АККО́ (עַכּוֹ; Акка), приморский город в 23 км к северу от Хайфы. Впервые упоминается в египетских источниках, относящихся приблизительно к 1800 г. до н. э. Все армии, воевавшие в этом районе, стремились овладеть городом, который занимает очень выгодное в военном отношении положение. Номинально Акко принадлежал колену Ашера, но фактически он платил ему дань, оставаясь финикийским городом. В 701 г. до н. э. Акко был покорен ассирийским царем Санхеривом. Население Акко восстало против его внука Ашшурбанипала, который, однако, снова овладел Акко приблизительно в 650 г. В период персидского владычества Акко стал военно-морской базой, игравшей важную роль в войне против Египта. Завоевание Сирии Александром Македонским и падение Тира в 332 г. до н. э. упрочили положение Акко, но в 312 г. Птолемей I снес его укрепления. В эллинистический и римский периоды город назывался Птолемаидой; в это же время здесь, очевидно, появилась небольшая еврейская община. Находясь под властью Селевкидов, Акко неоднократно служил базой для военных действий против Иудеи. Здесь в 143 г. до н. э. были предательски убиты первосвященник Ионатан (см. Ионатан Хасмоней) и сопровождавшие его воины (I Макк. 12:42–48).
После смерти Антиоха VII Сидета Акко стал фактически независимым. Александр Яннай не сумел завоевать город, хотя ему и удалось захватить район Кармела. Акко переходил от одного эллинистического правителя к другому, а при Помпее он был присоединен к Римской империи. В 48–47 гг. до н. э. в Акко высадился Юлий Цезарь. В 39 г. до н. э. Ирод I использовал Акко как опорный пункт в своих военных действиях против Антигона II. Когда началась Иудейская война I, жители Акко вырезали две тысячи евреев. В 67 г. н. э. из Акко Веспасиан предпринял поход против восставшей Галилеи. Значение гавани Акко уменьшилось после того, как Ирод I построил порт в Кесарии. В римский период Акко значительно перерос границы Старого города. Еврейский и самаритянский (см. Самаритяне) кварталы располагались около старого порта. В соответствии с Галахой Акко считался расположенным вне границ Святой земли. Поэтому евреи хоронили покойников вне города — у подножья горы Кармел (позднее, до 19 в., в деревне Кфар-Яссиф). В Акко был очень развит рыбный промысел. Иосиф Флавий и Плиний сообщают, что в окрестностях Акко было открыто стекло — во всяком случае в древности на протяжении длительного времени Акко был центром производства изделий из стекла.
В византийскую эпоху Акко был центром епархии и местонахождением архиепископа Тирского. Самаритянская община значительно выросла, и город стал называться Самаритики. После арабского завоевания было восстановлено прежнее название. Согласно одному из источников, евреи в 614 г., присоединившись к персидским войскам, воевавшим с Византией, участвовали в завоевании Акко. В 628 г. власть Византии в Акко была восстановлена. В 636 г. город был взят арабами. Имеются данные о существовании еврейской общины в Акко на протяжении всего раннего средневековья.
В 1104 г. Акко был завоеван крестоносцами (см. Крестовые походы), а в
В 1291 г. египетские мамлюки разрушили Акко и вырезали большую часть его христианского и еврейского населения. Город был восстановлен лишь в середине 14 в., тогда же здесь вновь возникла еврейская община. После присоединения к Османской империи (1517) Акко снова стал важным портом. В середине 16 в. еврейская община в Акко была маленькой и бедной. В одном письме, датированном 1741 г., говорится, что в Акко насчитывалось 100 еврейских семейств. Моше Хаим Луццатто умер от чумы в Акко в 1747 г. Паша Ахмад ал-Джаззар сделал Акко центром сидонского вилайета. В его правление была возведена большая мечеть, восстановлены городские стены, построен акведук, подводящий воду от источников Кабри, сооружены здания общественного назначения, в том числе бани и крытые базары. 18 марта 1799 г. к стенам Акко подошла французская армия под командованием Наполеона Бонапарта, выступившая из Каира в поход в Сирию. 62 дня длилась осада Акко. Обороной города по поручению паши руководил французский офицер-эмигрант Ле Пика де Фелиппо. Английский флот снабжал осажденную крепость подкреплением и продовольствием. Французская армия понесла большие потери и почти без артиллерии вынуждена была 21 мая начать отступление. Наполеону так и не удалось взять город.
Согласно сообщению путешественника Дж. С. Бекингема, в 1816 г. евреи составляли четверть населения Акко, и в городе действовали две синагоги. Фактически сидонским вилайетом управлял Хаим Фархи (см. Фархи, семья), приближенный правителей вилайета (сначала Сулеймана, а затем Абдаллаха). Однако в 1820 г. по приказу Абдаллаха, опасавшегося усиления влияния Фархи, последний был убит. Еврейское население Акко стало уменьшаться: в 1839 г. здесь жили 233 еврея, в 1849 г. — 181 еврей, в
В 1918 г. город был взят английской армией и превращен в административный центр северного округа подмандатной Палестины. После войны развитие Акко ускорилось, но частые нападения арабов вынудили еврейское население (350 человек) покинуть город в 1936 г. В период британского мандата крепость ал-Джаззар в Акко служила тюрьмой, в которой отбывали наказание и политические заключенные, среди них
В начале Войны за независимость Акко служил базой арабских войск, действовавших против северных еврейских поселений и готовивших нападение на Хайфу. 13 мая 1948 г. Акко был взят войсками Хаганы. С конца 1948 г. евреи, в основном новоприбывшие, снова стали селиться в Акко. В это время в городе жили четыре тысячи человек, в том числе девятьсот евреев. В 1953–55 гг. население Акко достигло двенадцати тысяч человек, к концу 1974 г. — 34,8 тыс. человек (из них свыше восьми тысяч неевреев). Вскоре после окончания Войны за независимость был построен второй новый квартал к востоку от Старого города. К югу от Старого города была создана промышленная зона, включающая электрохимический, металлургический, фарфоровый, кожевенный заводы и другие предприятия. Здесь находится государственная опытная сельскохозяйственная станция.
Акко является торговым и административным центром Западной Галилеи. В Акко расположены школа морских офицеров, а также учебный центр «Кфар Филадельфия», входящий в систему воспитательных учреждений алии молодежной. Здесь есть пристань для морских яхт и специально оборудованный участок побережья для виндсёрфинга. К югу от Акко расположен природный заповедник с эвкалиптовой рощей и колонией цапель разных видов. В городе функционируют филиал Хайфского университета, колледж Западной Галилеи «Яд Натан» и другие учебные и культурные учреждения.
В 1994 г. в городе насчитывалось 44,2 тыс. жителей, в том числе 10,3 тыс. арабов. В начале 1990-х гг. в Акко поселилось значительное количество репатриантов из СССР/СНГ и Эфиопии. В 2000 г. репатрианты из бывшего Советского Союза составляли 24% всего населения города. В начале 2003 г. население Акко составляло около сорока шести тысяч человек, в том числе около одиннадцати тысяч арабов, преимущественно мусульман. Одна из главных проблем города — проблема занятости населения. Уровень безработицы в Акко выше, чем в среднем по стране, и в 2002 г. составлял 10,9% от всего самодеятельного населения.
Акко неизменно привлекает тысячи туристов благодаря своим многочисленным достопримечательностям. Мечеть ал-Джаззара, или Большая мечеть, один из лучших образцов османской культовой архитектуры в Эрец-Исраэль (строительство завершено в 1781 г.). Близ мечети расположен живописный восточный базар. В Акко находятся четыре старинных постоялых двора (хан), среди которых выделяется хан эль-Умдан у входа в порт, замечательный своими иродианскими колоннами. Сохранились остатки порта времен крестоносцев, руины волнолома и маяка. Раскопана и превращена в подземный музей так называемая крипта Сент-Джон, часть построек города крестоносцев 12 в. Начаты раскопки городища ханаанейского периода (тель к востоку от современного Акко).
Ежегодно в Акко проводится фестиваль нетрадиционного театра («Театрон ахер»). Он был задуман в 1980 г. по инициативе О. Котлера, Леи Порат и
Фестиваль в Акко нередко подвергается критике за политизацию, антирелигиозный эпатаж; отмечается низкий уровень отдельных спектаклей и даже некоторых фестивальных программ. Однако все критики признают, что театральное празднество в Акко оказывает большое влияние на израильскую театральную жизнь.