главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Лилиенталь Макс. Электронная еврейская энциклопедия

Лилиенталь Макс

КЕЭ, том 4, кол. 845–846
Опубликовано: 1988

ЛИ́ЛИЕНТАЛЬ Макс (Менахем; 1815, Мюнхен, – 1882, Цинциннати, США), педагог, раввин реформистского (см. Реформизм в иудаизме) направления, поборник так называемой школьной реформы для российского еврейства. Учился у раввина М. Виттельсбахера и в иешиве города Фюрт. В 1837 г. в Мюнхенском университете получил степень доктора философии за работу «О происхождении еврейско-александрийской религиозной философии». В 1839 г. по рекомендации Л. Филиппсона (см. Филиппсон, семья) возглавил еврейское училище в Риге и превратил его в образцовое. Свои проповеди в рижской синагоге (на немецком языке) опубликовал в 1841 г. с посвящением министру народного просвещения С. Уварову, по совету которого царское правительство пригласило Лилиенталя в Петербург (январь 1841 г.) осуществлять проект государственного переустройства еврейской школы. Предложением ввести налог на меламедов и пригласить преподавателей из-за границы Лилиенталь оттолкнул от себя российских деятелей Хаскалы (с которыми вел себя высокомерно) и насторожил ортодоксальное еврейство. Во время поездки (осень 1841 г.) в Вильно (где поддержал начинание Н. Розенталя /умер в 1860 г./ по открытию еврейской школы; см. Вильнюс) и другие города черты оседлости для пропаганды правительственного проекта о еврейском образовании Лилиенталь пытался задобрить руководителей еврейских общин, но был встречен с недоверием и даже враждебно (Минск) большинством еврейского населения, распознавшего в проекте посягательство на свои религиозные устои. Многие считали, что распространение общего образования, не сопровождаемое дарованием равноправия, неминуемо привело бы к массовой ассимиляции и обращению евреев в христианство. В ответ на сопротивление Лилиенталь стал угрожать евреям правительственными репрессиями и насильственным введением реформы, что и предложил в записке Уварову (апрель 1842 г.). Это не встретило поддержки министерства, хотя в указе от 22 июня 1842 г. евреям дали понять, что реформу поощряет сам император. Вторая поездка Лилиенталя (июль 1842 г.) осуществлялась при содействии местных генерал-губернаторов. В ряде городов проводились многолюдные собрания, на которых Лилиенталь уже не выдвигал крайне радикальных мер и не встречал открытой оппозиции со стороны напуганных руководителей еврейских общин. Искреннюю поддержку Лилиенталь нашел лишь у незначительной группы маскилим (см. Хаскала) и в некоторых общинах на юге России. В Вильно Лилиенталь выпустил послание к еврейскому обществу «Маггид иешу‘а» («Возвещающий избавление», 1842), вызвавшее резкую отповедь одного из литовских маскилим, М. А. Гинцбурга (1795–1846) — «Маггид эмет» («Возвещающий правду», 1843).

В 1843 г. Лилиенталь (прикомандированный правительством) участвовал, наряду с двумя видными раввинами и двумя еврейскими общественными деятелями, в Комиссии для образования евреев, внесшей незначительные изменения в составленный Уваровым проект устава казенных еврейских училищ (введены указом от 13 ноября 1844 г.). Однако осуществлять реформу Лилиенталь не стал и в 1844 г. тайно покинул Россию, видимо, убедившись в миссионерских намерениях правительства (требовавшего для начала устранить Талмуд из программы еврейского образования) и видя, что школьная реформа сопровождается усилением антиеврейского законодательства. В 1845 г. поселился в США, руководил еврейской школой в Нью-Йорке, в 1849 г. там же стал раввином союза конгрегаций, объединявших немецких евреев. С 1850 г. — раввин конгрегации «Бней-Исраэль» в Цинциннати, которую вел в направлении умеренных религиозных реформ. С 1872 г. был членом правления университета в Цинциннати, с 1875 г. преподавал в Хибру юнион колледж (был одним из его основателей). В 1857 г. издал сборник стихов «Свобода, весна, любовь» (на немецком языке), с 1874 г. — редактор-издатель журнала «Сэбет визитор».

 ЕВРЕИ РОССИИ (СССР) > Просвещение. Светская культура
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Лилиенблюм Моше Лейб Лилит следующая статья по алфавиту