноаравийское царство. По всей видимости, начало химьяритской эры (около 117 г. до н. э.) совпадает с началом Химьяритского царства. Обнаруженные официальные надписи на камне свидетельствуют о том, что цари Химьяра сохраняли за собой титулы царей завоеванных царств, покорение которых длилось сотни лет. В начале 4 в. практически вся территория Южной Аравии находилась под властью царей Химьяра. Однако вскоре после этого Абиссинское царство (см. Эфиопия), заклятый враг Химьяра, особенно после принятия Абиссинией христианства (приблизительно 327 г.), превратилось в доминирующую силу в районе.

В середине 4 в. в Химьяре действовали многочисленные христианские миссии. Сообщающий об этом церковный автор Филосторгиос отмечает, что христианское миссионерство в Химьяре встретило резкую оппозицию со стороны местных евреев. Это сообщение — первое сохранившееся в литературе упоминание о евреях в Южной Аравии. Но, по всей видимости, евреи появились здесь на много столетий раньше; вероятно, часть еврейского воинского контингента, посланного Иродом с Элием Галлом (25 г. до н. э.) в Южный Йемен, поселилась там.

Активная деятельность абиссинских миссионеров была воспринята химьяритами как угроза их политической независимости от Абиссинии и способствовала их сближению с иудаизмом, который не представлял для них политической опасности. Известно, что Аб Кариб Асад, царь Химьяра (385–420), которому удалось еще больше расширить границы царства, обратился в иудаизм, и в течение некоторого времени многие жители Химьяра приняли эту веру. В 4–5 вв. Химьяритское царство приходило в упадок, что было вызвано преимущественно экономическими изменениями, связанными с ослаблением Римской империи. Упадок международной торговли повлек за собой сокращение земледелия, что в свою очередь привело к запустению земель, разрушению ирригационных систем, эрозии почвы и т. д. Экономический упадок Химьяра сопровождался социальным кризисом, вызванным расколом между христианами, приверженцами традиционной языческой религии и теми, кто обратился в иудаизм. Все это заставило часть южноаравийских племен мигрировать в северные районы Аравийского полуострова. Некоторые из них поселились в еврейских кварталах возле Медины.

Последний царь Химьяритского царства Юсуф Зу Нувас (в 517 г. или в 518–525 гг.), принявший иудаизм еще до восшествия на престол, начал в своем царстве гонения на христиан, что вызвало вторжение в Химьяр абиссинских войск. Зу Нувасу удалось вытеснить абиссинцев из Химьяра, однако сам он погиб в одном из сражений. В 527 г. Химьяр был захвачен византийцами, а в 575 г. перешел в руки персов (см. Иран), господствовавших здесь вплоть до завоевания страны мусульманами в 630 г.

 ДИАСПОРА > Регионы и страны
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту химия Хиршберг Иехуда следующая статья по алфавиту