главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Мадрид. Электронная еврейская энциклопедия

Мадрид

КЕЭ, том 5, кол. 24–26
Опубликовано: 1990
Обновлено: 13.08.2006

МАДРИ́Д, столица Испании. Город сложился вокруг мавританской крепости Маджирит. В 1083 г. Мадрид был отвоеван у арабов Кастилией. Немногочисленная еврейская община существовала с 11 в. или 12 в.; евреи также проживали в окрестных селах, одно из которых носило название Ал-луден (из арабского ал-яхудийин — евреи).

В 13 в. община Мадрида достигла процветания; городское право (Fuero de Madrid) давало евреям те же права, что и прочим горожанам. Но с конца 13 в. городские и королевские власти и кортесы издали ряд антиеврейских постановлений. В 1293 г. евреи были удалены с государственных должностей; им было запрещено приобретать недвижимое имущество у христиан, а также продавать его им; в 1385 г. христиане были освобождены от уплаты евреям по долговым обязательствам, срок действия которых превышал 15 месяцев. Во время погромов 1391 г. большинство евреев было истреблено; лишь немногие приняли христианство. Через некоторое время община была восстановлена, но влачила жалкое существование. Христианское население пользовалось услугами евреев-врачей, некоторые евреи назначались на городские должности. В 1461 г. в Мадриде Альфонсо де Эспина и Альфонсо де Оропеса возглавляли борьбу католической церкви за пресечение тайного исповедания иудаизма марранами. В 1478 г. Фердинанд и Изабелла подтвердили изданный в 1447 г. кастильским королем Хуаном II закон, запрещавший евреям Мадрида заниматься медицинской практикой среди христиан, а также продавать христианскому населению пищевые продукты и медикаменты. По их же приказу в 1480 г. гетто Мадрида было обнесено стеной, в ночное время вход в него охранялся.

Однако некоторым евреям-врачам разрешалось жить за пределами гетто, чтобы беспрепятственно принимать пациентов и в ночное время, например, в 1481 г. дону Иехуде с его сыном маэстро Сулемом (Шломо) и в 1489 г. рабби Я‘акову с его сыном рабби Иосефом.

После изгнания евреев из Испании (1492) община Мадрида прекратила свое существование. Вслед за объявлением Мадрида столицей Испании (1561) некоторые марраны стали жертвами инквизиции, переведшей сюда свой Верховный трибунал. В течение 17 в. в Мадриде имели место многочисленные аутодафе. В Мадриде проживало значительное число марранов из Португалии, многие из которых занимали важные позиции в экономической жизни Мадрида, некоторые были близки к придворным кругам. В 1630-х гг. из-за противодействия инквизиции окончилась неудачей попытка одного из лидеров еврейских общин Северной Африки Я‘акова Кансино (умер в 1666 г.), поддержанная первым министром герцогом Г. де Оливаресом, добиться разрешения на проживание в Мадриде семьям евреев, изгнанным из Испании и поселившимся в Северной Африке.

После введения в Испании конституции (1869) в Мадриде поселились евреи из Северной Африки (большей частью из Туниса и Александрии), Лиссабона и Франции. При финансовой поддержке Ротшильдов были организованы различные филантропические учреждения. В период Первой мировой войны в Мадриде проживало незначительное число еврейских беженцев из воюющих стран Европы, среди них М. Нордау и А. Ш. Яхуда, возглавивший кафедру языка иврит и раввинистической литературы в Мадридском университете (1915–22). В 1917 г. в Мадриде была создана в частном доме первая в современной Испании синагога. Закон 1924 г. о предоставлении гражданства потомкам испанских евреев способствовал созданию общины в Мадриде, принявшей в середине 1930-х гг. многих беженцев из Германии. В период гражданской войны в Испании (1936–39) община прекратила существование, большинство ее членов покинуло Мадрид. Община Мадрида была восстановлена в 1940-х гг.; во время Второй мировой войны в Мадриде нашли убежище некоторые еврейские беженцы из оккупированной нацистами Европы, содержавшиеся на фонды Джойнта. В 1941 г. испанское правительство по инициативе Ф. Франко основало в Мадриде Институт имени Б. Ариаса Монтано по исследованию еврейской истории и культуры.

В 1987 г. община Мадрида насчитывала около четырех тыс. человек (большинство — выходцы из Северной Африки); имеются синагога (открыта в 1968 г.), общинный центр, начальная школа (имени Шломо Ибн Габирола) и бойня (см. Убой ритуальный).

В конце 1990-х – начале 2000-х гг. еврейское население Мадрида составляло 3,5 тыс. человек. В Мадриде находятся центры основных еврейских организаций Испании: Федерация еврейских общин Испании, объединяющая ортодоксальных евреев (ортодоксальная община Мадрида – одна из крупнейших в стране); Ассоциация консервативного иудаизма, Объединение светских евреев. В Мадриде действует отделения Бней-Брита, ВИЦО, а также ряд организаций и объединений, основанных иммигрировавшими в Испанию в последние годы евреями из Латинской Америки.

В Мадриде есть еврейская средняя дневная школа. Выходит газета, посвященная новостям еврейской культуры. Под эгидой Федерации еврейских общин работает интернет-радио «Радио Сфарад». В ряде высших учебных заведений Мадрида существуют кафедры иудаики. В феврале 1998 г. в Мадридском университете проходил международный симпозиум «Иудеохристианское и испано-еврейское сближение».

В конце 1990-х – начале 2000-х гг. в Мадриде резко увеличилось число проявлений антисемитизма со стороны стремительно растущего в Испании арабского мусульманского населения. Антиеврейские взгляды особо распространены среди профашистских группировок и примыкающих к ним молодежных групп скинхедов и футбольных болельщиков. (В целом по стране, согласно данным социологических опросов, проведенных в начале 2000-х гг., 34% испанцев высказывали отрицательное отношение к евреям.) 11 января 2002 г. неофашисты из группы Национально-революционная молодежь блокировали улицу, ведущую к мадридской синагоге, писали антисемитские лозунги и оскорбляли прохожих. После того как была вызвана полиция, неофашисты разбежались.

В 2000 г. полиция Мадрида арестовала болельщиков команды «Реал» после того, как в сумках, с которыми они пришли на футбольный матч были найдены ножи, палки, памфлеты нацистского и антисемитского содержания и черный флаг с надписью «корпус Роммеля». После начала «интифады ал-Акса» (см. Палестинская автономия) в Мадриде резко возросло число антиеврейских инцидентов, в которых участвовали выходцы из Северной Африки. В ряде мадридских газет появляются грубые антиизраильские и антиеврейские нападки. Так, в одном из номеров мадридской газеты «Эл Паис» за 2002 г. была опубликована карикатура на А. Шарона, где ему были подрисованы усы А. Гитлера. После теракта в Мадриде 11 марта 2004 г., полиция раскрыла мусульманскую террористическую сеть, которая планировала также взорвать еврейские объекты в городе. Во время футбольного матча в июне 2004 г., весь доход от продажи билетов на который должен был пойти на помощь семьям жертв теракта, болельщики поднимали плакаты со свастикой и другими нацистскими эмблемами и скандировали антиеврейские лозунги.

 ДИАСПОРА > Общины
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 
Синагога в еврейском общинном центре (Мадрид), построена в 1968 г. Из книги М. Наора «Еврейский народ в 20 веке. История в фотографиях», Иер.-Т-А, 2001 г.

Синагога в еврейском общинном центре (Мадрид), построена в 1968 г. Из книги М. Наора «Еврейский народ в 20 веке. История в фотографиях», Иер.-Т-А, 2001 г.
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Мадагаскар Мазар Биньямин следующая статья по алфавиту