главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Левин Иехуда Лейб. Электронная еврейская энциклопедия

Левин Иехуда Лейб

КЕЭ, том 4, кол. 727–728
Опубликовано: 1988

ЛЕВИ́Н Иехуда Лейб (более известен по акрониму Иехаллел или Иехалал; 1844, Минск, – 1925, Киев), поэт-публицист. Писал преимущественно на иврите. Сын торговца. Получил строго ортодоксальное воспитание, но в 14 лет увлекся литературой Хаскалы, а с 15-ти начал писать в ее духе стихи (публиковал с 1865 г.; вошли в первый сборник поэта «Сифтей ренанот» — «Уста славящие», Житомир, 1871). Служил счетоводом на предприятиях Бродских в Златополе (с 1867 г.) и в Киеве (с 1871 г.), где сблизился с радикально мыслящей молодежью и под влиянием сочинений Д. Писарева, Н. Чернышевского, Ф. Лассаля, К. Маркса, а также контактов с рабочими увлекся социализмом. Порвав с традициями Хаскалы, деятели которой видели путь к решению еврейского вопроса главным образом в борьбе с обскурантизмом и в приобщении народных масс к европейской культуре, Левин утверждал, что «пока не будет разрешена проблема социальной справедливости, не кончатся мытарства многострадального народа». Резкая критика существующего строя и публицистический пафос, особенно подкупавший в пору господства эстетики Писарева, принесли широкую популярность поэмам Левина «Эвед авадим» («Раб рабов»), «Кецеф эйн оним» («Бессильный гнев»), «Шеелот ха-зман» («Злободневные вопросы») и другим, напечатанным в 1874–80 гг. в «Ха-Шахар» П. Смоленскина, а также изданным отдельно «Кишрон ха-ма‘асе» («Талант труда», 1877) и «Элханан» (1880, не окончена). В этот период Левин часто переписывается с А. Ш. Либерманом, основателем первого социалистического журнала на иврите «Ха-эмет» (1877), в котором поместил стихотворение «Маддуа» («Почему»). После погромов 1881–83 гг. Левин стал убежденным приверженцем Ховевей Цион и одним из основателей кружка этого движения в Киеве. В статьях этих и последующих лет Левин призывал евреев переселяться в Эрец-Исраэль, с целью пропаганды палестинофильских идей перевел в 1883–84 гг. на иврит роман Б. Дизраэли «Танкред, или Новый крестовый поход». Описание погрома в Киеве из писем Левина к другу публиковалось в лондонском «Таймсе». В 1887 г. из-за этой деятельности Левин был вынужден покинуть Киев и переселиться на предприятие Бродских в Томашполе. Наиболее значительным произведением этого периода стала аллегорическая поэма Левина «Даниэль бе-гов ха-арайот» («Даниил в логове львов», 1898), палестинофильская по замыслу.

Хотя Левин еще в 1875 г. писал в журнале А. Гольдфадена «Исролик», что для просвещения народа надо общаться с ним на его разговорном языке, то есть на идиш, и возражал против его «онемечивания», как это делал А. Дик, сам он лишь изредка выступал на этом языке с сатирико-публицистическими фельетонами (в выпусках «Фолксбиблиотек» Шалом Алейхема, 1888 и 1889 гг., в газете «Дер юд», а также в сборнике «Функен», 1908).

В 1918 г. Левин вернулся в Киев, где жил в нищете, почти забытый. Последние его стихи были напечатаны в «Ха-Шиллоах» (1925). Сборник воспоминаний, статей и стихов Левина «Зихронот ве-хегйонот» («Воспоминания и мысли») издан в Израиле в 1968 г.

 ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА > На языке иврит
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Левин Иехуда Лейб Левин Ицхак Меир следующая статья по алфавиту