главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
труд. Электронная еврейская энциклопедия

труд

КЕЭ, том 8, кол. 1071–1073
Опубликовано: 1996

ТРУД. Библия видит в труде удел человека. Согласно Быт. 2:15, Бог поселил человека в Саду Эдемском, чтобы «возделывать его и хранить его». За то, что Адам нарушил запрет и отведал запретный плод, он был обречен Богом на тяжкий труд: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт. 3:19). Библия осуждает праздность и отдает должное трудолюбию (Пр. 6:6; 14:23; 18:9; 22:29; 31:13–31, и в других местах). Однако труд не служит залогом успеха, если Бог не благословил труженика (Пс. 127:1; Эккл. 2:18–26, и в других источниках).

Библия обязывает хозяина своевременно платить заработную плату: «В тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того... чтоб он не возопил на тебя Господу, и не было на тебе греха» (Втор. 24:15). «Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра» (Лев. 19:13). Это правило относится как к израильтянину, так и к чужеземцу: «Не обижай наемника... из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих» (Втор. 24:14). Нарушение этих предписаний осуждается пророками (Иер. 22:13; Мал. 3:5). Законы о субботнем и юбилейном годах также охраняли права работников. Не более сурово и законодательство о рабстве.

В литературе эпохи Второго храма подчеркивается необходимость соблюдения библейского предписания относительно обращения с наемным работником (Тов. 4:14; Бен-Сира 7:20; 34:22). Бен-Сира (7:15) поучает: «Не отвращайся от трудной работы и от земледелия, которое учреждено от Всевышнего».

Отношение законоучителей к труду отражено в Талмуде. Иехуда ха-Наси истолковал библейский стих «Шесть дней работай» как самостоятельное предписание, а не просто вводную фразу к следующему за ним запрету работы в субботу. Законоучители настойчиво подчеркивали, что человек должен любить труд: Шхина снизошла на народ Израиля лишь после того, как он тяжко трудился.

Талмуд объясняет, зачем следует трудиться для заработка. Во-первых, человек должен быть экономически независим: «Тот, кто наслаждается плодами труда рук своих, достойнее богобоязненного» (Бр. 8а); «Не говори: я — большой человек, и унизительная работа — не для меня» (ББ. 110а). Во-вторых, законоучители считали, что праздность — общественное и моральное зло: «Праздность ведет к распутству» (Кт. 5:5). Отсюда следует требование законоучителей обучать детей ремеслу: «Тот, кто не обучает сына ремеслу, словно учит его быть разбойником» (Кид. 29а; см. Воспитание, Образование еврейское). Различные виды труда, однако, не равноценны. Следует тщательно выбирать занятие. Есть чистые и легкие ремесла, например, производство ароматических веществ, и есть низкие занятия — пастушество, извоз или мелкая торговля. Ремесло мясника считалось особенно низким. Законоучители рекомендовали воздерживаться от выбора занятий, которые, подобно ювелирному или парикмахерскому делу, стирке или работе в банях, требуют от мужчины слишком тесного контакта с женщинами (Кид. 82а–б).

Несмотря на то, что Талмуд отдает труду дань уважения («Занятые своей работой не обязаны вставать перед ученым», Кид. 33а; см. Талмид-хахам), в то же время чрезмерная поглощенность работой препятствует изучению Торы: «Если человек должен пахать, когда наступает время пахоты, сеять, когда наступает время сева, жать во время жатвы, молотить в молотьбу и веять, что же будет с Торой?» Это противоречие породило компромиссную позицию, которую разделяло большинство законоучителей: «Прекрасно изучение Торы в сочетании с мирской работой: труд, связанный с обоими занятиями, отвращает мысль от греха» (Авот 2:2; см. Талмуд-тора). Профессиональный труд и изучение Торы, однако, не равноценны: «Прежние поколения заботились в первую очередь об изучении Торы и лишь затем — о работе и преуспевали и в том, и в другом; позднейшие поколения поступали наоборот и не преуспевали ни в том, ни в другом» (Бр. 35б).

Законоучители Талмуда интерпретировали библейское предписание своевременно платить заработную плату: «Тот, кто отказывает работнику в его плате, подобен отнимающему у него жизнь» (БМ. 112а), — и постановили, что, в случае разногласий между хозяином и работником, последний обладает преимущественными правами (БМ. 77а). Было постановлено, что, если работник — свободный человек, у него есть право по собственному желанию прекратить работу на хозяина (БК. 116б; БМ. 10а). Талмуд четко определяет обязанности хозяина: обеспечение работника пищей и всем необходимым (МБ. 7:1; БК. 119а–б).

В раввинистической литературе постталмудического периода труд рассматри­вается как благословение. Раввины считали, что Библия требует от власть предержащих заботиться о подданных во время безработицы, в старости и болезни. Получение такой помощи — законное право, и она должна предоставляться в форме, которая не была бы оскорбительна для получающего. Раввины признавали право рабочих создавать профессиональные союзы и объявлять забастовки.

В 19 в. тот факт, что евреи оказались вытесненными из сферы сельскохозяйственного и промышленного труда, идеологи Хаскалы считали главной причиной «еврейской проблемы», в то же время «еврейский паразитизм» стал одной из основных идей антисемитизма. В этих условиях возникла идеология возвращения евреев к производительному, физическому труду, прежде всего, в сельском хозяйстве. Эта идеология приняла различные формы — религиозную (см. Ха-По‘эл ха-мизрахи), социалистическую (см. Социализм еврейский, Бунд) и сионистско-социалистическую (см. Билу, Израильское рабочее движение, По‘алей Цион, Сионисты-социалисты, Н. Сыркин, Б. Борохов, Сионизм).

На ранних этапах заселения Эрец-Исраэль трудовая идеология приняла форму концепции национального возрождения путем восстановления связи с Эрец-Исраэль (см. А. Д. Гордон, Алия). Попытки продуктивизации еврейского труда были осуществлены и в самой России, в частности, создавались еврейские сельскохозяйственные поселения в Южной России (см. Земледелие), еврейскую молодежь поощряли к занятию ремеслами и т. п. Идеология продуктивизации еврейского труда сыграла значительную роль в создании еврейских сельскохозяйственных поселений в Аргентине и Бразилии, а в 1930-х гг. — в Биробиджане (см. также ОЗЕТ, Комзет, Калининдорф, Новозлатополь, Сталиндорф, Крым). Евреи, которые составляли значительную часть в формировавшемся на восточном побережье США промышленном пролетариате, сыграли ведущую роль в создании профсоюзных объединений.

О трудовых отношениях и трудовом законодательстве в Израиле см. Государство Израиль. Трудовые отношения.

 ИУДАИЗМ > Религиозная этика
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Труа трумот у-ма‘асрот следующая статья по алфавиту