главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
«Ха-Шахар». Электронная еврейская энциклопедия

«Ха-Шахар»

КЕЭ, том 9, кол. 734–735
Опубликовано: 1999
Обновлено: 10.05.2016

«ХА-ША́ХАР» (״הַשַּׁחַר״, `заря`), журнал на иврите, выходивший в Вене с осени 1868 г. до 1886 г. Инициатором издания журнала и бессменным издателем и редактором, а также автором значительного числа его материалов был П. Смоленскин. После его смерти по подготовленным им материалам младший брат И. Л. Смоленскин издал в 1885–86 гг. четыре последних выпуска журнала. «Ха-Шахар» был задуман как ежемесячное издание (ежегодный том включал 12 выпусков), однако трудности финансирования привели к тому, что за 17 лет вышло 11 полных томов, а 12-й том состоял из четырех выпусков.

«Ха-Шахар» предназначался для российских маскилим, хотя выпускался за пределами Российской империи. В предисловии («Петах давар») к первому выпуску П. Смоленскин определил программу журнала: распространение просвещения; борьба с ортодоксами, прежде всего с хасидами (см. Хасидизм); борьба с ассимиляторами и религиозными реформаторами; защита национальных идеалов и языка иврит. Редактор поддерживал репутацию журнала как независимого издания, что способствовало его популярности. Для распространения в России каждый номер представлялся в российскую цензуру. Иногда власти отвергали какую-либо статью, и она вымарывалась в рассылавшихся подписчикам экземплярах; эти статьи доставлялись впоследствии нелегальной почтой. За пределами России журнал получил распространение в Австрии (особенно Галиции) и Румынии. Тираж колебался от 800 до 1300 экземпляров.

Несмотря на читательскую поддержку, журнал испытывал большие материальные трудности и мог существовать только благодаря пожертвованиям Альянса, а впоследствии и Общества для распространения просвещения между евреями в России. Многие авторы, учитывая трудности издания, сотрудничали в «Ха-Шахар» без гонорара. Журнал стал трибуной молодых ивритских писателей: М. Д. Брандштедтера, Р. А. Бройдеса (1851–1902), поэтов И. Л. Гордона, А. Б. Готлобера, И. Л. Левина (Иехаллела), И. Каминера (1834–1901), Ш. Манделькерна, М. М. Долицкого, в нем дебютировал в 1875–76 гг. молодой И. Л. Перец. Здесь были опубликованы все романы П. Смоленскина: «Ха-то‘э бе-дархей ха-хаим» («Блуждающий по путям жизни», 1868–71), «Симхат-ханеф» («Радость лицемера», 1873), «Квурат-хамор» («Ослиное погребение», 1874), «Гмул иешарим» («Воздаяние прямодушным», 1876), цикл его рассказов «Гаон ва-шевер» («Гордыня и погибель», 1874) и знаменитые публицистические статьи «Ам олам» («Вечный народ», 1872), «Эт ла‘асот» («Время делать», 1873), «Эт лата‘ат» («Время насаждать», 1875–78), вызвавшие бурную полемику и острый интерес многих читателей. В целом журнал ориентировался на радикальных маскилим; социалистическая идеология была представлена лишь в произведениях И. Л. Левина.

С конца 1870-х гг., с появлением в «Ха-Шахар» статей Э. Бен-Иехуды, ратовавшего за национальное возрождение еврейского народа в Эрец-Исраэль и восстановление иврита как разговорного языка, журнал склоняется к палестинофильству, окончательно примкнув к этому направлению после волны погромов в России 1881 г. Видными публицистами журнала наряду со Смоленскиным стали М. Л. Лилиенблюм (сторонник практического заселения Эрец-Исраэль, полемизировавший с Ахад-ха-‘Амом), А. Ш. Фрейдберг, А. А. Сироткин и другие.

Наряду с художественной литературой и публицистикой «Ха-Шахар» широко представлял свои страницы науке о еврействе. Свои статьи и исследования в «Ха-Шахар» печатали Ш. Рубин (1823–1910), Д. Кахана, Я. Рейфман (1818–95), Ш. Бубер (1827–1906), Х. И. Гурлянд, И. Х. Вайс, С. Закс (1815–92), М. Иш-Шалом (Фридман, 1831–1908), А. Еллинек, А. Я. Гаркави, Х. Ц. Лернер (1815–89), А. Крохмаль (см. Н. Крохмаль), Э. Шульман (1837–1903), Д. Холуб. Публиковались также работы представителей ранней Хаскалы: Ш. И. Л. Рапопорта, Ш. Луццатто, И. Перла. Большинство книжных обзоров и рецензий были написаны Смоленскиным.

«Ха-Шахар» сыграл большую роль в становлении новой литературы на иврите и еврейской национальной мысли.

«Ха-Шахар» («Рассвет») – газета, начавшая выходить в декабре 1988 г. на русском и эстонском языках в Эстонии в качестве печатного органа (редактор Г. Паэнсон) республиканского Общества еврейской культуры, стала первым официальным еврейским периодическим изданием в Советском Союзе. После восстановления независимости Эстонии и до середины 2014 г. газета ежемесячно выходила на русском языке в Таллинне как орган еврейской общины страны. Тираж издания в начале 2010-х гг. составлял около 1000 экземпляров.

 ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА > На языке иврит
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту «Ха-Цфира» «Ха-Шиллоах» следующая статья по алфавиту