 |
|
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Электронная еврейская энциклопедия
Всего: 113 | Cтраница: 1
2
3
4
5
6
|
Абба А́ББА (אַבָּא), арамейский эквивалент ивритского ав. Начиная с 1 в. это слово как в еврейских, так и в христианских источниках применялось в обращении к Богу. В талмудический период оно обычно предваряло имена собственные, но часто употреблялось и отдельно. От соединения этого слова со словом «рав» образовались имена Рабба и Рава. От абба происходит слово «аббат» — католический священник...
|
|
 |
Абба Ариха А́ББА АРИХА́, см. РАВ
|
|
 |
Аббайе АББА́ЙЕ (אַבַּיֵּי, около 278–338), вавилонский амора. Обучался у своего дяди Раббы бен Нахмани и у рабби Иосефа, преемника Раббы на посту главы Пумбедитской иешивы, и возглавлял эту иешиву в 333–338 гг. Подчеркивал предпочтительность сознательного отношения к религиозным предписаниям формальному следованию им без понимания их значимости и внутреннего смысла. Полемика между Аббайе и Равой занимает большое место в Талмуде...
|
|
 |
Аврахам бен Давид из Поскьера АВРАХА́М БЕН ДАВИ́Д ИЗ ПОСКЬЕ́РА (RABad III; Раавад, רַאֲבַ"ד, иначе Рабад — акроним от рабби Аврахам бен Давид; 1125?, Нарбонна, – 1198, Поскьер), автор талмудических комментариев, кодификационных сочинений и критических толкований работ разных ученых. Жил в Провансе. Сочинения Аврахама бен Давида отличаются тщательностью подхода к исследуемым или комментируемым текстам и четкостью логического анализа...
|
|
 |
Аггада АГГАДА́ (אַגָּדָה, или Хаггада, הַגָּדָה, `повествование`), часть Устного Закона, не входящая в Галаху, то есть не имеющая характера религиозно-юридической регламентации. Аггада включает притчи, легенды, сентенции, проповеди, поэтические гимны народу Израиля и Святой земле, философско-теологические рассуждения. В Мишне аггадический материал содержится в сравнительно небольших количествах и обычно находится в конце трактатов или в конце изложения взглядов какого-либо религиозного авторитета...
|
|
 |
Адрет Шломо бен Аврахам АДРЕ́Т Шломо бен Аврахам (1235, Барселона, – 1310, там же), комментатор Талмуда, авторитет в области Галахи. В еврейской традиции известен под акронимом Рашба, רַשְׁבַּ"א. Ученик Ионы бен Аврахама Геронди и Нахманида. Обладал значительными познаниями в предшествовавшей и современной ему раввинистической литературе. Защищал труды Маймонида, которые подвергались в то время нападкам...
|
|
 |
Акива АКИ́ВА (עֲקִיבָא, около 50–135), систематизатор Галахи, один из выдающихся таннаев и основоположников раввинистического иудаизма. Многие сведения об Акиве носят легендарный характер. Тем не менее исторические исследования, посвященные Акиве, реконструировали его биографию с большой степенью достоверности. Акива родился в семье простолюдина, жившего в Иудейской низменности, и не получил в детстве и юности никакого образования...
|
|
 |
Алфаси Ицхак бен Я‘аков АЛФА́СИ Ицхак бен Я‘аков (1013, Кал‘ат-Хамад близ Константины, Алжир, – 1103, Лусена), кодификатор религиозно-юридических установлений. Считается крупнейшим галахическим авторитетом 11 в. В еврейских источниках упоминается под акронимом רִי"ף, Риф. Проучившись некоторое время в Кайруане, Алфаси переселился в Фес. В 1088 г., в возрасте 75 лет, Алфаси был вынужден из-за доноса врагов бежать в Испанию...
|
|
 |
амора АМОРА́ (אָמוֹרָא), ед. число от אָמוֹרָאִים, амораим — амораи.
|
|
 |
амораи АМОРА́И (אָמוֹרָאִים, амораим, ед. число אָמוֹרָא, амора), создатели Гемары, действовавшие в период после завершения Мишны и вплоть до завершения как Иерусалимского, так и Вавилонского Талмуда. Первоначально арамейское слово амора означало помощника учителя, громко повторяющего вслед за учителем излагаемый им урок. Амораи выступают как толкователи учения таннаев. В свою очередь их преемниками были савораи...
|
|
 |
Амрам бен Шешна АМРА́М БЕН ШЕ́ШНА (Амрам Гаон; умер, по-видимому, в 875 г.), гаон Суры, известный своими респонсами, составитель древнейшего из известных молитвенников. Годы, когда Амрам бен Шешна был членом гаоната, точно неизвестны, но из одного респонса следует, что уже в 858 г. он занимал этот пост. Сохранилось около двухсот респонсов, некоторые обнаружены в гаонских сборниках, а часть — в Каирской генизе. Респонсы Амрама бен Шешны включают как практические решения по вопросам Галахи, так и талмудические комментарии...
|
|
 |
Арба‘а турим АРБА‘А́ ТУРИ́М (אַרְבָּעָה טוּרִים), см. Я‘АКОВ БЕН АШЕР
|
|
 |
Армилус АРМИ́ЛУС, имя творящего зло антимессии в поздних апокалиптических мидрашах. Легенда об Армилусе возникла не ранее периода гаонов. Она основана на талмудических представлениях о Мессии, сыне Иосефа, который будет убит в войне между народами до того, как наступит избавление, которое принесет Мессия, сын Давида. Имя Армилус, вероятнее всего, восходит к Ромулусу...
|
|
 |
Асаф Симха АСА́Ф (Осовский) Симха (1889, Любань, около Слуцка, Белоруссия, – 1953, Иерусалим), историк и исследователь раввинистической литературы, истории и литературы периода гаонов. Учился в иешиве в городе Тельшяй, в 1910 г. был удостоен звания раввина. Занимал должность раввина в Любани и Минске. В 1914–19 гг. преподавал Талмуд в модернизированной одесской иешиве...
|
|
 |
Аха из Шабхи А́ХА (АХА́Й) ИЗ ША́БХИ (680, Шабха, близ Басры, – 752, Палестина), вавилонский талмудист, один из законоучителей Пумбедиты. Вследствие конфликта с эксилархом Шломо бар Хасдаем покинул Вавилонию и переселился в Палестину. Там Аха завершил составление сборника «Шеилтот», посвященного исследованию вопросов Галахи. В их анализе и в обосновании предлагаемых решений Аха во многом следует методу амораев и савораев...
|
|
 |
Ашер бен Иехиэль АШЕ́Р БЕН ИЕХИЭ́ЛЬ (известен также как Ашери или Рош; около 1250 г., Германия, – 1327, Толедо, Испания), выдающийся раввин и талмудист. Его первыми учителями были его отец, один из Хасидей Ашкеназ и последователь раввина Иехуды бен Шмуэля хе-Хасида, и старший брат. Некоторое время Ашер бен Иехиэль жил во Франции, по-видимому, в Труа, а затем — в Германии...
|
|
 |
Аши А́ШИ (Аше; почетный титул — Раббана; почетное прозвище — Мар; родился, по-видимому, в 335 г., Мехасия?, – умер в 427 г. или 428 г., там же), вавилонский амора, крупнейший законоучитель своего времени, редактор Гемары. Многие сведения об Аши не вполне достоверны. Учился, видимо, у большинства известнейших амораев предыдущего поколения, в том числе у Равы, у рабби Нахмана бен Ицхака, у рабби Каханы, а также у рабби Папы...
|
|
 |
барайта БАРА́ЙТА (арамейское בָּרַיְתָא, בְּרַיְיתָא; букв. `внешняя`), галахическое положение или аггада, не включенные в Мишну, кодифицированную Иехудой ха-Наси. Автор барайты именуется танна бара в отличие от танна дидан. Барайты возникли в разные периоды. Некоторые из них — ранние, относящиеся ко времени Второго храма; другие, очевидно, могли быть созданы только на основе Мишны...
|
|
 |
Бертиноро Овадия бен Аврахам Яре БЕРТИНО́РО Овадия бен Аврахам Яре (Bertinoro, Obadiah ben Abraham Yare; Бартенура; около 1450, Бертиноро, Италия, – около 1516, Иерусалим), комментатор Мишны. В начале 1488 г. Бертиноро прибыл в Александрию, затем направился в Каир, где был принят с большим почетом. Он продолжил свое путешествие через Газу, Хеврон и Бет-Лехем и достиг Иерусалима перед Песахом 1488 г. Став духовным руководителем иерусалимского еврейства, он сумел объединить общину, угнетаемую извне и раздираемую внутренними противоречиями...
|
|
 |
Бет-Хиллел и Бет-Шаммай БЕТ-ХИЛЛЕ́Л И БЕТ-ШАММА́Й (בֵּית הִלֵּל, בֵּית שַׁמַּאי), две школы толкования Устного Закона, названные так по именам Хиллела и Шаммая, живших на рубеже новой эры. Обе школы прекратили свое существование в начале 2 в. Таннаитская литература, Галаха, галахические мидраши и аггада приводят многочисленные разногласия между двумя школами. Их дискуссии охватывают основное содержание Устного Закона последних двух-трех поколений периода...
|
|
 |
|
|
Всего: 113 | Cтраница: 1
2
3
4
5
6
|
|
 |