главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
учёный еврей. Электронная еврейская энциклопедия

учёный еврей

КЕЭ, том 8, кол. 1310–1311
Опубликовано: 1996

УЧЁНЫЙ ЕВРЕ́Й, официальная должность, существовавшая в Российской империи в 1844–1917 гг.

На запросы правительства относительно еврейских проблем представители общин отвечали, что у евреев нет духовенства в принятом у христиан смысле слова, но есть ученые-богословы — специалисты по религиозно-духовным делам. Вскоре такие люди фактически стали работать при министерстве народного просвещения, где в то время были сосредоточены духовные дела евреев, и их стали называть «учеными евреями». Официально эта должность была узаконена в ноябре 1844 г., что было связано с планами коренных преобразований еврейской жизни и школьной реформой для российского еврейства, которые проводил император Николай I. Фактически «ученые евреи» выполняли различные функции.

«Ученые евреи» при синагогах и молитвенных домах, входя в состав духовных правлений при еврейских обществах, заменивших кагал, были обязаны «объяснять в известных случаях сомнения, касающиеся богомоления или обрядов веры». В случае необходимости заменять этого ученого мог только местный раввин. При издании закона имелось в виду, что духовные раввины (см. Раввин), не прошедшие образовательный ценз, могли сохранить официальное положение (в особенности после введения в 1857 г. должности казенного раввина).

«Ученые евреи» при попечителях учебных округов состояли для того, чтобы давать объяснения по еврейским предметам и контролировать преподавание этих предметов в казенных еврейских училищах, а позже и в других еврейских учебных заведениях, входивших в учебные округи. Однако свой контроль «ученые евреи» могли осуществлять не иначе как под руководством назначаемых для этой цели чиновников.

«Ученые евреи» при министре народного просвещения. Должность эта была учреждена в связи с проведением школьной реформы; общее образование претендента должно было быть не ниже среднего. После ухода в 1857 г. с должности Леона Мандельштама вакансия осталась незамещенной. Взамен в Ученый комитет при министерстве народного просвещения в качестве действительного члена приглашался образованный еврей, имевший также достаточные познания в области иудаизма. С начала 1880-х гг. членом комитета пожизненно состоял барон Д. Гинцбург (см. Гинцбург, семья). В 1910 г., после его смерти, на должность «ученого еврея» опять никто не был назначен, а в качестве экспертов и консультантов по еврейским учебным делам в Ученый комитет были приглашены гебраисты И. Маркон (1875–?) и Н. Переферкович.

«Ученые евреи» при генерал-губернаторах в черте оседлости и при одесском градоначальнике. На эту должность назначались лица, получившие среднее или высшее образование, «для исполнения поручений по предметам, требующим особого знания всех правил и обрядов еврейского закона». Закон указывал на желательность назначения на эту должность лиц, исполнявших обязанности общественных раввинов и знакомых с этим видом деятельности. В некоторых статьях государственных законов они именовались не «учеными евреями», а «евреями для исполнения особых поручений». Были случаи, когда крещеные евреи стремились занять эту должность, но министерство внутренних дел дало разъяснение, что «ученые евреи» должны принадлежать к иудейской религии. «Ученые евреи» служили бессрочно и увольнялись местными властями лишь после согласования с министерством внутренних дел. Жалованье «ученые евреи» получали из коробочного сбора. После 15-летней «беспорочной» службы они обычно получали медали за выслугу лет и почетное гражданство.

«Ученые евреи» при министерстве внутренних дел. После 1857 г. Раввинская комиссия (см. Россия) созывалась очень редко, поэтому министерство внутренних дел в случае надобности для консультации приглашало петербургского раввина.

Когда в 1876 г. было упразднено прибалтийское генерал-губернаторство, а курляндский и лифляндский губернаторы подали ходатайство об учреждении при каждом из них должности «ученого еврея» для нужд губерний, в 1877 г. была утверждена должность «ученого еврея» при министерстве внутренних дел с тем, чтобы он исполнял обязанности «для указанных губерний». Эту должность с 1877 г. по 1906 г. занимали пожизненно, с правом оставаться на жительство в Риге, рижские раввины А. Пумпянский (1835–93), Ш. Пухер (1829–98), доктор Михельсон. В 1906 г. министерство потребовало постоянного пребывания своего «ученого еврея» в Петербурге в связи с предполагаемым созывом Раввинской комиссии и раввинского съезда. С 1907 г. эту должность занимал главный раввин херсонских еврейских колоний М. Л. Крепс, который успешно провел подготовительную работу по созыву съезда раввинов и духовных лидеров общин черты оседлости, Петербурга и Москвы (Петербург, 1910; см. Россия).

 ЕВРЕИ РОССИИ (СССР) > История, правовое положение (1772-1917)
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Уткин Иосиф Уша следующая статья по алфавиту