главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк. Период османского владычества (1517–1917). Электронная еврейская энциклопедия

Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк. Период османского владычества (1517–1917)

КЕЭ, том 3, кол. 170–193
Опубликовано: 1986
Обновлено: 23.03.2005

ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ (ЭРЕЦ-ИСРАЭЛЬ). ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК. ПЕРИОД ОСМАНСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА (1517–1917)

От завоевания Эрец-Исраэль турками-османами до начала периода упадка Османской империи (1517–1574). В 1517 г. страна Израиля была завоевана турками-османами под предводительством султана Селима I (1512–20). В течение 400 лет она оставалась частью огромной Османской империи, охватывавшей значительную часть юго-восточной Европы, всю Малую Азию и Ближний Восток, Египет и Северную Африку.

Разгромив мамлюков в Северной Сирии (август 1516 г.), Селим овладел всеми ее крупными городами, в том числе Дамаском, и завершил завоевание остальной части страны в 1516 г. В начале 1517 г., отправляясь в поход против Египта, Селим посетил Иерусалим.

В начале правления сына Селима, Сулеймана I Великолепного (1520–66), правитель Сирии и Эрец-Исраэль, происходивший из местного населения, восстал против турецкого владычества с намерением провозгласить независимое государство под своей властью. Возможно, он использовал недовольство местного населения тяжким экономическим положением. Мятежный правитель был убит турками; в стране было восстановлено спокойствие; возобновилось движение торговых караванов в Египет. После подавления восстания все правители из местного населения были заменены турками; в стране была введена турецкая административная система. Завоеванные территории делились на округи — санджаки (санджак — по-турецки `знамя`); во главе каждого округа стоял военачальник (санджак-бей). С ростом Османской империи и ее экспансией за пределы Анатолии возникла необходимость приспособить административную организацию к изменившимся условиям. Число санджаков увеличилось; области, состоявшие из нескольких санджаков, подчинялись наместникам султана, служившим посредниками между верховной и местной властью.

Новая организационная структура сформировалась в основном за 50 лет, истекших после завоевания Эрец-Исраэль. Страна была разделена на четыре санджака; их центрами стали Иерусалим, Газа, Шхем и Цфат. Каждый санджак представлял собой административную, военную, экономическую и судебную единицу, в свою очередь подразделявшуюся на несколько сельских округов. Эрец-Исраэль входила в состав Дамасской провинции, порядок управления которой был установлен в 1548 г. В противоположность анархии, царившей в конце правления мамлюков, османское владычество принесло с собой стабильность и относительную безопасность. Улучшение политических условий благоприятно сказалось на состоянии сельского хозяйства. Переписи первых 50 лет после завоевания свидетельствуют об увеличении вдвое населения Эрец-Исраэль, численность которого достигла примерно 30 тыс. человек. Лишь 1/5–1/4 этого населения составляли жители шести городов: Иерусалима, Хеврона, Газы, Рамлы, Шхема и Цфата. Остальное население жило в деревнях; некоторую его часть составляли полукочевники-бедуины, занимавшиеся сельским хозяйством лишь временно, в определенные сезоны.

Рост населения, расширение площади обрабатываемой земли в деревнях и на окраинах городов, распространение плодового садоводства и выращивания масличных деревьев привели к подъему сельского хозяйства и расцвету промыслов, связанных с переработкой его продуктов. По-видимому, по инициативе переселившихся в страну евреев в Цфате возникли новые промыслы — ткацкий, красильный и другие.

Еврейское население Эрец-Исраэль сначала приветствовало турецкое завоевание, зная о благосклонном отношении султанов к изгнанникам из Испании и вообще к подданным-евреям. Многие евреи помогали турецкой армии; некоторые достигли высоких постов. Эти настроения послужили поводом к антиеврейским выступлениям в подвластных мамлюкам землях — Египте и Эрец-Исраэль. Особенно пострадали от погромов евреи Цфата; их единоверцы в Египте оказали им помощь одеждой и деньгами. Жители еврейского квартала в Каире отбили продолжавшееся несколько дней нападение враждебной толпы. В Иерусалиме такие инциденты были редки. Положение евреев там несколько улучшилось по сравнению с прошлыми годами. По свидетельству рабби Моше Басола (1480–1560), посетившего Эрец-Исраэль в 1521–22 гг., еврейское население Иерусалима возросло в результате эмиграции из Испании; оно состояло приблизительно из 300 еврейских семей и около 150 вдов. Около 200 человек жило за счет благотворительности, в значительной степени — за счет средств, собранных в диаспоре. Иерусалимская община состояла из четырех групп: ашкеназов — 15 семей потомков евреев, живших в стране с времен Маймонида, к которым присоединились выходцы из Европы (в том числе из Италии; выходцев из Италии относили в то время к ашкеназам); сефардов, составлявших большинство населения города; магрибитов — выходцев из Северной Африки (см. Магриб) и муста‘рабов — потомков древних обитателей Эрец-Исраэль, никогда не покидавших страны. Между даянами и законоучителями — представителями различных общин — существовали разногласия по некоторым вопросам ритуала. Имеется свидетельство, что после турецкого завоевания духовная гегемония в иерусалимской общине перешла от муста‘рабов и магрибитов к сефардам. С победой турок началась алия с Балкан и из Северной Африки. Большинство новых поселенцев составляли испанские изгнанники и марраны; начали прибывать и ашкеназы из Италии (см. выше) и других стран Европы — торговцы, ремесленники, ученые и мистики, увлеченные мессианскими идеями. Вместе с хозяйственным оживлением пришло и возрождение духовной жизни: возникали новые иешивы, основывались раввинские суды, новые учебные и благотворительные учреждения.

Падение Византии (1453), победа ислама в восточной части Средиземноморья, рост христианского фанатизма на западе, изгнание евреев из Испании и Португалии — все это глубоко потрясло еврейство и сделало его восприимчивым к мессианским идеям. Слухи о приближающемся избавлении распространялись по странам диаспоры. В 1523 г. Давид Реувени принес в Иерусалим весть о якобы живущих в Эфиопии исчезнувших коленах Израилевых (см. Колена исчезнувшие) и предложил план освобождения Эрец-Исраэль с помощью европейских монархов. Спустя два года ученик Реувени, Шломо Молхо, предсказал наступление избавления в 1540 г. (впоследствии оба были казнены инквизицией).

Турецкие власти не поощряли еврейской иммиграции, но и не препятствовали ей. Султаны Селим I, Сулейман Великолепный и Селим II (1566–74) воздерживались от вмешательства в жизнь своих еврейских подданных и от какой-либо их дискриминации. (Так, полуразрушенная крепостная стена Иерусалима была заменена новой.) Большинство новоприбывших селилось в Цфате, который превратился в важный центр духовной жизни, а также торговли, ремесел и различных промыслов. В середине 16 в. число евреев в Цфате достигло 10 тыс.; в Цфате, его окрестностях и других селениях Галилеи сосредоточилось большинство еврейского населения Эрец-Исраэль.

Цфат стал важнейшим центром еврейского религиозного образования и изучения Торы. С 1524 г. здесь жил Я. Берав, попытавшийся восстановить древний обряд рукоположения (см. Смиха). Несмотря на сопротивление многих иерусалимских законоучителей, Я. Берав посвятил в сан хахама четырех своих учеников, в том числе И. Каро, автора монументального свода еврейских законов Шулхан арух. Цфат стал также важнейшим центром еврейского мистицизма (см. Каббала), которому отдал дань и И. Каро. Здесь жили поэт-каббалист Ш. Алкабец, автор литургического гимна Леха доди, его ученик и друг М. Кордоверо и самый прославленный из каббалистов — Ицхак бен Шломо Лурия, чье учение радикально изменило характер еврейского мистицизма. Это учение развивали ученики Лурии Х. Витал и другие, прозванные гурей ха-ари (` львята`). В 1577 г. (по другим данным — в 1577 г.) в Цфате была основана первая вне Турции еврейская типография на Ближнем Востоке (см. Книгопечатание).

Мессианские чаяния, распространившиеся в это время главным образом среди испанских изгнанников, нашли практическое выражение в смелой попытке донны Грации Мендес и ее зятя дона Иосефа Наси, членов богатой марранской семьи, бежавших от преследований инквизиции в Турцию и занявших видное место при дворе султана, восстановить Тверию как еврейский центр. Несмотря на сопротивление местных христиан и мусульман, им удалось обнести город крепостной стеной (1564). Неизвестно, намеревался ли дон Иосеф учредить в Эрец-Исраэль еврейское государство или лишь создать там убежище для испанских изгнанников и новый центр прибыльного производства шерстяных и шелковых тканей. Отстроенная Тверия стала привлекать евреев из ближних и дальних мест — от Цфата до Йемена. Она превратилась в процветающий еврейский город и важный центр изучения Торы. Смерть султана Селима (1574), друга и покровителя Иосефа Наси, положила конец плану превращения Тверии в главный религиозно-общественный центр Эрец-Исраэль. Спустя пять лет умер и Иосеф Наси. Его соперник Шломо Ибн Я‘иш, марран, достигший высокого положения при дворе султана Мурада III (1574–95) и в течение 15 лет, до самой своей смерти, оказывавший большое влияние на внешнюю политику Турции, получил от султана в аренду Тверию и послал туда своего сына Я‘акова, который воздвиг там много новых зданий и красивый замок. Однако по различным политическим и экономическим причинам восстановление города не было завершено.

От начала упадка Османской империи до начала 18 в. Со второй половины 16 в. начинается период упадка Османской империи. Войско янычар (регулярная пехота) из опоры власти превратилось в источник постоянного беспокойства для султанов, часто поднимая против них восстания и непрерывно требуя увеличения жалованья. Увеличилось бремя налогов; Османская империя утратила обширные территории в Европе. Постепенный упадок империи отрицательно сказался на положении населения Эрец-Исраэль, в том числе и евреев. В последней четверти 16 в. еврейское население Цфата и его окрестностей неоднократно подвергалось разбойничьим набегам бедуинов и друзов. В 1576 г. турецкие власти издали указ о насильственном переселении 500 или 1000 богатых еврейских семей из Цфата на Кипр. Хотя позднее этот указ был отменен, он подорвал доверие евреев к турецким властям. Богатые жители стали покидать Цфат; за ними последовали талмудисты и каббалисты, в том числе Х. Витал, переселившийся в Дамаск. И. Горовиц поселился не в Цфате, а в Иерусалиме (1621). Хотя Цфат и не был совершенно покинут евреями, как это случилось в конце 17 в. с Тверией, его упадок был очевиден. Голод, болезни и грабежи привели к почти полному исчезновению еврейских селений, существовавших в 16 в. в Галилее.

Упадок Цфата совпал с материальным и интеллектуальным возвышением Иерусалима. И. Горовиц обнаружил в Иерусалиме вдвое больше ашкеназов, чем в Цфате, и такое же число сефардов. Влияние ашкеназской общины значительно возросло. Однако в 1625 г. иерусалимскую общину постиг тяжелый удар: бедуинский шейх Мухаммад ибн Фарук занял пост санджак-бея Иерусалима и обложил население, в особенности еврейское, непосильными налогами. Хотя спустя год дамасский паша сместил ибн Фарука, бремя долгов с евреев Иерусалима не было снято. Многочисленные посланцы отправились в страны диаспоры в поисках средств для спасения иерусалимской общины.

Преемники ибн Фарука возводили на евреев ложные обвинения, грабили их имущество, бросали их в тюрьмы и вымогали выкуп. Если заложникам не удавалось выкупиться, шантажу подвергалась вся община. Евреи были вынуждены, бросив имущество, покидать Иерусалим, и к 1663 г. большинство их переехало в Рамлу. Временным убежищем жителям Иерусалима служили также Хеврон и Газа.

В 1648 г. в Иерусалим прибыли евреи, спасшиеся от резни, учиненной на Украине казаками Б. Хмельницкого. Турецкие власти, воспользовавшись случаем, еще больше повысили налоги, бремя которых особенно ощущалось беднейшими слоями населения. Надежды на помощь еврейских общин диаспоры в значительной мере не оправдались, так как она не прибыла вовремя и оказалась недостаточной. К евреям диаспоры были отправлены посланцы, в том числе лжемессия Саббатай Цви, покинувший Иерусалим вскоре после прибытия туда и отправившийся собирать средства в Египет (1664). Большое значение приобрела в то время община Газы, являвшейся важным торговым центром на пути из Азии в Африку. В 16–17 вв. в Газе жили выдающиеся талмудисты. Здесь Саббатай Цви встретился с Натаном из Газы, ставшим его ревностным последователем и «пророком». Город стал важным центром распространения саббатианства, которое нашло множество последователей не только в галуте, но и в Эрец-Исраэль, несмотря на оппозицию руководителей иерусалимской общины. Когда известие об отступничестве самозванного Мессии достигло страны Израиля, большинство последователей с негодованием отвернулись от него. Однако саббатианство нанесло тяжелый удар по духовной и общественно-экономической жизни еврейства Иерусалима: единство общины было поколеблено, хозяйство запущено. Даже посланцы, отправлявшиеся в страны рассеяния для сбора средств на нужды общины, часто пренебрегали своими обязанностями. Несмотря на крушение саббатианства, в определенных кругах еврейства диаспоры сохранилась крупица веры в достижение личного спасения с помощью алии. Это привело в начале 18 в. к одной из самых значительных попыток алии из Европы и обновления еврейского религиозно-национального центра в Иерусалиме. Во главе этого движения стоял тайный саббатианец Иехуда Хасид, прибывший в Иерусалим в 1700 г. во главе группы последователей — выходцев из различных стран Европы, стекавшихся в Эрец-Исраэль по двум путям: через Венецию и через Константинополь. До их прибытия иерусалимская община насчитывала 1200 человек, в том числе 200 ашкеназов. Около 500 последователей Иехуды Хасида умерли в пути; лишь 1000 достигли Иерусалима. Сам Иехуда Хасид после прибытия в страну внезапно умер. Между его последователями и обремененной долгами ашкеназской общиной Иерусалима, относившейся отрицательно к саббатианству, возникли трения, приведшие к сожжению ашкеназской синагоги кредиторами-арабами (1720). В течение ряда лет после этого ашкеназы не могли селиться в Иерусалиме, так как над ними висела угроза преследования за старые долги. Иммигранты из Европы селились главным образом в Хевроне, Цфате и даже Тверии. Евреи Иерусалима находили в Хевроне убежище от эпидемий и преследований. В 17 в. там поселился ряд выдающихся каббалистов — учеников И. Лурии.

Эрец-Исраэль в 18 в. В конце 17 в.— начале 18 в. политический статус Османской империи в Европе изменился. Ослабленная империя была вынуждена пойти на многочисленные территориальные уступки соседям. Ей приходилось бороться с усиливающейся экспансией России, которая добивалась контроля над святыми местами и власти над православными подданными Турции — греками, сербами, болгарами и другими. С упадком военной мощи янычар центральная власть попала в зависимость от наемных армий местных правителей. Усиление местных властей увеличило их влияние на центральную власть, особенно в вопросах о налогах и других источниках доходов. Крупное восстание вспыхнуло в Иерусалиме (1703) из-за нежелания местных властей передать представителю центральной власти деньги, собранные в качестве поземельного налога. Восстание удалось подавить лишь в 1706 г.

В начале 18 в. правитель Галилеи, просвещенный бедуин Захир ал-‘Омар, распространил свою власть на Тверию с окрестностями, а также на приморские города — Акко и Хайфу. Для развития подвластного ему края он хотел воспользоваться энергией и способностями его еврейского населения. После 80 лет запустения была восстановлена Тверия. Главная заслуга в этом принадлежит Х. Абул‘афии (1660?–1744), раввину из Смирны, родившемуся в Хевроне и жившему в Иерусалиме и Цфате, который приехал в Тверию по приглашению Захира (1740) и построил там много жилых зданий, великолепную синагогу, баню и ряд хозяйственных строений. Он также восстановил стену вокруг еврейского квартала, начал строительство дорог и побуждал евреев заняться сельским хозяйством. Абул‘афия рассматривал восстановление Тверии как начало мессианского «собирания изгнанников» и одновременно как насущную необходимость. Когда между дамасским пашой Сулейманом и Захиром вспыхнула война (1742–43), Абул‘афия призвал евреев хранить верность правителю Галилеи. Главной заботой Абул‘афии было обеспечить благосостояние еврейской общины Тверии с помощью развития торговли, ремесел и сельского хозяйства. Экономическое процветание города продолжалось и после падения Захира, которого сменил жестокий правитель Ахмад ал-Джаззар (1775–1804). В этот период евреи Эрец-Исраэль жили главным образом за счет благотворительных поступлений из-за границы (см. Халукка), а в некоторых случаях за счет доходов от предприятий в оставленных ими странах. Малейшая задержка помощи из-за границы грозила им бедствием. Крайняя нищета страны заставила рабби Моше Малхи (конец 17 в.), иерусалимского талмудиста и врача, возражать против иммиграции бедняков; Эрец-Исраэль, по его мнению, нуждается лишь в тех, кто в состоянии сам себя прокормить. Для надзора за распределением и использованием фондов, а также чтобы облегчить уплату многочисленных долгов иерусалимской общины, специально уполномоченные в Константинополе (пкидей Кушта) сосредоточили в своих руках передачу средств иерусалимской общине и заботу о еврейских паломниках. Деятельность таких выдающихся талмудистов и каббалистов, как Х. И. Д. Азулай, С. Ш. Шараби (1720–77) и Аврахам Гершон из Кут (умер, по-видимому, в 1760 г.; шурин основателя хасидизма Бешта, см. Исраэль бен Эли‘эзер Ба‘ал-Шем-Тов), была связана с иешивой «Бет-Эль» в Иерусалиме, где изучалась и каббала. Постоянная вражда между арабами Бет-Лехема и Хеврона тяжело сказалась на положении хевронских евреев. Пкидей Кушта распространили благотворительную деятельность и на Хеврон. Х. И. Д. Азулай дважды (в 1753 г. и в 1773 г.) ездил в Западную Европу собирать средства на нужды хевронской общины. Другим ее посланцем был Х. И. Каригал (1733–77), добравшийся до Северной Америки. В 80-х гг. 18 в. численность евреев Хеврона достигла около 300 человек. В 1774 г. в Эрец-Исраэль переселилось 300 человек из России и Польши — как хасиды (см. Хасидизм), так и митнагдим. Алию возглавляли ученики Бешта: Менахем Мендл из Витебска (1730–88), Аврахам Калискер (1741–1810) и Исраэль из Полоцка (умер, по-видимому, в 1785 г.). Прибывшие поселились на севере страны — в Цфате и Тверии.

В период правления Захира и его борьбы с центральной властью число евреев, приезжавших в Иерусалим из-за границы, уменьшилось; многие жители покинули город. С 1741 г. по 1770 г. число евреев Иерусалима сократилось почти вдвое. Захир поощрял заселение евреями Галилеи; евреи снова появились в Пки‘ине и Шфар‘аме.

Община Газы в эти годы была весьма немногочисленной; она страдала от неоднократных вторжений разных армий. Хотя положение еврейского населения Эрец-Исраэль в 18 в. было тяжелым, рост его численности и постоянная помощь константинопольской общины возвещали наступление новой эпохи в истории страны.

Вторжение Наполеона в Египет (1798) явилось неожиданностью для Османской империи, которая видела в нем союзника, завоевавшего Мальту и положившего конец пиратским набегам. В начале 1799 г., после неудачной попытки подкупить Ахмада ал-Джаззара, Наполеон вторгся в Эрец-Исраэль. Французам удалось овладеть Газой, Рамлой, Лодом и Яффой, несмотря на наличие в последней большого гарнизона. Население приветствовало завоевателей, так как Наполеону удалось привлечь его симпатии гуманным обращением и различными обещаниями. По слухам, делегация евреев Яффы приветствовала Наполеона и рассказала ему о мессианских надеждах, связанных с его победой. Упорное сопротивление турок остановило продвижение французской армии к городу Акко, еврейское население которого сохранило верность турецкой власти. На помощь туркам пришел английский флот. Французскому генералу Клеберу удалось одержать победу над турками у Кафр-Канны (см. Кфар-Канна) и у горы Тавор (обе — апрель 1799 г.). По-видимому, Наполеон выпустил прокламацию, призывавшую евреев Азии и Африки сплотиться под его знаменем во имя завоевания «наследия Израиля». После этого в Константинополе распространились слухи, подхваченные западной печатью, о еврейских воинских подразделениях, якобы пришедших на помощь французам. Однако из-за отсутствия тяжелой артиллерии Наполеон не сумел овладеть крепостью Акко и был вынужден отступить в Египет. Поход Наполеона в Эрец-Исраэль знаменовал возрождение политического интереса западных держав к этой стране. Социальные и культурные последствия этого похода были незначительны. Во время наполеоновских войн прервалась материальная поддержка евреев Эрец-Исраэль их единоверцами из Польши и России, что еще более усугубило бедственное положение ашкеназской общины в стране. За алией хасидов последовала алия их противников — митнагдим (в Эрец-Исраэль их называли прушим), учеников Виленского гаона (см. Элияху бен Шломо Залман). Исраэль бен Шмуэль из Шклова (умер в 1839 г.) возглавил в 1816 г. общину прушим в Цфате. Несмотря на бедность и невзгоды, еврейская община Цфата росла; в 1832 г. И. Бак (1797–1874) основал там свою типографию.

От начала 19 в. до 1880 г. 19 в. принес с собой отмену прежней системы местного управления, которая превратила Эрец-Исраэль в заброшенную провинцию распадающейся империи; начиная с 1840 г. положение страны стало улучшаться. Ее население значительно увеличилось. Под влиянием революции в области средств сообщения, приблизившей Османскую империю к Европе, западное влияние в стране усилилось. Соперничество между европейскими державами превратило Эрец-Исраэль в средоточие так называемого восточного вопроса. Население Эрец-Исраэль в 1800 г. не превышало 300 тыс., а число евреев — 5 тыс.; большинство их составляли сефарды. Большая часть еврейского населения была сосредоточена в Иерусалиме, Цфате, Тверии и Хевроне. Христиане, численность которых составляла около 25 тыс., были рассеяны на большем пространстве. Главные места концентрации христианского населения — в Иерусалиме, Назарете и Бет-Лехеме — контролировались православной и католической церквами. Остальное население страны составляли мусульмане, почти все — сунниты. Численность еврейского населения к 1840 г. удвоилась, христианского и мусульманского — осталась без изменения. В период 1800–31 гг. Эрец-Исраэль делилась на две провинции (вилайеты). Центрально-восточный горный район, простиравшийся от Шхема на севере до Хеврона на юге (включая Иерусалим), относился к Дамасскому вилайету; Галилея и прибрежная полоса — к вилайету Акко. Большая часть Негева находилась в этот период вне османской юрисдикции.

В Акко правил паша Ахмад ал-Джаззар, почти полностью независимый от центральной власти. Большим влиянием при нем пользовался его финансовый советник Х. Фархи, происходивший из известной семьи дамасских евреев. Он использовал свой авторитет, чтобы облегчить положение евреев, которых местные власти подвергали унижениям, постоянно вымогая у них деньги. Рассердившись однажды на Фархи, Ахмад ал-Джаззар приказал его изувечить, однако отменил приказ. После смерти Джаззара (1804) Фархи помог стать правителем Акко его бывшему заместителю Сулейману, а затем (1818) сыну Сулеймана, своему ученику Абдалле, который в 1820 г. велел умертвить своего благодетеля. Братья убитого сумели восстановить против Абдаллы власти в Константинополе; с помощью других сирийских пашей они осадили Акко (1821–22), однако Абдалле удалось с помощью подкупа добиться снятия осады. Он отплатил евреям Акко, Цфата и Тверии новыми, еще более тяжелыми поборами, продолжив традицию турецких правителей, которые совершенно не заботились о благосостоянии страны, усматривая свою единственную задачу в сборе налогов с населения.

В 1832 г. Эрец-Исраэль была завоевана Ибрахим-пашой, сыном и военачальником вице-короля Египта Мухаммада-Али. Впервые независимый паша, восставший против власти Османской империи, принудил султана признать «законность» своих завоеваний. Однако, упрочив свою власть в Сирии и Эрец-Исраэль, Мухаммад-Али согласился платить определенную долю налога султану Махмуду II (1834). Правителем завоеванной территории стал Ибрахим-паша, а его резиденция расположилась в Дамаске. Эрец-Исраэль, северная граница которой достигала Сидона, стала единой провинцией. Египтяне, правившие страной восемь лет, провели там некоторые реформы по европейскому образцу, что вызвало сопротивление арабов и восстания в большинстве городов страны, которые были подавлены силой. Ибрахим-паша разрешил также деятельность христианских миссионеров, в том числе научно-исследовательскую и педагогическую. В период египетского господства проводились широкие исследования в области библейской географии и археологии. В 1838 г. египетское правительство разрешило Англии открыть консульство в Иерусалиме (ранее консульства европейских держав существовали только в портовых городах — Акко, Хайфе и Яффе, а также в Рамле). Спустя 20 лет все крупные государства Запада, включая США, имели в Иерусалиме консульские представительства.

Вмешательство европейских держав в турецко-египетский конфликт (1840–41) привело к возвращению Эрец-Исраэль и Сирии под непосредственный контроль Турции. После этого возобновилась вражда арабских племен в сельской местности; некоторые местные шейхи снова стали взимать дань с путешественников. Однако прежним пашам не были возвращены их посты; новая администрация оставалась строго централизованной. Начался период реформ в Османской империи. Административные перемены нашли выражение в так называемом законе о вилайетах (1864), который упрочил централизацию, установив жесткую иерархическую систему управления провинцией. Эта система не устранила коррупции и злоупотребления властью, однако резко сократила произвол местных властей и даже предоставила различным религиозным общинам (в том числе и немусульманским) некоторую долю влияния в общественных делах.

Некоторые группы миссионеров создали широкую сеть просветительских, медицинских и благотворительных учреждений. Деятельность миссионеров, представляющих почти все направления христианского вероисповедания, значительно сократилась после ухода египтян.

Политические соображения вели к обострению соперничества между группами миссионеров из разных стран. Великие европейские державы, старавшиеся обрести сферы влияния во всех частях Османской империи в качестве потенциальных опорных пунктов при будущем ее разделе, использовали миссионерскую деятельность своих подданных в Эрец-Исраэль для достижения политических целей. Россия претендовала на роль покровителя православных подданных Турции, Франция — на аналогичную роль в отношении католиков. Протестантские страны находились в менее выгодном положении, поскольку среди подданных Османской империи не было протестантов, объединенных в особую религиозно-административную единицу (миллет). Поэтому во время турецко-египетской войны (1839–41) Англия выступила «защитницей» еврейских и друзских общин в Эрец-Исраэль. Одной из непосредственных причин Крымской войны (1853–56) явилось франко-русское соперничество из-за контроля над святыми местами. Позднее в качестве покровительницы протестантов в Эрец-Исраэль выступила Германия. Поселения немецких сектантов — темплеров, обосновавшихся в Эрец-Исраэль в 1868 г., использовались ею для политического проникновения в страну. Усовершенствование средств сообщения между Эрец-Исраэль и Европой привело к увеличению числа паломников и туристов, что способствовало благосостоянию страны. К 1880 г. население Эрец-Исраэль достигло 450 тыс. человек, из которых 24 тыс. составляли евреи. Иерусалим стал крупнейшим городом в стране; из его населения (около 25 тыс.) более половины составляли евреи.

В первое тридцатилетие 19 в. разложение османского режима достигло крайней степени. Восемь лет египетского господства (1832–40) были своего рода переходным периодом. После 1840 г. евреи оказались втянутыми в международные конфликты, связанные с «восточным вопросом», но вместе с тем стали пользоваться покровительством западных держав. Численность еврейского населения возросла, экономическое и культурное влияние увеличилось. Большинство евреев страны по-прежнему жили в четырех городах: Иерусалиме, Цфате, Тверии и Хевроне. Несмотря на поддержку из фондов халукки, они должны были тяжело трудиться под гнетом налогов, взимавшихся турецкими чиновниками. Тем не менее численность еврейского населения Эрец-Исраэль продолжала расти, особенно за счет алии из Европы. Поток алии увеличился после открытия пароходного сообщения между Одессой и Яффой. Вековая привязанность хасидов Восточной Европы к Эрец-Исраэль стала причиной их постоянного притока в Иерусалиме и других «святых городах». Бер, сын Шнеура Залмана из Ляд, основал первую ашкеназскую общину в Хевроне (1820). С 1830 г. значительное число евреев привлекала Яффа, отстроенная турками в 1810–20 гг. Большинство евреев Яффы были выходцами из Северной Африки; в 1857 г. там было всего три семьи ашкеназов. К 1874 г. их число увеличилось до 20, а общая численность еврейского населения города достигла 500. Цфат, соперничавший с Иерусалимом за духовное первенство, сильно пострадал в результате землетрясения (1837), унесшего жизни около 2 тыс. евреев, и утратил ведущее положение. Вторая еврейская типография в Эрец-Исраэль, учрежденная там в 1831 г., через девять лет была перенесена в Иерусалим.

Налоговое бремя под властью Египта было облегчено лишь незначительно, однако попытки Мухаммада-Али ввести европейские методы управления открыли путь серьезным политическим реформам. Хотя содержавшиеся в султанском указе (1839) обещания даровать равные права представителям трех религий — еврейской, христианской и мусульманской — никогда не были выполнены полностью, все же положение евреев значительно улучшилось. Значительную роль сыграл здесь известный интерес к положению евреев в Эрец-Исраэль, проявленный западными державами в их борьбе за гегемонию на Ближнем Востоке. Согласно системе так называемых капитуляций (соглашений, предоставляющих иностранным державам особые права в Турции) консулы трех держав защищали интересы своих сограждан. Великобритания, а часто и Россия выступали в роли покровителей евреев Эрец-Исраэль. Англия защищала интересы евреев — турецких подданных и подданных европейских держав в тех случаях, когда их отказывались защищать консулы этих держав. Так было, в частности, во время Дамасского дела (1840), когда британское правительство предложило султану разрешить евреям, принадлежащим к категории райя (немусульманских подданных султана), обращаться к нему с жалобами на местные власти при посредничестве британских консулов.

Хотя это предложение было отвергнуто турками, британские консулы все же находили способы оказывать поддержку евреям. В 1849 г. руководитель иерусалимской общины раввин И. Бардаки (1790–1862) обратился к британскому консулу в Иерусалиме с просьбой защитить евреев — жертв дискриминационного русского законодательства. Спустя 30 лет Россия смягчила свою враждебность по отношению к евреям Эрец-Исраэль и даже стала оказывать им покровительство, что никак не сократило преследований евреев в самой России. Покровительство, оказываемое евреям консулами великих держав, способствовало увеличению алии. Большинство евреев, приезжавших в Эрец-Исраэль, оседали в Иерусалиме и Цфате, меньше — в Тверии и Хевроне. Селиться в других местах, вдали от консульств, было небезопасно. В перенаселенных «святых городах» царила страшная нищета. Халукка и деятельность таких филантропов, как М. Монтефиоре, лишь частично облегчали бедственное положение евреев Эрец-Исраэль. Монтефиоре, дважды посетивший страну до начала реформ в Османской империи (в 1827 г. и 1839 г.), щедро жертвовал деньги на различные благотворительные цели, в том числе на нужды профессионального образования еврейских детей. Он поддерживал планы поселения евреев на земле и обучения их сельскому хозяйству и различным ремеслам. В 1854 г. в Иерусалиме была основана еврейская больница, в 1856 г. — светская школа имени С. Лемеля, в 1864 г. — школа имени Э. Ротшильд. Монтефиоре финансировал строительство еврейских жилищ за пределами обнесенного стенами Старого города, что революционизировало условия жизни евреев в Иерусалиме. Один за другим возводились новые кварталы; к концу 19 в. более половины еврейского населения города жило вне его стен. Евреи осваивали новую для них профессию строителей. Строились дома для сирот и престарелых, поликлиники и больницы. В 1870 г. Альянс основал первую сельскохозяйственную школу Микве Исраэль, а в 1882 г. — ремесленную школу в Иерусалиме с преподаванием на французском языке. Выходили газеты на иврите («Ха-Леванон», «Иехуда в-Ирушалаим», «Хаваццелет»), печаталось множество книг, брошюр и географических карт. Первые сельскохозяйственные поселения были основаны в Моце (1873), Гей-Они (1878) и Петах-Тикве (1878). Хотя вследствие различных трудностей первые поселенцы были вынуждены их покинуть, процесс перехода евреев Эрец-Исраэль к производительному, в том числе сельскохозяйственному труду, оказался необратимым.

В 19 в. Иерусалим снова превратился в важнейший еврейский центр Эрец-Исраэль. Общины других городов уступали по значению иерусалимской. Цфат пришел в упадок после ряда землетрясений (самое тяжелое — в 1837 г.), восстания друзов против Ибрахим-паши (1838), в котором снова пострадали евреи, и последующих притеснений евреев арабами и местными чиновниками. Тверия разделила судьбу Цфата. Шхем к концу 19 в. был покинут еврейскими обитателями. Неустойчивым было положение общины Хеврона.

Экономическое и культурное развитие Иерусалима подготовило почву для новой волны алии.

Упадок Османской империи. В последние десятилетия османского владычества в Эрец-Исраэль (1880–1917) империя, переживавшая период упадка, продолжала сопротивляться растущему политическому и экономическому влиянию европейских держав. Султан Абдул-Хамид II (1876–1908) пытался сохранить власть путем расширения полицейско-бюрократического аппарата, поощрения иммиграции мусульман (например, черкесов), попыток использовать противоречия между великими державами. Турецкие власти поощряли железнодорожное строительство: в 1890–92 гг. французской компанией была построена железная дорога Иерусалим — Яффа, в 1908 г. завершено осуществлявшееся немецкой компанией строительство железнодорожной линии Хайфа — Дар‘а (ныне в Сирии), соединенной с Хиджазской железной дорогой (Константинополь — Дамаск — Медина). Европейские державы продолжали укреплять свои позиции в стране с помощью режима капитуляций, обеспечивавшего его представителям особые привилегии. После оккупации Египта Англией (1882) Османская империя сблизилась с Германией. Демонстративным проявлением этого сближения был официальный визит кайзера Вильгельма II в Иерусалим (1898). Политические, военные и экономические последствия этого визита принадлежат к числу факторов, приведших к началу 1-й мировой войны.

Приток европейцев (поселенцев, паломников, монахов, туристов) заставил турецкое правительство следить за соблюдением порядка и законности на подчиненных ему территориях, чтобы не давать иностранным державам повода вмешиваться во внутренние дела Османской империи.

Положение евреев в конце 19 в. В 1880 г. общая численность евреев в Эрец-Исраэль достигала 20–25 тыс.; 2/3 их жило в Иерусалиме, где они составляли половину населения. Евреи жили и в трех других «святых городах» — Цфате (4 тыс.), Тверии (2,5 тыс.) и Хевроне (800), а также в Яффе (1 тыс.) и Хайфе (300). Более старую часть еврейского населения страны составляла сефардская община, в которую влились иммигранты из Северной Африки, Бухары, Ирана и других стран. Ашкеназская община состояла главным образом из восточноевропейских евреев, которые делились на хасидов и их противников — прушим. Большинство евреев Эрец-Исраэль жило за счет пожертвований из-за границы (халукка), сумма которых достигала 100 тыс. фунтов стерлингов в год. Среди сефардов средства распределялись руководителями общины; главными получателями их были ученые-талмудисты, вдовы и сироты. Среди ашкеназов распределением средств заведовали благотворительные организации типа землячеств (см. Колел). Многочисленные ремесленники, неквалифицированные рабочие и мелкие торговцы жили в нищете. Хотя еврейская община признавалась властями, а главный сефардский раввин Иерусалима, носивший турецкий титул хахам-баши (на иврите — ришон ле-Цион), пользовался официальным статусом, социальное положение евреев в стране было низким. Многие евреи, особенно из числа ашкеназов, искали защиты у иностранных консулов, которые охотно предоставляли ее, стремясь увеличить свое влияние.

Подавляющее большинство евреев придерживалось строгой ортодоксии и подчинялось авторитету раввинов, противившихся любым новым веяниям. Они охотно принимали помощь еврейских филантропов из-за границы, пока это не требовало каких-либо изменений в традиционном образе жизни. Строились бесплатные жилища для талмудистов и бедняков, больницы и иешивы, однако любые попытки создания современных школ или обучения евреев сельскохозяйственному или ремесленному труду сталкивались с упорным сопротивлением руководителей режима халукки. Тем не менее даже некоторые представители «старого ишува» (еврейской общины Эрец-Исраэль досионистского периода) призывали евреев зарабатывать на жизнь собственным трудом — издатели первых газет, выходивших на иврите в Иерусалиме, в частности редактор газеты «Хаваццелет» (издание которой возобновилось в 1870 г.) И. Д. Фрумкин, а также основатели первых поселений (Гей-Они и Петах-Тиква, 1878 г.). В начале 1880-х гг. в Иерусалиме делу возрождения еврейской жизни много сил посвятила группа деятелей культуры: И. М. Пинес, Э. Бен-Иехуда, Д. Елин и другие. Они также столкнулись с оппозицией ультраортодоксальных кругов.

Во время переговоров, последовавших за русско-турецкой войной 1877–78 гг., высказывались идеи создания еврейского государства на территории Эрец-Исраэль (например, план Л. Олифанта), не имевшие, однако, практических последствий.

Начало первой алии. Новый период в истории евреев в Эрец-Исраэль начался в 1882 г. в связи с погромами в России, преследованиями евреев в Румынии и возникновением движения Ховевей Цион. Эти события породили значительную волну алии. Среди новоприбывших выделялась группа молодых людей, членов движения Билу, которые стремились к созданию политических и экономических условий для поселения в стране больших масс евреев из Восточной Европы, а также группы людей, располагавших небольшими средствами, которые ставили перед собой задачу создания сельскохозяйственных поселений. За один-два года возникли сельскохозяйственные поселения в Иудее (Ришон-ле-Цион, Экрон, Гедера и Петах-Тиква, возрожденная новыми поселенцами), в Самарии (Зихрон-Я‘аков) и в Верхней Галилее (Рош-Пинна и Иесод ха-Ма‘ала). От почти неизбежного распада эти поселения были спасены благодаря помощи барона Э. Ротшильда, создавшего большой административный аппарат для благотворительной деятельности в широком масштабе, состоявший из управляющих, агрономов, врачей, учителей и т. д. Его деятельность осуществлялась с 1883 г. по 1899 г. В течение этого периода барон вложил в развитие поселений 1,6 млн. фунтов стерлингов. Поселенцы находились в полной зависимости от администрации Ротшильда, получая от нее ежемесячное пособие и не обладая правом какой-либо инициативы. Эта администрация создавала хозяйства фермерского типа, использовавшие дешевый труд арабских рабочих. Ее деятельности мешали расточительность и коррупция. Вместе с тем администрация Ротшильда приобрела обширные участки земли в Иудее, Самарии, Галилее и старалась поощрять развитие промышленности (виноделие, табаководство, производство шелка, производство стекла в Тантуре). В 1900 г. Ротшильд перевел средства Еврейскому колонизационному обществу (ЕКО) и продолжал поддерживать его. Заслугой ЕКО является введение новых методов поселенческой деятельности, рассчитанной на максимально быстрое достижение поселениями самостоятельного статуса. ЕКО основало в Нижней Галилее ряд новых сельскохозяйственных поселений, в которых поселенцы обрабатывали землю собственным трудом.

Ограничения алии турецкими властями. Турецкие власти видели в новой алие потенциальную угрозу. В июне 1882 г. был издан закон, запрещавший поселение в стране евреев — выходцев из Восточной Европы. Создание постоянных поселений, приобретение земли, строительство новых зданий и т. п. осуществлялось лишь с помощью взятки или юридических уловок. Поселенцам часто приходилось защищаться от нападений грабителей-арабов. Попытки оказать давление на турецкое правительство по дипломатическим и другим каналам не увенчались успехом. Хотя оно и было вынуждено допустить временное пребывание в стране паломников и туристов, но закон 1901 г. ограничил его тремя месяцами. Эти меры не прекратили алию полностью, но весьма сократили ее.

Новая волна алии была связана с усилением преследований евреев в России в 1890–91 гг. Именно в этот период были основаны поселения Реховот и Хадера. Значительное увеличение спроса на земельные участки привело к спекуляции и резкому росту цен на них. Специальная делегация Ховевей Цион из России, возглавлявшаяся В. Темкиным, не смогла поправить положения. Турецкое правительство приняло решительные меры, чтобы прекратить алию и покупку евреями земель. В течение следующего десятилетия сотни рабочих-евреев тщетно ожидали возможности осесть на земле. В 1896 г. небольшая группа евреев поселилась в Метуле и Беер-Товии, однако многим из них пришлось вскоре покинуть поселения.

Многие новоприбывшие, в том числе евреи из стран мусульманского Востока (Йемен, Бухара) и Восточной Европы, поселились в городах. К началу 20 в. еврейское население Иерусалима составляло около 30 тыс. человек; возникли новые кварталы. В 1892 г. была основана библиотека «Мидраш Абраванель», составившая позднее ядро Еврейской национальной и университетской библиотеки в Иерусалиме. Еврейское население Иерусалима, а также остальных «святых городов» продолжало вести традиционный образ жизни. Однако в городах прибрежной полосы евреи все больше стали обращаться к ремеслам и торговле. Вблизи Яффы возникло два новых еврейских квартала: Неве-Цедек (1887) и Неве-Шалом (1890). В Яффе, еврейское население которой составляло три тысячи человек, был создан объединительный общинный совет, включавший как сефардов, так и ашкеназов (1891). Тогда же был основан первый еврейский квартал в Хайфе. Новый ишув насчитывал около десяти тысяч человек, то есть около 20% всего еврейского населения Эрец-Исраэль. Из этого населения шесть тысяч человек занимались сельским хозяйством в 20 поселениях.

Конфликт между старым и новым ишувом. Между представителями нового и старого ишува возникли трения, вызванные нежеланием новых поселенцев следовать традиционному образу жизни. Руководители старого ишува порой не гнушались доносами турецким властям (см. Э. Бен-Иехуда). Эти трения привели к глубокому расколу между двумя частями еврейского населения Эрец-Исраэль, который удалось частично преодолеть лишь в 1897 г.

В этот период в стране были созданы современные школы с преподаванием на иврите. Сначала, усилиями Э. Бен-Иехуды, Д. Елина и Н. Бехара (1848–1931), на иврите стали преподавать еврейские предметы (включая сам язык иврит); позднее (1889–92) в еврейских сельскохозяйственных поселениях на иврите стали преподавать и общеобразовательные предметы. Был созван съезд учителей (1892) для создания отсутствовавших в иврите терминов в области математики и естественных наук, а также выработки единой программы для сельских школ. В 1903 г. был создан Союз еврейских учителей, превратившийся впоследствии в важный фактор системы образования в стране (см. Союз учителей Израиля).

Несмотря на эти успехи, новый ишув пережил в начале 20 в. глубокий моральный кризис, связанный с неудачей настойчивых попыток руководителей сионистского движения добиться от турецкого правительства разрешения на заселение евреями Эрец-Исраэль («чартер»). Кризис привел к тому, что некоторая часть поселенцев, рабочих и даже молодежи, родившейся в поселениях, покинула страну. В 1903 г. собрание Ховевей Цион в Зихрон-Я‘акове, возглавленное прибывшим из России М. Усышкиным, предложило создать совет, который представлял бы весь ишув; однако в атмосфере разочарования в перспективах поселенческой деятельности это предложение не встретило поддержки.

Вторая алия. Ее социальные и культурные достижения. Раскол сионистского движения в связи с попыткой найти альтернативу заселению Эрец-Исраэль (см. Уганды план), смерть Т. Герцля и упадок поселенческой деятельности грозили гибелью всему делу сионизма. Эта угроза была преодолена благодаря начавшейся в 1904 г. новой волне алии (вторая алия), которая питалась одновременно идеями национального возрождения и социальной справедливости. Большинство представителей второй алии были выходцами из Восточной Европы, очевидцами погромов 1903–1905 гг. в России; многие из них были участниками еврейской самообороны. В их мировоззрении слились социалистические идеи, широко распространенные в то время в России, с идеями сионизма в той форме, которую они приняли после дискуссий о плане Уганды. Эта халуцианская молодежь рассматривала труд как главное средство возрождения родины; она стремилась к созданию в Эрец-Исраэль свободного общества равноправных тружеников. Использование еврейскими поселенцами дешевого труда арабских рабочих противоречило одной из главных целей, провозглашенных сионистским движением, — переходу евреев к производительному труду, и таило в себе угрозу политическому положению и безопасности еврейского населения Эрец-Исраэль. Представители второй алии видели одну из основных задач в «завоевании труда» — замене арабских рабочих еврейскими во всех отраслях хозяйства ишува, в том числе в сельском хозяйстве и строительстве. С этой задачей была тесно связана другая — защита от нападения грабителей жизни и имущества еврейских поселенцев силами евреев, а не наемников из числа местных арабов, черкесов и т. п.

В борьбе за еврейский труд возникли новые формы кооперативных сельскохозяйственных поселений, основанных на собственном труде поселенцев: киббуцы, а позднее мошавы, оказавшие огромное влияние не только на социально-экономическую структуру складывающегося в Эрец-Исраэль нового еврейского общества, но и на его моральный облик. В стране сложился еврейский рабочий класс; возникли кредитные, потребительские и производственные кооперативы (см. Кооперативное движение), профессиональные союзы городских и сельскохозяйственных рабочих, рабочая печать, сыгравшая большую роль в развитии новой литературы на иврите, который превратился в разговорный язык еврейского населения страны. Зародышем вооруженных сил страны явилась создание в 1909 г. для охраны еврейских поселений от нападений арабских грабителей организация Ха-Шомер.

Сионистская организация, созданная в 1897 г. по инициативе Т. Герцля (см. Сионизм), первоначально отвергала всякие попытки поселения в Эрец-Исраэль, предпринятые без согласия властей. Герцль стремился заручиться поддержкой великих держав и, прежде всего, согласием Турции на создание в стране еврейских поселений. Одновременно он хотел создать финансовую базу будущих поселений. С этой целью в Яффе был основан Англо-Палестинский банк (1903), быстро превратившийся в крупнейший еврейский банк страны (ныне Банк леумми ле-Исраэль). В 1901 г. был создан Еврейский национальный фонд в целях приобретения в Эрец-Исраэль земель для сдачи в аренду поселенцам (в городах — строителям). В 1905–1907 гг. фонд приобрел первые участки земли в Эрец-Исраэль (Бен-Шемен, Хулда, Хиттин). Изменение отношения Сионистской организации к поселенческой деятельности в Эрец-Исраэль нашло выражение в создании ею в Яффе своего исполнительного органа — Палестинского бюро (1908). Возглавлявший его А. Руппин сумел добиться взаимопонимания и сотрудничества между Всемирной сионистской организацией и деятелями второй алии. Принцип самостоятельного еврейского труда лег в основу всей последующей деятельности по еврейскому заселению Эрец-Исраэль.

Несмотря на то, что Еврейский национальный фонд и созданная им (с привлечением частного капитала) компания по приобретению земель располагала лишь ограниченными средствами, что препятствовало созданию крупных поселений, их деятельность имела большое значение, так как небольшие поселения, основанные в 1908–13 гг. (Дгания и Киннерет в долине Иордана, Бен-Шемен и Хулда в Иудее, Мерхавия в Изреельской долине и Ган-Шмуэль в Самарии), прокладывали новые пути еврейского заселения страны. Особое значение имеет создание первого коллективного поселения Дгания (1909) — самый смелый и многообещающий опыт передачи всей ответственности за сельскохозяйственное производство в руки рабочих-поселенцев, послуживший прообразом будущих коллективных сельскохозяйственных поселений (киббуцов и мошавов).

Другим опытом создания новой формы сельскохозяйственного поселения была организация в Мерхавии, по плану экономиста и социолога, сиониста Ф. Оппенхеймера, кооперативного поселения, соединяющего преимущества коллективного и частного хозяйства. Хотя этот опыт не оправдал возлагавшихся на него надежд, благодаря ему было создано первое в Изреельской долине сельскохозяйственное поселение.

Важным новшеством в практике создания сельскохозяйственных поселений явился переход к многоотраслевому сельскому хозяйству, впервые осуществленный в Бен-Шемене и легший в основу всей последующей деятельности Сионистской организации по созданию новых поселений.

Частичным решением проблемы еврейского сельскохозяйственного труда явилась алия йеменских евреев, начавшаяся еще в 80-х гг. 19 в., когда захват Англией Адена открыл перед евреями возможность покидать Йемен, и усилившаяся в результате посещения Йемена Ш. Явнеэли (1911). Йеменские евреи селились большими группами вблизи еврейских сельскохозяйственных поселений, поставляя им рабочую силу. Для облегчения использования еврейского труда в сельском хозяйстве были созданы биржи труда, столовые для рабочих и фонд медицинского страхования (куппат-холим). Другим решением проблемы труда явилось создание рабочих поселений (мошавей по‘алим), в которых рабочий получал небольшой участок земли для ведения собственного подсобного хозяйства. Первое поселение этого типа — Эйн-Ганим вблизи Петах-Тиквы — было основано в 1908 г., второе — Нахалат-Иехуда возле Ришон-ле-Циона — в 1913 г.

Ряд поселений был основан частными компаниями, создававшимися евреями диаспоры для приобретения «имений» (ахуззот) в Эрец-Исраэль: Мигдал к северу и Пория к западу от Тверии, Сарона в Нижней Галилее, Рухама к северо-востоку от Газы, Каркур в Самарии. За годы первой и второй алии значительно увеличилось еврейское население Эрец-Исраэль. В 1882 г. оно составляло 24 тыс. человек и целиком сосредоточивалось в городах; в 1914 г. оно достигло 85 тыс. (численность всего населения страны составляла 700 тыс.). 12 тыс. человек проживало в 44 сельскохозяйственных поселениях, созданных после 1881 г. К 1914 г. еврейское население Иерусалима увеличилось до 45 тыс. человек, Тверии — до 5 тыс., Цфата — до 7 тыс. Еврейское население Хайфы увеличилось до 1,5 тыс. в 1900 г. и до 3 тыс. в 1914 г. Еврейское население Яффы, которая была воротами и центром новой алии, увеличилось к 1914 г. до 10,5 тыс.; в 1909 г. вблизи Яффы был основан квартал Ахуззат-Баит, который быстро развивался и превратился в первый в мире всецело еврейский город Тель-Авив.

Важные изменения произошли также в области образования и культуры. Именно в период второй алии язык иврит и основанная на нем культура прочно укоренились в стране. Стали выходить ежедневные газеты на иврите («Ха-Цви», издававшаяся Э. Бен-Иехудой, и «Ха-Херут»), а также журналы рабочего движения («Ха-По‘эл ха-ца‘ир» и «Ха-Ахдут»), оказавшие значительное влияние на еврейскую молодежь как в Эрец-Исраэль, так и за его пределами. В стране поселились выдающиеся писатели (см. Иврит новая литература) и мыслители: И. Х. Бреннер, А. Д. Гордон, Я. Фихман, Д. Шим‘они, Ш. И. Агнон. Иврит превращался в разговорный язык непрерывно растущего числа людей — рабочих, учителей и учащейся молодежи. В 1904 г. Хильфсферейн основал в Иерусалиме учительскую семинарию; в 1905 г. в Яффе была основана первая в мире средняя школа с преподаванием на иврите — гимназия «Герцлия». В 1906 г. в Иерусалиме открылась художественная школа Бецалель. В 1912 г. в Хайфе было начато строительство Техниона — первого высшего учебного заведения в стране. В связи с этим вспыхнул спор между Хильфсферейном, настаивавшим на том, чтобы преподавание в этом институте велось на немецком языке, и говорящим на иврите населением страны, требовавшим преподавания на иврите. Эта «война языков» привела к созданию в стране системы школ с преподаванием на иврите, которая в 1914 г. охватила 3200 учеников.

К концу периода второй алии в стране существовало 40 мошавот с населением 12 тыс. человек и земельными владениями, составлявшими 409 тыс. дунамов. Из этих поселений 24 были либо созданы на средства барона Э. Ротшильда, либо получали поддержку из этих средств. Новый ишув (включая новое население городов, особенно Яффы и Хайфы) составлял третью часть всего еврейского населения страны, причем наиболее активную и динамичную.

В эти же годы были заложены первые основы самостоятельной организации ишува. Наряду с двумя рабочими партиями (Ха-По‘эл ха-ца‘ир и По‘алей Цион) с 1911 г. возникали один за другим профессиональные союзы; в 1912 г. создана рабочая больничная касса (куппат-холим). Эти организационные усилия стимулировались изменениями во внутреннем положении Османской империи. Революция младотурок (1908) привела к установлению конституционного режима и большей политической свободе; вместе с тем стремление константинопольских властей к укреплению единства стран и народов, подвластных Турецкой империи, с помощью «османского национализма» привело к пробуждению общественной жизни среди арабов Эрец-Исраэль. В стране начало организовываться арабское националистическое движение (в особенности в связи с выборами в турецкий парламент). Оно проявилось, в частности, в пропаганде против выдачи евреям разрешений на приобретение крупных земельных участков (например, в связи с покупкой земли, на которой было создано поселение Мерхавия).

Ослабленный бюрократический аппарат Османской империи не мог эффективно поддерживать порядок в стране и охранять безопасность ее жителей. Новый режим стремился помешать распаду империи, поэтому он с самого начала занял отрицательную позицию по отношению к сионизму, в котором усматривал фактор, способствующий распаду. В этих условиях участились нападения арабов на еврейские поселения в стране, убийства, ограбления и кражи. Ишув вынужден был принимать меры по охране своей безопасности; так возникла организация Ха-Шомер (см. выше), ставившая перед собой задачу охраны поселений еврейскими силами. Попытки некоторых сионистских групп установить контакт с арабскими националистами были сопряжены с опасностью вызвать подозрение турецких властей, рассматривавших арабский национализм как сепаратистское движение и, — возможно, по этой причине — проявивших несколько лучшее отношение к ишуву в 1913–14 гг.

1-я мировая война и крах османского владычества. Прогрессивное развитие страны и ишува было прервано 1-й мировой войной. Война отрезала Эрец-Исраэль от стран, бывших ранее главными поставщиками продовольствия и других жизненно важных товаров. Страна была втянута в непосредственные военные действия во время битвы за Суэцкий канал, за которой последовало вторжение британских войск, оккупировавших сначала южную (1917), а затем северную часть страны (1918). Во время войны все население страны — еврейское и нееврейское — страдало от недостатка продовольствия, от высоких налогов и конфискаций. Наряду с массовой мобилизацией турецкие власти широко практиковали принудительную трудовую повинность на прокладке дорог, рубке леса и т. п. Война принесла с собой эпидемии. Стихийные бедствия (например, нашествие саранчи в 1915–16 гг.) еще более усугубляли тяжелое экономическое положение. Развал экономики, инфляция турецкой валюты привели страну к концу 1917 г. на грань голода.

Еврейское население, в особенности старый ишув, чье хозяйство в значительной степени зависело от поступления средств из-за границы, оказалось в бедственном положении; в 1917 г. тысячи евреев, жителей Иерусалима и Цфата, погибли от голода. Положение нового ишува было несколько лучшим: его экономическими проблемами занимался специальный комитет, представлявший все его секторы и организации. Решающую роль в облегчении положения евреев Эрец-Исраэль сыграла помощь американского еврейства.

Экономические бедствия сопровождались политическими потрясениями. Накануне вступления в войну турецкое правительство отменило режим капитуляций, чем поставило под угрозу общественный статус многих евреев, пользовавшихся покровительством иностранных консулов. Отношение к евреям турецких военных властей, возглавлявшихся Джемал-пашой, было двойственным: с одной стороны, турки издавна привыкли рассматривать евреев как протурецкий элемент, чему способствовали союз Турции с Германией и Австрией и растущее влияние США; с другой стороны, дух независимости, проявленный новым ишувом, и его тесные связи с сионистским движением делали его подозрительным в глазах турецких властей. С начала военных действий власти конфисковали оружие жителей мошавот и Тель-Авива. Многие евреи были подданными враждебных Турции государств, в частности России. В декабре 1914 г. 700 евреев, иностранных подданных, были задержаны в Яффе и депортированы в Египет. Этот акт вызвал массовую эмиграцию евреев-иностранных подданных, продолжавшуюся весь 1915 г.; страну покинуло более 11 тыс. евреев (свыше 1/8 всего еврейского населения). Большинство их сосредоточилось в лагерях беженцев в Египте; около 500 человек вступили в Отряд погонщиков мулов (см. Еврейский легион) в составе британской армии. Еврейское население Эрец-Исраэль уменьшилось с 85 тыс. в 1914 г. до приблизительно 56 тыс. в 1918 г.

Пытаясь воспрепятствовать депортации и эмиграции евреев, руководители ишува добились от властей облегчения условий приобретения турецкого подданства. В знак лояльности ишува к режиму десятки учащихся еврейских средних школ вступили в турецкую армию (1916), а некоторые из них, как например М. Шарет, стали ее офицерами. Однако уже весной 1915 г. турецкие власти заняли враждебную позицию по отношению к сионизму. Несколько активных сионистских деятелей (в том числе Д. Бен-Гурион и И. Бен-Цви) были высланы из страны. В то же время некоторым из руководителей ишува, оставшимся в стране (А. Антеби, А. Ааронсон, М. Дизенгоф, М. Меерович), удалось наладить контакт с Джемал-пашой, что дало им возможность в ряде случаев способствовать улучшению положения ишува.

В связи с приближением линии фронта к Эрец-Исраэль весной 1917 г. была организована эвакуация гражданского населения. Все еврейские жители Яффы и Тель-Авива были депортированы; они нашли убежище в мошавот Галилеи и Самарии. Благодаря апелляции к константинопольским властям удалось предотвратить высылку населения этих мошавот и Иерусалима. Несмотря на помощь, которую ишув оказывал беженцам, сотни их погибли от голода, холода и болезней. После раскрытия турецкими властями в сентябре 1917 г. тайной организации Нили, занимавшейся разведывательной деятельностью в пользу Англии и нелегально доставлявшей ишуву финансовую помощь из США, были проведены массовые обыски и аресты. Большинство арестованных были дезертирами из турецкой армии и лишь немногие — членами организаций Нили или Ха-Шомер. Руководство ишува предпринимало большие усилия для облегчения участи арестованных (так называемых дамасских узников).

К концу октября 1917 г. англичане начали наступление и овладели Беер-Шевой, а затем Газой и Яффой. 11 декабря 1917 г. генерал Алленби вступил в Иерусалим. Османскому владычеству в Эрец-Исраэль, продолжавшемуся 401 год, пришел конец. Английское наступление избавило ишув от дальнейших преследований и спасло от грозившей ему гибели. Жители севера страны оставались под турецкой властью до сентября 1918 г.

Соперничество великих держав за господство над Эрец-Исраэль. 1-я мировая война обострила соперничество великих держав за господство на Ближнем Востоке. Заключенные накануне войны между Германией, Англией и Францией так называемые железнодорожные соглашения (1914) о разделе азиатской части Османской империи на сферы экономических интересов великих держав превратили Эрец-Исраэль в предмет соперничества Англии и Франции, которые сформулировали свои требования уже в первые месяцы войны. Притязания на территорию Эрец-Исраэль выражали и руководители поддержанного англичанами арабского восстания против турецкой власти. В 1916 г. между Великобританией и Францией было заключено соглашение о разделе азиатских владений Османской империи, так называемое соглашение Сайкс — Пико (по имени подготовивших его английского дипломата М. Сайкса и французского дипломата Ф. Жорж-Пико). По этому соглашению, все части Эрец-Исраэль, в которых находились святые места, между Хевроном и озером Киннерет и между Средиземным морем и рекой Иордан, должны были перейти под совместное англо-франко-русское управление, обеспечивающее интересы этих держав и права всех религий. Заиорданье и Негев должны были войти в состав арабского государства под британским протекторатом; в Сирии должно было возникнуть арабское государство под французским протекторатом.

Чтобы в условиях такого совместного управления создать противовес влиянию Франции — традиционной покровительницы католиков — и России — покровительницы православных, британское правительство в 1916 г. рекомендовало союзникам разрешить сионистскую поселенческую деятельность в Эрец-Исраэль (под покровительством Англии). Эта идея обсуждалась британским кабинетом еще в 1914 г. В феврале 1917 г. М. Сайкс встретился для ее обсуждения с сионистскими лидерами. Вскоре выяснилось, что Англия стремится не к совместному с Францией управлению Эрец-Исраэль, но к безраздельному господству в стране.

Планы раздела Палестины вызвали решительный протест руководителей сионистского движения, которые требовали сохранить единство страны в границах, отвечающих интересам ее еврейского населения, и вручить мандат на управление ею одной державе. Эта цель в известной степени соответствовала интересам Великобритании, свидетельством чему явилась Бальфура Декларация о доброжелательном отношении Великобритании к сионистским устремлениям евреев (ноябрь 1917 г.). Принципы Декларации были одобрены правительствами союзных держав. Страна Израиля под названием Палестина вновь появилась на политической карте мира, а ее немногочисленное еврейское население — ядро национального очага еврейского народа — стало играть важную роль на международной арене. При опубликовании Декларации Бальфура политические расчеты Англии были подкреплены тем обстоятельством, что библейские ассоциации были весьма сильны в сознании некоторых членов британского кабинета; кроме того, британское правительство рассчитывало, поддерживая сионизм, привлечь симпатии еврейства США.

Практически раздел Османской империи должен был привести к созданию трех независимых государств: еврейского, арабского и армянского. Эта идея легла в основу соглашения между Х. Вейцманом и эмиром Фейсалом в Акабе. Х. Вейцман, поддержанный Н. Соколовым и лидерами английских сионистов, старался использовать создавшуюся ситуацию в интересах еврейства, несмотря на противодействие некоторых английских аристократов-евреев. Успеху его стараний содействовал тот факт, что в рядах британской армии сражался Еврейский легион, созданный по инициативе В. Жаботинского.

На последнем этапе войны преимущественный интерес Франции к европейским делам и крушение царской России позволили Англии установить безраздельное господство над большей частью Ближнего Востока. Под управлением британских оккупационных властей оказалась вся территория Эрец-Исраэль. Спустя месяц после окончания военных действий французский премьер-министр Ж. Клемансо, полностью поглощенный проблемой Германии и равнодушный к проблемам Ближнего Востока, дал согласие на установление британского господства над всей территорией Эрец-Исраэль, «от Дана до Беер-Шевы», в обмен на поддержку Англией французского мандата на внутреннюю часть Сирии. Сионистские лидеры согласовали свои территориальные требования с требованием эмира Фейсала, сына шерифа из Мекки Хусейна, которому англичане обещали за помощь в войне против Турции поддержать стремление арабов к созданию независимого арабского государства (см. Х. Вейцман). Требования сионистов были представлены на Парижской мирной конференции.

Будущие границы Эрец-Исраэль обсуждались в нотах, которыми обменялись Англия и Франция в сентябре 1919 г. и июне 1920 г., а также на встречах министров иностранных дел этих стран в декабре 1919 г., июне и декабре 1920 г. В ходе этих переговоров французская сторона требовала вернуться к соглашению Сайкс — Пико. В конце концов англичане отказались поддерживать предложения сионистов о будущих границах Эрец-Исраэль и приняли узкое толкование соглашения, достигнутого ими с Клемансо в 1918 г. В пределы Эрец-Исраэль были включены район Цфата и узкая полоса к северу от него, включающая озеро Хула и Метулу. Вопрос о границах подробно рассматривался специальной комиссией в 1920–23 гг.; в результате ее работы в Эрец-Исраэль были включены оба берега Хулы, река Иордан и озеро Киннерет.

Попытки сионистских лидеров добиться более приемлемых границ не увенчались успехом, несмотря на поддержку президента США В. Вильсона. В марте 1921 г. Заиорданье было выделено из состава еврейского национального очага и отдано под власть эмира Абдаллаха ибн Хусейна как компенсация за изгнание французами его брата Фейсала из Дамаска. Окончательные границы подмандатной Палестины были утверждены Советом Лиги Наций 22 июня 1922 г.

См. Земля Израиля (Эрец-Исраэль)
См. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк.

 ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ > История (до 1948)
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк. Период мамлюков (1291–1516) Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк. Период британского мандата следующая статья по алфавиту