главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
коробочный сбор. Электронная еврейская энциклопедия

коробочный сбор

КЕЭ, том 4, кол. 507–509
Опубликовано: 1988

КОРО́БОЧНЫЙ СБОР (на идиш טאַקסע, таксе), внутриобщинный налог, главным образом на кашерное (см. Кашрут) мясо. По некоторым данным такой налог взимался в общинах Кастилии 12 в. Среди сефардов он известен под названием габела, а у евреев Марокко 20 в. как хакдиш. Коробочный сбор введен польско-литовскими кагалами в 17 в.

Обнищание еврейских общин после трагических событий в Польше в 1648–67 гг. расшатало существовавшую с 16 в. систему сбора налогов кагальным руководством методом прямого обложения доходов и имущества (см. Налоги). Осуществленное Ва‘адом четырех земель перенесение доли налога бедных общин на наиболее состоятельные, привлечение польских офицеров, которые присваивали львиную долю собранных сумм, к взысканию раты (квартальная уплата подати) с членов общины, рост долгов и недоимок как ва‘ада, так и кагалов, привели к необходимости введения коробочного сбора, чтобы повсеместно упорядочить финансовую жизнь общин. Это вполне устраивало подскарбия (королевский казначей) и общины; последние к тому же видели в коробочном сборе возможность распоряжаться оставшимися свободными деньгами для покрытия своих расходов и облегчения фискальной зависимости от Ва‘ада четырех земель. Из суммы коробочного сбора платили также жалованье раввинам и др. религиозным должностным лицам, содержали общинные образовательные и благотворительные учреждения. Одним из важных факторов установления в 1-й четверти 19 в. сотрудничества между хасидами (см. Хасидизм) и митнагдим, в том числе и кагальной верхушкой, было стремление последней не допустить уменьшения доходов коробочного сбора, который не вносили хасиды, соблюдавшие свои правила убоя ритуального.

С конца 18 в. в Российской империи главным назначением коробочного сбора стало погашение старых кагальных долгов. Однако постепенно (вначале по инициативе некоторых кагалов) русская администрация посредством ряда указов, законов и положений (1809, 1823, 1826, 1829, 1835, 1839, 1844) превратила коробочный сбор главным образом в источник непосредственной уплаты государственных повинностей. Коробочным сбором облагались в большинстве общин ритуальный убой скота и птицы и продажа кашерного мяса, но в некоторых городах и местечках сбор взимался также с субботних и праздничных свечей, этрогов, соли, крупы, рыбы, смолы, дров, сена, бань, а также (сверх государственных поборов) с доходов от сдаваемых внаем домов, лавок, содержания бильярдных, с денежного наследства и т. д. Требование закона об обращении коробочного сбора исключительно на уплату долгов и податей и на нужды исполнения обрядов вероисповедания (разрешено с 1829 г.) повсюду нарушалось общинами, расходовавшими суммы на содержание духовных лиц, синагог и на др. нужды. Право взимания коробочного сбора отдавалось с публичных торгов обычно на четырехлетний период в откуп евреям, вносившим установленные суммы в городские думы, магистраты, суды, а иногда и непосредственно в уездные казначейства, где хранились также ежегодные остатки от коробочного сбора (с 1835 г.). При обсуждении правительством в 1830-х гг. вопроса о коробочном сборе одесский общественный деятель Б. Штерн (1798–1853), признавая этот сбор крайне обременительным для еврейских масс, тем не менее высказался за его сохранение, указывая, что, являясь не прямым, а косвенным налогом, он избавляет евреев от суровых мер принуждения, зачастую применяемых при взыскании податей. Положение о коробочном сборе 1839 г. установило сбор только с кашерного мяса, исключив «сборы... с предметов ветхозаветного верослужения...», то есть свечей и этрогов, но сделало коробочный сбор обязательным для всех еврейских общин в черте оседлости. Исключение составляло лишь Царство Польское, где с 1809 г. (Герцогство Варшавское) по 1862 г. существовал специальный казенный сбор с евреев, так называемый кашерный сбор (в австрийской Восточной Галиции с 1784 г., а в Западной с 1797 г., однако только для уплаты кагальных долгов), непосредственно поступавший в казну.

С упразднением кагалов в 1844 г. вышло новое положение о коробочном сборе (действовало до 1917 г.), согласно которому коробочный сбор «принадлежит обществам» и в первую очередь должен употребляться на уплату правительственных налогов (до 1863 г. подушной подати) и долгов общин, а затем на содержание еврейских школ, устройство еврейских сельскохозяйственных поселений и на благотворительные цели. Размеры коробочного сбора и методы его взимания устанавливали городские власти, которые консультировались с руководством еврейских общин. Городская администрация принимала также меры (в том числе полицейские) для борьбы с нелегальным убоем скота и птицы как с формой уклонения от уплаты коробочного сбора. От этого сбора были освобождены нижние воинские чины (служившие и отставные) и выпускники высших учебных заведений.

Несмотря на декларированную в 1839 г. отмену сбора с предметов культа, правительство в 1844 г. ввело для содержания казённых еврейских училищ особый свечной сбор (с «шабашковых», то есть субботних и праздничных свечей), который до 1839 г. входил в состав коробочного сбора. (В Галиции в 1797–1848 гг. свечной сбор взимался австрийскими властями с евреев вместо налога за веротерпимость.) В Российской империи суммы свечного сбора поступали в ведение министерства народного просвещения и взимались не только со свечей, но также с ламп и светильников, «без различия сжигаемого в них материала». От сбора освобождались земледельцы, нижние воинские чины, бедные мещане и крымчаки из Карасу-Базара. Свечной сбор был посемейным, и брать его на откуп евреи избегали из-за трудности его взимания, да и сам налог был крайне непопулярен из-за антипатии еврейских масс к казенным училищам. Ввиду этого в 1851 г. была установлена сумма свечного сбора (230 тыс. рублей), которая распределялась между еврейскими общинами в прямой пропорции с откупной суммой коробочного сбора. В 1855 г. по ходатайству еврейской общины Одессы свечной сбор для нее был упразднен и вместо него увеличена сумма коробочного сбора. С этого времени свечной сбор повсеместно фактически выплачивался из коробочного сбора. Как его пережиток в некоторых небольших общинах Восточной Европы жена раввина имела монополию на продажу субботних свечей по повышенной цене, что служило жалованьем раввину.

В Киеве в 1857–1917 гг. в размерах коробочного сбора взимался «акцизный сбор с кашерных предметов» (сначала целиком в пользу города, а затем частью и на еврейские нужды). В 1891 г. свободные остатки с этого акциза Александр III разрешил использовать на увеличение городской полиции для борьбы с наплывом в Киев евреев, не имевших права жительства.

Система откупа коробочного сбора поощряла эксплуатацию еврейской бедноты, коррупцию и произвол откупщиков (ба‘алей таксе), повышавших ради личной выгоды цену на кашерное мясо. Деятели Хаскалы (например, Менделе Мохер Сфарим комедия «Ди таксе», 1869) и некоторые религиозные круги подвергали суровой критике не только злоупотребления откупщиков, но и сам коробочный сбор за его несправедливость (налог на необходимость выполнять религиозные предписания), а также за то, что вся тяжесть его ложилась на плечи бедных слоев еврейского населения. Освобождение интеллигентов-евреев от коробочного сбора и то, что с конца 19 в. многие евреи (особенно на юге России) не соблюдали кашрут, только усилило бремя, ложившееся на верующие еврейские массы. Несправедливостью было и то, что остатки коробочного сбора, поступавшие в государственный банк и предназначавшиеся по смыслу сбора и по закону на еврейские нужды, использовались на дела, не имеющие к этому никакого отношения (строительство малодоступных для евреев гимназий, содержание полиции и пожарных команд, мощение улиц и благоустройство дорог, на санитарные цели и т. п.), о чем неоднократно заявляли еврейские общественные деятели (например, Н. Фридман в 3-й Государственной думе). Таким образом евреи, разделявшие бремя общего налогообложения, выплачивали особый еврейский налог, составлявший, например, на январь 1887 г. три миллиона рублей по черте оседлости (исключая Польшу). На Ковенском совещании еврейских общественных деятелей (1909) Г. Слиозберг квалифицировал коробочный сбор как «штраф за исполнение религиозных предписаний» и призвал к замене его обязательным прогрессивным подоходным налогом в пользу общин, что поддержали все делегаты. Целесообразность коробочного сбора обсуждалась и Особым съездом при раввинской комиссии (Петербург, 1910), где возобладало мнение сохранить его, так как его упразднение лишило бы бюджеты еврейских общин финансовой основы. В 1910-х гг. несколько общин стали осуществлять коробочный сбор без посредничества откупщиков. В Вильне, например, коробочный сбор был поручен специальной комиссии, и доходы передавались еврейским городским благотворительным учреждениям. В годы Первой мировой войны, когда цены на мясо сильно возросли и были введены ограничения на его потребление (обязательные постные дни), доходы от коробочного сбора резко упали и многие общины потерпели финансовый крах. В большинстве общин в то время коробочный сбор был заменен прогрессивным налогообложением, которое исчислялось на основании ренты, квартирной платы и т. п. После Февральской революции 1917 г. вместе со всем специальным законодательством о евреях был отменен и коробочный сбор.

 ЕВРЕИ РОССИИ (СССР) > История, правовое положение (1772-1917)
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту коробейничество Короленко Владимир следующая статья по алфавиту