главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Сассун, семья. Электронная еврейская энциклопедия

Сассун, семья

КЕЭ, том 7, кол. 689–691
Опубликовано: 1994

САССУ́Н (Сассон, Сасон), семья, происходящая из Багдада, многие члены которой стали известными финансистами-филантропами, государственными и общественными деятелями и литераторами. Согласно семейному преданию, Сассун — потомки сефардов, живших в Багдаде уже в 16 в. С 19 в. семья действовала в Индии, Англии, Китае и других странах.

Шейх (наси) Сасон, или Сассун бен Салах (родился в 1750 г. – умер в 1829 г. или в 1830 г.) возглавлял еврейскую общину Багдада с 1781 г. почти 40 лет. Он был также главным казначеем (сарраф баши) при восьми сменявших друг друга турецких пашах города, что нередко ставило его в опасное положение.

Сын Сасона, Давид Сассун (1792–1864), начал финансовую деятельность в Багдаде, но вскоре оставил город (по различным версиям, в связи с чумой 1822 г. или в результате преследований очередного паши в 1828 г.). Он поселился в Бушире (на правом берегу Персидского залива, Иран). Со временем к нему присоединился отец со всей семьей. После смерти отца Давид переселился в Бомбей, где возглавил общину выходцев из Ирака (в 1837 г. только бывших багдадцев здесь жило свыше 650 человек, около 10% всего еврейского населения города). Он основал здесь фирму «Давид Сассун и К°» с отделениями в ряде городов Индии, Китая и Японии, торговавшую главным образом текстилем, но в значительной мере и опиумом (см. также Гонконг, Китай). Кроме того, Давид создал сеть предприятий, банков, страховых обществ и построил в Бомбее причал, а также синагогу «Маген-Давид» (1861); другую синагогу — «Охел Давид» — он построил в городе Пуна (1863; во дворе ее находится его могила).

Давид основал ряд школ (см. также И. Л. Гордон), библиотек, несколько музеев, больниц, сиротских домов, благотворительных обществ, покровительствовал литературной и научной деятельности и т. п. Оказывал помощь евреям Эрец-Исраэль. Зная много языков, он предпочитал еврейско-арабский и способствовал изданию газеты на нем («Дореш тов ле-‘аммо», 1855–66). Он был также официальным советником правительства Индии. У него было 14 сыновей и дочерей; некоторые из них заслуживают особого упоминания.

Старший сын Давида, Овадия (Абдалла) Сассун (1818–96; с 1872 г. — сэр Альберт), получил как традиционное, так и светское европейское образование. После смерти отца возглавил фирму. Он открыл ряд новых филиалов, расширил текстильные предприятия (особенно по производству хлопка и шелка), а также причалы в Бомбее, построил первую верфь на западном побережье Индии («Сассун доке», на полуострове Колаба), обеспечившую трудоустройство тысячам местных рабочих, способствовал развитию сельского хозяйства, создал ряд школ и больниц. В середине 1870-х гг. поселился в Лондоне, ставшем центром деятельности семьи Сассун. Был дружен с будущим королем Эдуардом VII. В 1890 г. получил титул баронета (см. также Гербы). Его братья, Рубен (Реувен; 1835–1905) и Артур (1840–1912), состояли в окружении короля Эдуарда VII.

Второй сын Давида Сассуна, Элияху Давид (Элайас; 1820–80), после смерти отца вместе со своими сыновьями основал новую фирму «Э. Д. Сассун и К°» с филиалами в Китае и связями в Африке и Америке. Продолжал филантропическую деятельность отца. Сын Элияху, Я‘аков Элияху (сэр Джейкоб; 1844–1916), также филантроп, расширил семейное дело в Индии.

Третий сын Давида Сассуна, Сасон Давид (1832–67), первым из семьи Сассун поселился в Англии (1858) и принимал весьма активное участие в жизни местной еврейской общины. Его дочь, Рахель Сассун-Бер (1858–1927), была редактором газет «Санди обсервер» и «Санди таймс».

Другой сын Давида, Шломо (Сулейман; 1841–94), с 16 лет участвовал в деятельности отца, в основном в Шанхае и Гонконге. Занимался гебраистикой, как и его жена Флора (Пирха; 1859–1936). После смерти мужа Флора руководила фирмой в Бомбее, а с 1901 г. жила в Англии. Близнец Шломо, Ахарон (1841–1907), был известен своей благотворительной деятельностью.

Сэр Эдуард Альберт Сассун (1856–1912) — сын Овадии Сассуна (сэра Альберта), породнившийся с семьей Ротшильдов, — был членом британского парламента (от консервативной партии) с 1899 г. до самой смерти, после чего его место в парламенте занимал его сын Филип (1888–1939), также до своей смерти. В 1924–29 гг. и 1931–37 гг. Филип был заместителем министра авиации. Кроме того, в его ведении находились исторические памятники, парки и королевские дворцы Англии.

Последним крупным финансовым деятелем династии был сэр Виктор (Эллис) Сассун (1881–1961), внук Элияху Давида (Элайаса) Сассуна. Он внес вклад в развитие Индии и был главой еврейства этой страны. Во время Первой мировой войны был летчиком, получил ранение при аварии. В 1922–23 гг. и 1926–29 гг. был членом Законодательного собрания Индии. После 1933 г. помогал беженцам — жертвам нацизма. В 1931 г. перевел дело своего деда в Шанхай, где оно вскоре попало в руки японских, а затем китайских коммунистических властей. Сэр Виктор переехал на Багамские острова и там основал новую фирму. Держал породистых лошадей, не раз побеждавших на скачках в Дерби (Англия).

Давид Шломо (Дауд Сулейман; 1880–1942), сын Шломо и Флоры (см. выше), был гебраистом и библиофилом. Большую часть жизни прожил в Англии. В его библиотеке хранились тысячи редких книг и периодических изданий, а также около 1300 еврейских (и самаритянских; см. Самаритяне) рукописей, особенно восточного происхождения. В каталоге «Охел Давид» («Шатер Давида», 1932) он описал рукописи, имевшиеся у него к моменту выхода книги. Давид Шломо выпустил также научное издание дивана Шмуэля ха-Нагида по рукописи из своей коллекции (1934). Посмертно вышли его книги «История евреев Багдада» (английский, 1949), дневник «Масса Бавел» («Путешествие в Вавилонию», 1955) и другой дневник, содержащий его воспоминания и высказывания по разным вопросам (1989). Давид Шломо собрал также коллекцию еврейских обрядовых предметов.

Его сын, Шломо Давид (Сулейман Дауд; 1915–85), расширил коллекцию отца. Некоторые ценные рукописи куплены у него Еврейской национальной и университетской библиотекой в Иерусалиме и Израильским музеем. В 1936 г. стал раввином и проповедовал в синагогах и бет-мидрашах Лондона. Поддерживал еврейское религиозное образование в диаспоре. Не раз посещал Израиль; с 1970 г. поселился в Иерусалиме. Отклонил предложение занять пост главного сефардского раввина Израиля (см. Ришон ле-Цион, титул). Издал (по рукописям своей коллекции) ряд средневековых комментариев: Аврахама Бен Моше — сына Маймонида (см. там; изданы в 1958 г. и в 1965 г.), факсимиле комментариев самого Маймонида (в 3-х т., 1956–66) и труды тосафистов (см. Тосафот) под названием «Мошав зкеним» («Заседание старцев»; 1959).

Зигфрид (Сигфрид) Лоррейн Сассун (1886, Бренчли, Кент, – 1967, Уилтс, Уилтшир), правнук Давида Сассуна, английский поэт и романист. Мать-англиканка воспитала его в христианском духе. Учился в Кембридже. Его первые сборники — «Стихи» (1906), «Сонеты и стихи» (1909), «Мелодии» (1913) и другие — написаны в манере неоромантизма. Участвовал в Первой мировой войне. Антивоенными настроениями проникнуты его последующие сборники стихов: «Старый охотник» (1917) и «Контратака» (1918). Некоторое время в 1919 г. был литературным редактором газеты «Дейли гералд», органа лейбористской партии. Пацифистскими мотивами изобилует и его трилогия — «Воспоминания охотника на лисиц» (1928), «Воспоминания пехотного офицера» (1930) и «Путь Шерстона» (1936–37), объединяемая иногда под названием «Все воспоминания Джорджа Шерстона», и вторая трилогия — «Прошедший век» (1938), «Просторы юности» (1942) и «Путешествие Зигфрида» (1945). В поздней поэзии Сассуна преобладают отвлеченные размышления. В 1957 г. принял католицизм.

 ДИАСПОРА > Религиозная, общественная и культурная жизнь
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Саспортас Я‘аков Сатана следующая статья по алфавиту