главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Яффе Мордехай бен Аврахам. Электронная еврейская энциклопедия

Яффе Мордехай бен Аврахам

КЕЭ, том 10, кол. 994–995
Опубликовано: 2001

ЯФФЕ́ Мордехай бен Аврахам (Jaffe; родился, по-видимому, в 1535 г., Прага, – умер в 1612 г., Познань), талмудический ученый (см. Талмуд), каббалист (см. Каббала), руководитель общины. Мальчиком был послан в Польшу учиться у Шломо Лурии и Моше Иссерлеса. По-видимому, под влиянием Иссерлеса Яффе учился также астрономии и философии. Изучал каббалу. Спустя несколько лет вернулся в Прагу и в 1553 г. стал главой иешивы. Вскоре он увидел, что учеников иешивы интересовал прежде всего пилпул, так что они, по мнению Яффе, «превращали слово живого Бога в ложные, извращенные и дурные слова». Яффе решил как можно меньше времени проводить в обществе учеников и занялся самостоятельным творчеством.

В это время увидел свет труд Иосефа Каро «Бет Иосеф» («Дом Иосефа», см. также Шулхан арух), что, по словам Яффе, стало «причиной радости для всех, кто посвятил себя изучению Торы». Вместе с тем Яффе считал, что «Бет Иосеф» слишком длинен, поэтому начал писать сочинение «Левуш малхут» («Одеяние царства»). В этом труде он изложил законы в сокращенной форме, следуя принятому в «Бет Иосеф» принципу опираться на труды Ицхака бен Я‘акова Алфаси, Маймонида и Ашера бен Иехиэля.

В 1561 г. евреи были изгнаны из Богемии (см. Изгнания), Яффе оставил Прагу и поселился в Венеции, где продолжил работу над книгой. Появление нового труда Каро — Шулхан арух, который представлял собой сокращенную версию «Бет Иосеф», заставило Яффе задуматься о необходимости собственного труда, но он пришел к убеждению, что книга будет полезна, поскольку включит законы, соблюдаемые ашкеназскими евреями Богемии. Однако, когда до него дошел слух, что и М. Иссерлес намеревается написать подобное сочинение, Яффе прекратил работу над своей книгой.

После десятилетнего пребывания в Италии Яффе переехал в Польшу, которая в этот период была одним из центров учености в еврейском мире. Там он получил пост ав бет-дин (глава еврейского суда, см. Бет-дин) и стал главой иешивы в Гродно. Позднее он был приглашен главой иешивы в Люблин, а затем — в Кременец. В Польше Яффе принимал активное участие в деятельности Ва‘ада четырех земель, был среди тех, кто подписал ряд наиболее важных такканот, введенных Ва‘адом. В 1592 г. он вернулся в Прагу, где стал главой бет-дина, а в 1599 г. занял аналогичный пост в Познани.

Когда в 1578 г. в Кракове вышли в свет дополнения Иссерлеса к Шулхан аруху, Яффе пришел к заключению, что эти дополнения, как и сам Шулхан арух, слишком кратки, что побудило его возобновить работу на книгой, которая должна была стать «серединой между двумя крайностями»: слишком длинный «Бет Иосеф», с одной стороны, и слишком краткие Шулхан арух и дополнения Иссерлеса — с другой. «Левуш малхут» содержит десять разделов («одеяний»). Первые пять посвящены законам, изложенным в «Бет Иосеф», шестой представляет собой разъяснения к комментарию Раши, седьмой содержит проповеди автора по поводу праздников и бракосочетаний, восьмой — комментарий к «Наставнику колеблющихся» Маймонида, девятый — комментарий к законам Маймонида о еврейском календаре и к астрономическому и географическому трактату Аврахама бар Хийи ха-Наси (1065?–1136?) «Цурат ха-арец» («Форма земли»), десятый раздел представляет собой комментарий на каббалистический комментарий Менахема Реканати (13–14 вв.) к Пятикнижию. Три последних раздела Яффе называет также «раввинскими одеждами» и утверждает, что их следует изучать именно в таком порядке: «сначала философия, затем — астрономия, а затем — каббала». Яффе видел в каббале «корону, венчающую духовность», и вводил каббалистические элементы в галахические разделы своего труда, хотя указывал при этом, что халахот нельзя устанавливать, опираясь на каббалу.

Труд Яффе был опубликован в период между 1590 г. и 1604 г. издательствами Люблина, Праги и Кракова. Большинство галахических авторитетов подвергло его критике. Есть, однако, комментарий Элии Шапиро на первый раздел книги Яффе (Прага, конец 17 в.), который превозносит сочинение «Левуш малхут» и сообщает о всеобщем признании этой книги.

 ИУДАИЗМ > Раввинистические авторитеты
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Яффе Лейб Яхил Лени следующая статья по алфавиту