главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк. Северное царство. Электронная еврейская энциклопедия

Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк. Северное царство

КЕЭ, том 3, кол. 79–86
Опубликовано: 1986
Обновлено: 23.03.2005

ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ (ЭРЕЦ-ИСРАЭЛЬ). ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК. СЕВЕРНОЕ ЦАРСТВО


Рехав‘ам и раскол царства Соломона. Сын Соломона, Рехав‘ам, был хорошо осведомлен о недовольстве северных колен и, чтобы успокоить брожение, перенес свою коронацию из столицы царства, Иерусалима, в древний культовый центр северных племен — Шхем. Собравшиеся в Шхеме представители племен потребовали от Рехав‘ама заранее оговоренных реформ, касавшихся трудовой повинности, ставшей тяжелым бременем в конце царствования Соломона и рассматривавшейся народом как грубое нарушение прав свободных граждан. Колено Иехуда, родное племя царя, почти свободное от этой повинности, не принимало участия в брожении.

Игнорировав совет «старых» придворных, «которые стояли перед Соломоном» (I Ц. 12:6), Рехав‘ам последовал совету молодых (буквально `детей`; там же 12:8) и отказался пойти на уступки.

Это привело к восстанию, во главе которого снова стал Иоров‘ам, вернувшийся из Египта, куда он бежал после поражения возглавленного им восстания против Соломона. Восставшие вновь выдвинули лозунг Шевы, сына Бихри: «Нет нам надела у Давида и наследия у сына Ишая. По шатрам своим, Израиль» (I Ц. 12:16).

Отделение северных колен от просуществовавшего почти столетие единого царства положило начало длительной вооруженной борьбе между двумя вновь возникшими царствами — северным царством Израиля и южным царством Иудеи.

Государства, возникшие в результате раскола единого царства, отличались друг от друга как в экономическом, так и в политическом отношении. Бедная природными ресурсами и преимущественно скотоводческая Иудея лишилась большей части налоговых поступлений, доходов от внешней торговли и источников местного сырья. Однако Иудее удалось избежать немедленного экономического упадка благодаря богатствам, сосредоточенным в руках царского чиновничества и купечества еще со времен Соломона. Исключительная устойчивость династии Давида, объясняющаяся как сложившимся вокруг его имени ореолом, так и тесной связью царствующего дома с Храмом, гарантировала беспрепятственную преемственность власти и гражданский мир в Иудейском царстве. Израильское царство, несомненно, выиграло от раскола в экономическом отношении, однако разнородность политической структуры, противоречивые интересы племен, значительно дальше, нежели в Иудее, зашедшее социальное расслоение наложили отпечаток неустойчивости на внутреннюю жизнь страны и вели к частым династическим переворотам.

Иоров‘ам I. Верный возложенной на него пророком Ахией миссии, первый израильский царь Иоров‘ам I (примерно 928 г. до н. э.–907 г. до н. э.) принялся за восстановление древних культовых центров северных колен в Бет-Эле и Дане, стремясь таким образом наряду с политической независимостью обрести также религиозно-культовую независимость от Иудеи. Чтобы подчеркнуть различие между Иерусалимским храмом Соломона и израильскими святилищами, Иоров‘ам I возродил древнюю культовую традицию северных племен, в которой пьедесталом Бога служили не херувимы (как в Иерусалимском храме), а быки. Это нововведение Иоров‘ама стало впоследствии мишенью для нападок иудейских летописцев, обвинявших израильский культ в идолопоклонстве. Иоров‘ам перенес празднование Суккот на месяц позже, чем было принято в Иудее, также, по-видимому, следуя древней традиции северных колен. К служению в новых святилищах Иоров‘ам привлек не традиционных служителей Иерусалимского храма из колена Леви, а вновь созданное им сословие священников. В качестве царской резиденции Иоров‘ам также стремился избрать город, освященный религиозной традицией: сначала резиденция царя находилась в Шхеме, затем — в Пнуэле (оба места связаны с религиозным опытом Иакова).

Централизованная административная система, введенная Соломоном, была в принципе сохранена Иоров‘амом, однако был сделан ряд уступок племенному партикуляризму. По всей видимости, Иоров‘ам реформировал систему налогообложения, чтобы оправдать отделение от Иудеи и свое воцарение.

Во время царствования Рехав‘ама и Иоров‘ама основатель XXII династии фараон Шешонк, стремясь восстановить египетский контроль над Эрец-Исраэль, вторгся в страну. В триумфальной надписи Шешонка в Карнакском храме упоминаются около 150 городов и селений Израиля, разрушенных египетскими войсками. Рехав‘аму удалось спасти Иерусалим, откупившись от фараона дворцовыми и храмовыми сокровищами. Несмотря на опустошения, сопровождавшие египетское вторжение, влияние похода Шешонка не было длительным: фараон умер вскоре после похода, а его преемники не продолжали политики экспансии в Эрец-Исраэль.

Вооруженная борьба между Иудеей и Израилем, начавшаяся сразу же после раскола царства Соломона, шла с переменным успехом. На первом этапе ни одно из двух царств не добилось решительного перевеса над другим, хотя Рехав‘аму и удалось присоединить к Иудее надел Биньямина. В последующие годы царствования Иоров‘ама сын Рехав‘ама Авиям продвинул северную границу Иудейского царства до южной части гор Эфраима. Военные неудачи привели к падению династии Иоров‘ама, которую сверг военачальник Ба‘ша из колена Иссахара. Ба‘ше удалось не только вернуть отторгнутые Авиямом от Израиля территории, но и захватить часть исконной территории Иудеи к северу от Иерусалима. Военный натиск Израильского царства был столь силен, что сын Авияма, Аса, был вынужден призвать на помощь Бен-Хадада I, царя Арам-Даммесека. Опустошительное вторжение арамеев в северные области Израильского царства и смерть Ба‘ши в 883 г. до н. э. ослабили позиции его династии. В 882 г. до н. э. сын Ба‘ши, Эла, был убит военачальником Зимри. Последнему, однако, удалось удержаться на престоле лишь семь дней, после чего власть перешла к верховному командующему царской армией Омри (882–871 гг. до н. э.), ставшему родоначальником третьей израильской династии.

Своими успехами династия Омри была во многом обязана тесному союзу с Тиром, переживавшим эпоху экономического расцвета. Союз был скреплен браком сына Омри, Ахава (874–852 гг. до н. э.), с дочерью тирского царя Этба‘ала Изевель. Важным актом, свидетельствующим о государственных устремлениях Омри, было основание новой столицы — Самарии (Шомрон), по-видимому, на территории, находившейся в личном владении царя.

Борьба с Арам-Даммесеком. Одним из основных факторов, характеризующих этот период в истории северного Израильского царства, является борьба с Арам-Даммесеком за Гил‘ад и Башан, которые были отторгнуты арамеями от Израильского царства еще до воцарения Ахава. После ряда неудачных попыток Ахаву удается нанести арамеям тяжелое поражение и возвратить утраченные Израилем территории в Заиорданье. Однако Ахав проявляет исключительное великодушие и заключает союз с побежденным Арамейским царством на условиях равенства, причиною чего было усиление Ассирии, угрожавшей всем странам Ближнего Востока (см. ниже).

Вражда между Иудейским и Израильским царствами прекратилась с воцарением в Иудее сына Асы Иехошафата (870–846 гг. до н. э.), осознавшего окончательность отпадения Израиля и бесперспективность попыток восстановить единое царство под эгидой Иерусалима — тем более, что в военном отношении Израильское царство в этот период значительно превосходило Иудею. Содружество двух еврейских царств было скреплено браком между царствующими домами: дочь (по другой версии сестра) Ахава Аталия стала женой сына Иехошафата, Иехорама (846–843 гг. до н. э.). По-видимому, произошло также сближение Иудеи с Финикией.

Наступил период экономического и политического расцвета обоих царств. Иудея вновь овладевает выходом к Красному морю и торговыми путями в южное Заиорданье. В результате этого торговая артерия из северной Сирии к Красному морю и оттуда в Аравию оказывается под контролем трех союзных государств — Тира, Израиля и Иудеи, что приносит всем трем большую экономическую выгоду.

Экономический подъем Иудеи позволил Иехошафату осуществить внутреннюю реорганизацию царства. Территория Иудеи была разделена на 12 округов, что позволило с большей эффективностью проводить административную и фискальную политику.

Поздние летописи периода персидского владычества повествуют о реформах Иехошафата, главным образом в области судопроизводства. Он назначил судей из сословия левитов, подчиненных Иерусалимскому храму и, тем самым, царю. Административно-судебная реформа усилила контроль царя над страной, поставив население в еще большую зависимость от двора и Храма.

В этот период на историческую арену Ближнего Востока выступает Ассирийская держава, которая быстро становится фактором, определяющим судьбы стран, расположенных к западу от Евфрата, включая Израиль и в некоторой мере Иудею.

Экспансия Ассирии и, в особенности, набеги ассирийского царя Ашшурбанипала на северную Сирию, сопровождавшиеся жестокими грабежами и массовым истреблением населения, привели к возникновению антиассирийской коалиции 12 царей. Эта коалиция, возглавляемая царями Дамаска, Хамата (в средней Сирии) и Израиля и поддерживаемая Египтом, который опасался резкого усиления Ассирии, успешно отражала ассирийские вторжения в 853, 849, 848 и 845 гг. до н. э. и не позволила Салманасару III (859–824 гг. до н. э.) прорваться в южную Сирию, Финикию и Израиль. Согласно анналам Салманасара, в битве при Каркаре (853 г. до н. э.) Ахав выставил 2 тыс. боевых колесниц, что превосходило объединенные силы всех остальных участников коалиции.

Развитие ремесел и расширение международной торговли во времена Ахава привели к усиленной урбанизации Израильского царства и обогащению царских сановников. Вызванные этими процессами социальные конфликты ослабляли позиции правящей династии. Наряду с социальным недовольством в стране назревал культурно-религиозный конфликт: тесные экономические и политические связи с Тиром повлекли за собой внедрение элементов финикийской культуры, в частности Ваала культа. Проводником финикийского влияния была царица Изевель, по настоянию которой в Шомроне был воздвигнут храм Ваала, где служили тирские жрецы. Отправление чужеземного культа, ставшее модой в придворных кругах, вызвало резкое противодействие со стороны пророческого движения (см. ниже), во главе которого стал пророк Илия. При Ахаве борьба еще не приняла политического характера, однако при сыне Ахава Иехораме (851–842 гг. до н. э.) пророки уже стоят во главе политического движения против дома Омри. В царствование Иехорама престиж династии был окончательно подорван военными неудачами царя, среди которых был безрезультатный поход против царя Моава, Меши (850 г. до н. э.), и поражение при попытке захватить принадлежавшую Дамасскому царству крепость Рамот-Гил‘ад в северном Заиорданье.

В 842 г. до н. э. власть в Израильском царстве была захвачена военачальником Иеху. Согласно библейскому повествованию, посланец пророка Элиши, возглавившего пророческое движение после смерти Илии, явился в военный лагерь у Рамот-Гил‘ада и от имени Элиши помазал Иеху на царство. Совет военачальников признал Иеху царем. Восстание завершилось кровавой расправой с царской семьей и теми, кто участвовал в служении тирскому Ваалу. Во время переворота был убит также гостивший у Иехорама иудейский царь Ахазия, правивший всего один год (843–842 гг. до н. э.).

Хотя цели мятежников были достигнуты, и культурно-религиозное влияние финикийского Тира было искоренено, политические и экономические последствия переворота были крайне неблагоприятны для обоих еврейских царств. Немедленным следствием падения династии Омри было распадение тройственного торгового союза Тира, Израиля и Иудеи, повлекшее за собой экономический упадок Израильского и Иудейского царств. Другим следствием переворота был кризис официальной религиозности в Израиле, выразившийся в борьбе трех основных религиозных течений — пророческого, глава которого Элиша добился значительного влияния при дворе, рехавитов, связывавших свои религиозные идеалы с возвращением к общественному строю эпохи Судей, и приверженцев локально-племенных культовых традиций. Наконец, с внешнеполитической точки зрения, момент переворота был крайне неудачен. Вскоре после смены династий ассирийские войска под предводительством Салманасара III появились в Сирии, и Иеху, чтобы избежать опустошительного вторжения в страну, вынужден был послать ассирийскому царю обильную дань (841 г. до н. э.). Вся дальнейшая история Израильского царства проходит под знаком усиления Ассирии, неуклонная экспансия которой к югу делает падение Израиля лишь вопросом времени.

Со смертью Иеху и восшествием на престол его сына Иехоахаза (814–800 гг. до н. э.) арамейский Дамаск начинает проводить экспансионистскую политику. Правитель Дамаска Хазаэль добился гегемонии в центральной и южной Сирии, вторгся в Израиль, захватил Гил‘ад, Аммон, Моав и Эдом. В 814 г. до н. э. Хазаэль предпринял поход к берегу Средиземного моря, разгромил Израиль, взял дань с Иудеи и, по-видимому, овладел северной Филистеей. Израильское царство не могло противостоять натиску Дамаска, значительно превосходившего его военной мощью. Границы Израиля сузились настолько, что включали лишь Самарию и ее окрестности, а Иехоахаз стал вассалом арамейского царя.

Экспансия Дамасского царства, угрожавшая самому существованию Израиля и Иудеи, была остановлена рядом поражений, нанесенных в 805–801 гг. до н. э. сыну и преемнику Хазаэля Бен-Хададу III ассирийским царем Ададнирари III. Поражение Дамаска было спасительным для Израиля. Сын Иехоахаза Иехоаш (800–784 гг. до н. э.) вновь овладевает частью утраченных при его отце заиорданских территорий. Прекращение выплаты дани царям Дамаска благоприятно сказывается на хозяйстве Израиля.

Аталия, дочь Изевель, мать царя Иудеи Ахазии, убитого во время переворота Иеху (см. выше), уничтожив всех остальных сыновей Иехорама за исключением малолетнего Иехоаша, провозгласила себя царицей Иудейского царства. Как в свое время ее мать в Израиле, Аталия (правила в 842–836 гг. до н. э.) пыталась ввести в Иудее культ тирского Ваала. Это вызвало резкое противодействие, в первую очередь, храмовых кругов, которые при поддержке придворной знати произвели переворот. Аталия была убита, и царем был провозглашен ее семилетний внук Иехоаш (836–798 гг. до н. э.). Главой переворота был первосвященник Иехояда, ставший опекуном малолетнего царя. Таким образом, впервые в истории Иудеи храмовые круги приобрели решающее влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства. Достигнув зрелости, Иехоаш пытался проводить независимую политику, что привело к беспрестанным внутренним трениям, вылившимся в открытый конфликт, когда царь опустошил храмовую сокровищницу, чтобы откупиться от угрожавшего Иерусалиму дамасского царя Хазаэля (814 г. до н. э.). К внутриполитической напряженности и экономическому упадку вследствие распадения тройственного торгового союза прибавилась вассальная зависимость от арамейского Дамаска. Положение почти не изменилось и при сыне Иехоаша Амации (798–769 гг. до н. э.). Последнему удалось вновь овладеть северным Эдомом, однако начатая им война против Израиля закончилась тяжелым поражением: израильский царь вошел в Иерусалим, разрушил в знак победы часть городской стены и ограбил храмовую сокровищницу. Военный провал и нарушение неприкосновенности Храма послужили поводом для переворота, осуществленного придворными кругами при поддержке храмовых служителей. Амация был убит, и на престол был возведен его сын Уззия, соправитель отца с 785 г.

Царствование Уззии в Иудее (769–733 гг. до н. э.) и сына Иехоаша, Иоров‘ама II, в Израиле (789–748 гг. до н. э.) является периодом расцвета обоих еврейских царств. Этот расцвет был обусловлен не только ослаблением Дамаска, но и согласованной внешней и внутренней политикой Израиля и Иудеи.

Иоров‘ам II, стремившийся полностью восстановить владычество Израиля в Заиорданье, нанес арамеям ряд тяжелых поражений, а затем овладел Дамаском. Долголетняя гегемония Дамаска в южной Сирии пришла к концу, и Израиль занял первенствующее положение в районе. Северная граница Израильского царства проходит в этот период там же, где когда-то проходила граница царства Давида. После завоевания Аммона и Моава Израиль простирается до южной оконечности Мертвого моря. Следствием территориальной экспансии Израиля является восстановление его контроля над торговыми путями из Сирии в Египет. Завоевание Заиорданья сопровождается заселением Башана и северного Гил‘ада израильтянами, так что эти области превращаются в значительные в демографическом и экономическом отношениях центры Израильского царства. Признаком экономического расцвета страны является размах строительства, в первую очередь в столице царства — Самарии, успешно соперничающей с Иерусалимом. Рост политического и экономического могущества сопровождался обострением социальных контрастов. Пророк Амос обличал моральные пороки высших слоев общества, ведших роскошную беспечную жизнь за счет обнищания низших слоев.

Уззия завершил покорение Эдома, овладел Эйлатом и оазисом Кадеш-Барнеа на севере Синая. Самым значительным военным успехом Уззии было завоевание филистимлянского Ашдода, что впервые в истории Иудеи обеспечило ей выход к Средиземному морю. Эти победы позволили Уззии провести ряд мероприятий, направленных на усиление военной мощи и экономики царства. По мере освоения Негева в нем возникают новые поселения, для их защиты от набегов кочевников возводятся укрепления, господствующие над основными караванными путями. Благодаря высеченным в скалах водохранилищам происходит быстрое развитие скотоводства и, отчасти, земледелия в Негеве.

По всей видимости, начиная со второй половины царствования Уззии происходит изменение в соотношении сил между двумя еврейскими царствами: гегемония, до сих пор принадлежавшая Израилю, постепенно переходит к Иудее.

Со смертью Иоров‘ама II начинается период политических смут: сын Иоров‘ама, Зхария, правил лишь полгода и был свергнут Шаллумом, а последний — Менахемом (747–737 гг. до н. э.). В царствование Менахема возобновляется ассирийская экспансия в Сирию и Эрец-Исраэль. Тиглатпаласар III (745/4–727 гг. до н. э.), значительно расширивший успешными военными походами территорию ассирийской державы, ввел принципиально новые методы интеграции завоеванных земель: не довольствуясь более признанием вассальной зависимости со стороны побежденных, Тиглатпаласар образует на завоеванных территориях провинции во главе с царскими наместниками, ликвидируя тем самым существовавшие там государства. Наряду с административным переустройством завоеванных территорий методически проводились массовые переселения коренных жителей как из одной области в другую, чтобы разрушить существование этнополитической общности и тем самым предотвратить восстания покоренных народов, так и в собственно ассирийские провинции, чтобы восполнить убыль населения в результате непрерывных войн.

Попытка коалиции сиро-финикийских государств помешать ассирийской экспансии окончилась неудачей. Список данников 738 г. до н. э. включает также имена царя Дамаска Рецина и «Менахема из Самарии». Тяжелая дань в 1 тыс. талантов серебра была взыскана Менахемом с военнообязанных землевладельцев, которых насчитывалось в Израильском царстве около 60 тыс., что почти разорило страну и вызвало всеобщее недовольство.

В 734 г. до н. э. Тиглатпаласар предпринял новый поход в южную Сирию и, пройдя Филистею, достиг египетской границы. Дамаск, Израиль и Филистея пытались организовать новую антиассирийскую коалицию, однако царствовавший в Иудее внук Уззии, Ахаз (соправитель с 743 г., царь 733–727 гг. до н. э.), отказался присоединиться к союзу и предпочел откупиться от Тиглатпаласара данью. В отместку за это царь Дамаска Рецин и свергший сына Менахема, Пекахию (737–735 гг. до н. э.), израильский царь Пеках (735–733 гг. до н. э.) осадили Иерусалим. Воспользовавшись моментом, отделился Эдом, а филистимляне овладели всей приморской равниной вплоть до подножия Иудейских гор. Оказавшись в отчаянном положении, Ахаз обратился за помощью к Ассирии, хотя пророк Исайя и предостерегал его от этого шага. Тиглатпаласар двинулся на Дамаск; после двухлетней осады город был взят и Арам-Даммесек превратился в ассирийскую провинцию (732 г. до н. э.). Вслед за этим Тиглатпаласар занял Гил‘ад, Галилею и Шарон, в результате чего Израильское царство сократилось до пределов надела Эфраима, то есть Самарии и ее окрестностей. Из отторгнутых от Израильского царства областей были созданы три ассирийские провинции — Дор в Шароне, Мегиддо в Изреельской долине и Гил‘ад.

Преемник Пекаха Хошеа (733–724 гг. до н. э.) вступил на израильский престол при содействии Ассирии, однако после смерти Тиглатпаласара, надеясь на поддержку, обещанную Египтом, прекратил уплату дани. Сын Тиглатпаласара Салманасар V (727–722 гг. до н. э.) осадил Самарию, и после двухлетней ожесточенной борьбы столица Израильского царства пала (722 г. до н. э.), а само царство было превращено в ассирийскую провинцию. Два года спустя преемник Салманасара, Саргон II (722–705 гг. до н. э.), угнал из Самарии в северную Месопотамию и Мидию десятки тысяч жителей, оставив на месте лишь мелких земледельцев, между которыми были разделены угодья изгнанных из страны землевладельцев. В города Израиля были пригнаны кочевники, а позднее — халдеи из Вавилона. Переселенцы быстро ассимилировались, смешавшись с оставшимися в стране израильтянами и переняв местную религию и язык. Однако религиозные и обрядовые традиции пришельцев наложили известный отпечаток на религию местного населения; так возникла родственная евреям народность — самаритяне.

Часть израильских изгнанников ассимилировалась среди ассирийского и арамейского населения Месопотамии, однако другая часть сохранила свой национальный облик и впоследствии слилась с иудейскими изгнанниками, приведенными в Месопотамию вавилонянами через 140 лет после падения Самарии.

Большая часть израильских изгнанников получила в Ассирии земельные наделы, другая часть занималась ремеслом. Некоторые лица, принадлежавшие в Израильском царстве к правящей элите, были назначены на официальные должности. Так, например, один из ассирийских документов 8 в. до н. э. подписан двумя высокопоставленными чиновниками, имена которых — Пеках и Недавьяху — указывают на их израильское происхождение; в другом документе 8 в. до н. э. упоминается ассирийский военачальник с типично еврейским именем Хилкияху; в экономическом отчете на имя царя о положении в Гозане (7 в. до н. э.) встречаются имена двух высокопоставленных чиновников казначейства еврейского происхождения — Палтияху и Нерияху.

См. Земля Израиля (Эрец-Исраэль)
См. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк.

 ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ > История (до 1948)
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк. Объединенное царство Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк. Иудея и Ассирия следующая статья по алфавиту