главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Тишби Иеша‘яху. Электронная еврейская энциклопедия

Тишби Иеша‘яху

КЕЭ, том 8, кол. 969–970
Опубликовано: 1996

ТИ́ШБИ Иеша‘яху (Шандор Шварц; 1908, Санисло, Венгрия, ныне Санислэу, Румыния, – 1992, Иерусалим), израильский ученый, исследователь лурианской (см. И. Лурия) каббалы, хасидизма и средневековой нравоучительной литературы (см. Раввинистическая литература. Галахические постановления). Первоначально получил только традиционное религиозное образование, но уже в юности определился его интерес к светской литературе и научным исследованиям. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. начал писать статьи, рассказы и стихи на венгерском языке (в 1932 г. вышел в свет его поэтический сборник). В 1933 г. переехал в Эрец-Исраэль, поступил в Еврейский университет в Иерусалиме, где под влиянием Г. Шолема и под его руководством специализировался в области еврейских мистических учений 15–18 вв. С 1946 г. Тишби — преподаватель, с 1955 г. — профессор отделения еврейской литературы этого университета.

Тишби успешно продолжил начатое его учителем преодоление преобладавшего долгое время в науке о еврействе рационалистического взгляда, согласно которому каббала, особенно лурианская, была реакцией на рационализм еврейской философии средних веков, а мистика и мистические символы, совершенно чуждые аутентичному иудаизму, знаменовали глубокий кризис еврейской религии и основанного на ней национального единства. В своих исследованиях мистических и мессианских доктрин и их влияния на более поздние религиозные течения Тишби показал органичность этих доктрин для всей концептуальной системы иудаизма и адекватность историческим катаклизмам, обрушившимся на многие еврейские общины в 15–18 вв. Тишби обосновал выдвинутую впервые Г. Шолемом и общую для всей его школы концепцию о более глубоком, чем считалось ранее, влиянии каббалы и саббатианства (см. Саббатай Цви) на весь ход еврейской истории этого периода. Работы Тишби посвящены исследованию лурианской каббалы («Торат ха-ра ве-ха-клиппа бе-каббалат ха-Ари» — «Учение о зле и злой силе в лурианской каббале», 1942); книге Зохар («Мишнат ха-Зохар» — «Учение Зохар»; основные разделы книги Зохар, систематизированные в соответствии с их тематикой, переведенные на иврит и снабженные введением и примечаниями, тома 1–2, 1946–60, и другие); саббатианства («Я‘аков Саспортас. Цицат новел Цви»; научно-критическое издание важнейшего антисаббатианского сочинения Я‘акова Саспортаса «Цви — увядший цветок» с обширным введением и примечаниями Тишби, 1954; «Нетив эмуна у-минут» — «Путь веры и ереси», сборник работ по проблемам каббалы и саббатианства, 1984, и другие), а также хасидизма («Торат ха-хасидут ве-сифрута» — «Учение хасидизма и его литература», 1951; «Ха-ра‘айон ха-мешихи ве-ха-мегамот ха-мешихийот би-цмихат ха-хасидут» — «Мессианская идея и мессианские настроения в хасидизме в период его роста», 1966, и другие). Эти труды позволили по-новому осветить исторические события и процессы, определившие судьбу евреев Европы, в частности, балканских стран, между концом 15 – концом 18 вв., и увидеть в мистических и мессианских исканиях и надеждах этого периода подлинно еврейскую реакцию на преследования и унижения. Такой подход оправдал себя в работе «Мешихиут бе-дор герушей Сфарад у-Фортугал» («Мессианство в поколении изгнанников из Испании и Португалии», 1984) и особенно в исследованиях, посвященных значительному, хоть и косвенному влиянию саббатианства на становление хасидизма. Одной из важнейших заслуг Тишби является открытие им главного источника этого влияния — проникнутых глубокими мессианскими чаяниями каббалистических сочинений Моше Луццатто и его окружения, получивших широкое распространение в еврейских общинах Восточной Европы. Различные аспекты этой проблемы Тишби исследует в работах «Дархей ха-фацатам шел китвей каббала ла-Рамхал бе-Полин у-ве-Лита» («Пути распространения каббалистических сочинений М. Х. Луццатто в Польше и Литве», 1970) и «Иквот Рамхал бе-мишнат ха-хасидут» («Влияние М. Х. Луццатто в поучениях хасидизма», 1977). Значительное внимание Тишби уделял находившейся в круге тех же идей и настроений средневековой нравоучительной литературе (например, «Праким ми-сифрей мусар каббалиим» — «Проблематика нравоучительных сочинений каббалистов», 1970).

Научные заслуги Тишби отмечены Государственной премией Израиля (1979) и премией имени Г. Шолема Израильской академии наук (1991). В 1989 г. в издательстве Оксфордского университета было опубликовано сочинение Тишби «Учение Зохар» в его собственном переводе на английский язык. Незадолго до смерти он выпустил в свет сборник своих юношеских стихов «Швивей алата» («Искры тьмы»).

 СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ > Просвещение. Культура. Наука. Спорт
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Тиш‘а бе-ав тишрей следующая статья по алфавиту