главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Сент-Томас. Электронная еврейская энциклопедия

Сент-Томас

КЕЭ, том 7, кол. 758–760
Опубликовано: 1994

СЕНТ-ТО́МАС, остров в Карибском море. Входит в группу Виргинских островов (северная часть Малых Антильских островов). С освоением Сент-Томаса европейцами в середине 1660-х гг. на острове начали селиться евреи, главным образом сефарды, — судовладельцы, коммерсанты (многие из них участвовали в работорговле), а также мелкие лавочники и торговцы вразнос. Число евреев увеличилось после того, как в 1671 г. Сент-Томас стал владением датской Вест-Индской компании, а в 1674 г. перешел под власть короля Дании. Первым губернатором острова, назначенным датской короной, стал международный авантюрист Габриэль Милан (1621?–1676); его правление на Сент-Томасе ознаменовалось жестокостями и злоупотреблениями, за что в 1676 г. он был отозван в Копенгаген, предан суду и повешен.

В 1685 г. в договор между датской Вест-Индской компанией и базировавшейся в Пруссии Бранденбургской компанией о совместном управлении Сент-Томасом была включена статья, разрешавшая жившим на острове католикам (см. Церковь католическая) и евреям «проводить в частном порядке богослужения при условии, что они не будут вызывать скандалов». Несмотря на это разрешение, до конца 18 в. на Сент-Томасе не было ни синагоги, ни организованной общины; однако существовало еврейское кладбище. На близлежащем острове Санта-Крус, купленном датской Вест-Индской компанией в 1733 г., в 1760 г. возникла небольшая община, а в 1766 г. была построена синагога.

Численность еврейского насления Сент-Томаса возросла в 1781 г., когда здесь поселилось несколько сефардских семей, бежавших с острова Синт-Эстатиус, который был захвачен и разорен британскими войсками. В 1796 г. в городе Шарлотта-Амалия открылась синагога «Браха ве-шалом»; в 1804 г. она сгорела и была восстановлена лишь в 1812 г. В марте 1814 г. евреи Сент-Томаса, как и всех владений датской короны, получили равные с христианами гражданские права. Поскольку число евреев, живших на Сент-Томасе, быстро увеличивалось (в 1801 г. — девять семей, в 1803 г. — 22 семьи, в 1824 г. — 64 семьи), в 1823 г. община выстроила новую, более вместительную синагогу, получившую название «Браха ве-шалом у-гмилут хасадим». Уничтоженная пожаром в 1831 г., она была отстроена в 1833 г. и действует по сей день; как и в некоторых синагогах Кюрасао и Ямайки, ее пол покрыт слоем песка (традиция, которая предположительно берет начало в средневековой Португалии).

В 1820–50-х гг., когда Сент-Томас был важным перевалочным пунктом и крупной ремонтной базой парусных судов на главном морском торговом пути из Европы в Вест-Индию, община острова, большинство членов которой занималось коммерцией, процветала. Ее численность продолжала быстро возрастать, в основном за счет притока переселенцев из Великобритании, с Кюрасао, Ямайки и Синт-Эстатиуса; в 1837 г. на Сент-Томасае жили около 400 евреев, в начале 1850-х гг. — 450–500 евреев.

Во 2-й половине 19 в. с заменой парусников пароходами, повлекшей за собой изменение географии морской торговли, экономика Сент-Томаса вступила в полосу глубокого спада (усугубленного в 1867 г. тяжелыми стихийными бедствиями), и евреи начали уезжать с острова, главным образом в Панаму и Соединенные Штаты Америки. К 1890 г. число евреев, живших на острове, сократилось до 141 человека, к 1917 г., когда Сент-Томас был куплен США (вместе с островами Санта-Крус и Сент-Джон), — до сорока человек. Однако община сохранилась, во многом благодаря усилиям раввина М. Д. Сассо (1894–?), возглавлявшего ее в 1914–65 гг. (с 1949 г. в качестве раввина). Под его влиянием синагога Сент-Томаса стала реформистской (см. Реформизм в иудаизме) и присоединилась к Союзу американской еврейской конгрегации.

В середине 20 в., с развитием в Вест-Индии туристского бизнеса, численность еврейского населения острова вновь начала расти (в 1942 г. — 50 человек, в 1959 г. — 125). К середине 1960-х гг. на Сент-Томасе жили около 200 евреев, главным образом выходцев из США, — владельцы отелей, магазинов и небольших предприятий, государственные служащие, учителя, врачи, адвокаты, торговцы недвижимостью. Заметную роль в экономической, политической и культурной жизни острова играли представители семьи коммерсантов Пайевонских, переселившихся на Сент-Томас из Литвы в 1880-х гг. При их непосредственном участии на острове был открыт колледж Виргинских островов (1962), создана ложа Бней-Брит. В 1950-х гг. губернатором Виргинских островов был М. Ф. Де Кастро (1902-?), в 1960-х гг. — Р. Пайевонский. С 1950-х гг. на Сент-Томасе жил американский писатель Г. Вук; по его инициативе на острове было начато преподавание иврита и истории еврейского народа для детей и взрослых, организована доставка кашерных продуктов (см. Кашрут) из Нью-Йорка.

В начале 1990-х гг. на Виргинских островах (в основном на Сент-Томасе и на острове Санта-Крус) жили около 300 евреев.

Среди уроженцев Сент-Томаса — политический деятель США Д. Л. Юли (Д. Леви, 1810–86), Д. Ф. Бенджамин, К. Писсарро, врач и автор научных трудов по медицине Я. Мендес да Коста (1833–1900).

ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ

 ДИАСПОРА > Регионы и страны
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Сент-Луис Сепир Эдуард следующая статья по алфавиту