главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Моше бен Шем Тов де Леон. Электронная еврейская энциклопедия

Моше бен Шем Тов де Леон

КЕЭ, том 5, кол. 496–497
Опубликовано: 1990

МОШЕ́ БЕН ШЕМ ТОВ ДЕ ЛЕО́Н (Moshe ben Shem-Tov de Leon; 1240?, Леон, Кастилия, – 1305, Аревало, Кастилия), каббалист (см. Каббала), автор основного корпуса книги Зохар. Сведений о его учителях и ранних сочинениях не сохранилось. Наряду с проблемами религии, Моше бен Шем Тов интересовался философией; одна из копий «Наставника колеблющихся» Маймонида была выполнена по его заказу в 1264 г. Увлекшись учением каббалы, он подружился с каббалистами Кастилии, особенно сблизился в 1270–80-х гг. с Иосефом Гикатиллой из Жероны. К концу 1270-х гг. Моше бен Шем Тов написал несколько каббалистических сочинений в псевдоэпиграфической (см. Апокрифы и псевдоэпиграфы) форме. В окончательном виде (закончены до 1286 г.) эти сочинения образуют «Мидраш ха-не‘элам» («Мистический мидраш»), являющийся ядром книги Зохар, к которому позднейшими каббалистами были сделаны дополнения.

Большая часть «Мидраш ха-не‘элам» написана по-арамейски (см. Арамейский язык), однако Моше бен Шем Тов писал также псевдоэпиграфы на иврите, трактующие этические и эсхатологические вопросы. Сочинение «Цавваат рабби Эли‘эзер ха-Гадол» («Завещание рабби Эли‘эзера Великого»), известное также, как «Орхот хаим» («Пути жизни»), свидетельствует о колебаниях Моше бен Шем Това в выборе танная, от имени которого излагается доктрина, — Эли‘эзера бен Гиркана или Шим‘она бар Иохая. Работая над книгой Зохар, Моше бен Шем Тов несколько лет (по меньшей мере — до 1291 г.) жил в Гвадалахаре, где обнародовал первые ее части. В Гвадалахаре Моше бен Шем Тов поддерживал дружеские связи с Ицхаком ибн Сахулой (родился в 1244 г.), в сочинениях которого впервые цитируется «Мидраш ха-не‘элам». После 1292 г. Моше бен Шем Тов много странствовал, пока не поселился в Авиле, где почти полностью посвятил себя выполнению и распространению копий книги Зохар. В 1305 г. Моше бен Шем Тов посетил Вальядолид, где встретил молодого каббалиста Ицхака бен Шмуэля из Акко и пригласил его к себе в Авилу, где якобы находился древний оригинал книги Зохар, однако в пути Моше бен Шем Тов заболел и умер в Аревало. Его вдова отрицала наличие древнего манускрипта.

Среди частично или полностью сохранившихся сочинений Моше бен Шем Това (которых было, по-видимому, 24): «Шушан-‘эдут» («Лилия свидетельства», 1286) и «Сефер ха-риммон» («Книга граната», 1287), содержащие каббалистическую интерпретацию смысла мицвот и основанные на гомилетике книги Зохар; «Ор заруа» («Рассеянный свет», 1288–89) об акте сотворения мира; «Ха-нефеш ха-хахама» («Мудрая душа», 1290); два комментария к учению о десяти сфирот — один без заглавия, а другой под названием «Сод эсер сфирот блима» («Тайна десяти сфирот, покоящихся ни на чем»); каббалистический трактат «Шекель ха-кодеш» («Священный сикль», 1292, издана в 1911 г.); «Мишкан ха-‘эдут» («Скиния откровения»), трактующий посмертную судьбу души; комментарий к молитвам «Маскийот кесеф» («Серебряные украшения», после 1293 г.) и другие.

 ИУДАИЗМ > Мистика. Каббала. Магия
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Моше Моше бен Я‘аков из Киева следующая статья по алфавиту