главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Кассирер Эрнст. Электронная еврейская энциклопедия

Кассирер Эрнст

КЕЭ, том 4, кол. 133–134
Опубликовано: 1988

КАССИ́РЕР Эрнст (Cassirer, Ernst; 1874, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша, – 1945, Нью-Йорк), немецкий философ-неокантианец. Сын торговца. Учился в Берлине, затем в Марбургском университете, где был учеником и другом Г. Когена. Приват-доцент Берлинского (1906), профессор (1913–33) и ректор (1930–33) Гамбургского университетов. После прихода к власти в Германии нацистов эмигрировал и был профессором в Оксфорде (1933–35), в университетах Упсалы и Гётеборга (Швеция; 1935–41), преподавал в Йельском (1941–44) и Колумбийском университетах в США (1944–45).

Вслед за Г. Когеном и П. Наторпом Кассирер не только устраняет из системы Канта понятие «вещь в себе», но и отрицает чувственность как предшествующий мышлению источник познания. Однако Кассирер пошел дальше общих философских положений марбургской школы, считая, что вместо тщетных поисков точной копии вещей, критическое исследование природы должно быть направлено на вскрытие функциональных связей между данными явлениями, исходя из верифицируемых научных гипотез. Кантовскому дуализму Кассирер противопоставил идею существования единого мира — «мира культуры»: идеи разума у него из регулятивных становятся, как и категории, конститутивными, то есть создающими мир, принципами. Кассирер развил тезис о том, что язык, мифология, религия, искусство, история и наука представляют собой автономные творения духа, в которых человек впервые созидает свой мир. Кассирер считал, что все исторические явления, все плоды культурного творчества обязаны своим существованием исключительно «актам концентрации и объективизации идей и представлений». Человека Кассирер рассматривал как «животное символическое», существо, строящее себе мир в символических формах.

Идеи Кассирера оказали определяющее влияние на исследования по истории культуры так называемой варбургской школы. Основные труды Кассирера: «Проблема познания в философии и науке нового времени» (тт. 1–4, 1906–57; немецкий язык), «Понятие субстанции и понятие функции» (1910; немецкий язык), «Свобода и форма» (1916; немецкий язык), «Философия символических форм» (тт. 1–3, 1923–29; немецкий язык), «Опыт о человеке» (1945; английский язык), «Миф государства» (1946; английский язык), «К современной физике» (1957; немецкий язык).

В конце жизни Кассирер сожалел, что недостаточно сил посвятил интересам еврейства.

 ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ > Духовная жизнь
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Кассиль Лев Кассуто Умберто следующая статья по алфавиту