главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Одесский комитет. Электронная еврейская энциклопедия

Одесский комитет

КЕЭ, том 6, кол. 127–129
Опубликовано: 1992

ОДЕ́ССКИЙ КОМИТЕ́Т (официальное название: Общество вспомоществования евреям земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине; называлось также Одесским палестинским обществом), легальная организация палестинофильского движения в России (см. Ховевей Цион). Решение ходатайствовать перед русским правительством о разрешении на основание в России общества помощи еврейским поселенцам в Эрец-Исраэль было принято на съезде палестинофилов в Друскениках (1887). Благодаря стараниям А. Цедербаума, в феврале 1890 г. министерство внутренних дел утвердило устав общества. Первое собрание общества состоялось в Одессе в апреле 1890 г. с участием представителей движения Ховевей Цион из разных городов России. Деятельность Одесского комитета продолжалась до 1919 г. Его председателями были: в 1890–91 гг. — Л. Пинскер, с 1891 г. — А. Гринберг (1841–1906), а с 1906 г. — М. Усышкин. Одесский комитет собирал средства в помощь еврейским поселенцам в Эрец-Исраэль и распространял собранное при посредстве Палестинского управления в Яффе, возглавлявшегося В. Тёмкиным. Средства предназначались как на расширение и улучшение хозяйства, так и на личные нужды поселенцев. Оказывалась также помощь евреям-ремесленникам в Яффе и Иерусалиме; предпринимались попытки наделить землей евреев — сельскохозяйственных рабочих. Однако деятельность Одесского комитета в Эрец-Исраэль стала приобретать чисто филантропический характер: идеалы, вдохновлявшие движение Ховевей Цион, не находили в ней воплощения.

Массовое выселение евреев из Москвы (1891) способствовало переезду в Эрец-Исраэль значительного числа русских евреев, главным образом неимущих. Однако закупка земельных участков в Эрец-Исраэль была организована плохо и сопровождалась спекуляциями, которыми занимались и некоторые члены Палестинского управления. В 1893 г. турецкое правительство запретило русским евреям селиться в Эрец-Исраэль и приобретать там землю, что привело к банкротству Палестинского управления и резкому ухудшению положения Одесского комитета. Многие из Ховевей Цион высказывали недовольство методами работы Одесского комитета. Ахад ха-‘Ам, посетивший Эрец-Исраэль в 1891 и 1893 гг., выразил это недовольство в серии статей «Эмет ме-Эрец-Исраэль» («Правда из Эрец-Исраэль»), в которых подверг резкой критике недостатки колонизационной деятельности Одесского комитета: отсутствие централизованной организации для покупки земли, плохую подготовку поселенцев — и, особенно, систему денежных пособий поселенцам и опеку над ними. Требования недовольных были учтены Одесским комитетом при создании образцового сельскохозяйственного поселения Кастиния (1896).

Оформление политического сионизма (1897) открыло перед Одесским комитетом более широкие перспективы. Он стал единственной легальной сионистской организацией в России. В 1900 г., после того, как Э. Ротшильд передал поддерживаемые им еврейские поселения в Эрец-Исраэль в ведение Еврейского колонизационного общества (ЕКО), Одесский комитет направил для их обследования комиссию в составе Ахад ха-‘Ама и агронома Аврахама Зусмана. В отчетах комиссии говорилось о вреде, который причиняет поселениям опека бюрократического аппарата барона Ротшильда.

В соответствии с предложениями А. Эттингера, которого Одесский комитет командировал в Эрец-Исраэль в 1902 г., было принято решение прекратить филантропическое субсидирование отдельных поселенцев и уделять главное внимание поощрению частной и общественной инициативы в создании и развитии поселений. Нескольким группам сельскохозяйственных рабочих были выделены участки земли и инвентарь на условиях покупки в рассрочку; для них были организованы кредитные кассы; строились дешевые жилища; было принято решение о создании специального рабочего фонда. В 1903 г. Одесский комитет направил в Эрец-Исраэль делегацию во главе с М. Усышкиным, которая должна была организовать деятельность нового ишува. Делегаты поселенцев провели несколько собраний в Зихрон-Я‘акове, на которых были учреждены Организация евреев Эрец-Исраэль (вскоре оказавшаяся нежизнеспособной) и Союз учителей, сыгравший впоследствии важную роль в развитии системы образования в стране.

Одесский комитет организовал в Одессе, Стамбуле, Бейруте, Яффе, Иерусалиме и Хайфе сеть информационных бюро для оказания помощи переселенцам. Он основывал сельскохозяйственные поселения (см. Мошава) и мелкие единичные хозяйства для сельскохозяйственных рабочих (Беер-Я‘аков, 1908; Эйн-Ганним возле Петах-Тиквы, 1908; Нахалат-Иехуда), участвовал в создании винодельческого кооператива «Кармел» (сейчас «Кармел мизрахи»), поддерживал ряд культурно-просветительных учреждений в Эрец-Исраэль (школы, в том числе первые школы с преподаванием на иврите, детские сады), издавал книги и журналы и т. п. Одесский комитет внес первый взнос в фонд, предназначенный на приобретение участка для создания Еврейского университета в Иерусалиме.

 СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ > Предтечи и становление сионизма
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 
Первое собрание Одесского комитета. 1890 г.

Первое собрание Одесского комитета. 1890 г.
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Одесса Одетс Клиффорд следующая статья по алфавиту