главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Осипович Наум. Электронная еврейская энциклопедия

Осипович Наум

КЕЭ, том 6, кол. 212–213
Опубликовано: 1992

ОСИПО́ВИЧ Наум Маркович (1870, город Очаков, ныне Николаевская область, Украина, – 1937, Одесса), русский писатель. Сын рыбака. В 1885 г., окончив шестиклассное училище, переехал в Одессу, где готовился к поступлению в университет. Сблизился с кружком народовольцев (приверженцев взглядов Г. Лопатина); в 1886 г. вступил в организацию «Народная воля» и поступил рабочим на завод с целью революционной агитации. В том же году был арестован. После трех лет тюрьмы был сослан в Колымский округ, где два года провел вместе с В. Богоразом и В. Иохельсоном (всего в тюрьмах и ссылках находился 18 лет). В 1900 г. по поручению Общества для распространения просвещения между евреями в России исследовал степень грамотности еврейского населения Бессарабской губернии. Результатом этой работы стали первые полубеллетристические очерки Осиповича — «В черте оседлости», опубликованные в «Восходе» (№12, 1902; написанный до того рассказ «За что?» был изъят цензурой из январского номера «Восхода» за 1902 г.). С этих публикаций началась литературная деятельность Осиповича и сотрудничество в многочисленных периодических изданиях (иногда под псевдонимом Макар), в том числе и русско-еврейских («Еврейский мир», «Еврейская неделя», «Новый восход» и другие). В 1910–12 гг. жил в Швейцарии, где окончил (1912) Высшую школу социальных наук. В 1913–18 гг. в Одессе был фактическим редактором «художественно-литературного иллюстрированного журнала для еврейских детей» — «Колосья». Этот журнал и его приложения (составителем некоторых из них был Осипович — например, «Образцы библейской поэзии. Стихи и поэмы на сюжеты из Библии», тт. 1–2, 1915–16) ставили целью формирование национального самосознания еврейских подростков. В 1919–26 гг. Осипович — председатель правления Южного товарищества писателей.

В 1910–12 гг. в Петербурге двумя изданиями вышло Собрание сочинений Осиповича в четырех томах (4-е изд. в трех томах — Николаев, 1931). Были также опубликованы сборники рассказов: «В забытом краю» (1911), «По чужой дороге» (1917), «Похищение Зоси», «Провокатор» (оба — 1926), «Пахари» (1934) и другие. Первые рассказы и очерки Осиповича (в духе так называемой народнической беллетристики) о жизни ссыльных в тяжелых заполярных условиях, проникнутые чувством любви к природе и людям, отмеченные лирическим психологизмом и точностью бытовых зарисовок («Дамка», «Средь шумного бала», «Homo sum» и другие), получили благожелательный отзыв критики. Как правило, место действия в его произведениях — революционное подполье, тюрьма (порой на Балканах, как в рассказах «В казематах крепости», «Кара-Гёол»), ссылка или черта оседлости. В значительной части его рассказов и повестей описаны жизнь и быт евреев юга России («У воды», «Книга», «Философия Зелика Кнака» и другие), но и в произведениях на другие темы почти всегда появляются характерные образы евреев («Дамка», «Средь шумного бала», «Звонок. Повесть усталого человека» и другие). Рассказы «За что?», «Охота», «Фейгеле», «Семья Арона Рабиновича», «Поверил», «На военном совете» и другие в той или иной степени затрагивают темы еврейских погромов (особенно «кровавый разлив» 1905 г.), беззащитности еврейских масс, героизма еврейской революционной молодежи и ее чуждости русской народной среде («Поверил»). Осипович иногда использовал еврейские народные легенды для пробуждения национального самосознания и призыва еврейского народа к борьбе и отмщению врагам («Арфа Гетана», 1910, — о разрушении Второго храма). В романе «Натан Маймон» (другое название «Логика»; 1912) описана жизнь бездомных еврейских интеллигентов, находящихся одновременно под влиянием «толстовства» и революционных идей. В художественном отношении выделяется не лишенная автобиографичности повесть «У воды» (1912) из жизни черноморских евреев-рыбаков, красочно рисующая их своеобразный быт и нравы.

 ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА > Русско-еврейская литература
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Освенцим Осия следующая статья по алфавиту