главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Шульц Бруно. Электронная еврейская энциклопедия

Шульц Бруно

КЕЭ, том 10, кол. 390–392
Опубликовано: 2001

ШУЛЬЦ Бруно (Schulz, Bruno; 1892, Дрогобыч, – 1942, там же), польский писатель и художник. Вырос в традиционной семье. Окончив гимназию, Шульц изучал живопись в Вене (1911) и архитектуру во Львове (1912–14). В 1924–39 гг. он преподавал рисование в гимназии своего родного города. Жизнь Шульца была небогата событиями, однако творчески очень насыщенна. Во время нацистской оккупации Шульц был застрелен эсэсовцем на улице Дрогобыча.

Шульц-художник реализовал себя главным образом в графике, был участником варшавских художественных выставок. В 1924 г. вышел альбом его избранных рисунков. Шульц иллюстрировал собственные книги, а также книгу «Фердидурке» польского прозаика В. Гомбровича.

Шульц начал писать в 1925 г., однако первые его публикации — рецензии в журналах и газетах — появились в 1933 г. Он был членом литературной группы «Предместье». Два главных произведения Шульца — новеллистические циклы «Коричные лавки» (1934) и «Санатория под клепсидрой» (1937; русский перевод Иер.-М., 1993). В 1936 г. он перевел на польский язык роман Ф. Кафки «Процесс». Написанный в самом конце 1930-х гг. роман «Мессия» остался неопубликованным и потерялся во время войны; есть сведения, что он находился в архиве журнала «Интернациональная литература». Та же участь постигла и написанную по-немецки новеллу «Возвращение».

«Внешняя» тема произведений Шульца — жизнь провинциального галицийского городка. Однако эта реалистическая, биографическая основа расшита яркими узорами фантазии и мифотворчества. Шульц создает в своих книгах удивительный и абсолютно самобытный мир, в котором реальное переплетается с воображаемым, быт преображен метафизическими интроспекциями и визионерскими откровениями.

Художественной манере Шульца присущи гиперболизированная метафоричность, богатство лексики, интонационное разнообразие. Проникновенный лиризм соседствует с иронией и гротеском. Творчество Шульца во многом близко экспрессионизму и в особенности сюрреализму.

Еврейские мотивы — имена, отдельные приметы быта — в творчестве Шульца предстают в скрытой, не прямой форме. В гротескной фигуре отца из «Коричных лавок» совмещаются черты еврейского местечкового чудака, одинокого мечтателя, собирателя бесполезных знаний и сведений — и продолжателя традиций праотцев и пророков, о чем свидетельствует и его имя — Иаков.

В произведениях писателя часто встречаются образы и представления, связанные с гностицизмом и с каббалистической традицией (см. Каббала), которые часто переосмысляются, помещаются в «отчуждающие» смысловые контексты. Фантасмагорическая логика Шульца не только близка творчеству Кафки, но и предвосхищает многие построения Х. Борхеса.

Творчество Шульца еще при его жизни получило признание в узком кругу ценителей. В 1938 г. польская Академия литературы наградила его премией. Однако только после войны произведения Шульца приобрели широкую известность; Шульц считается одним из выдающихся мастеров прозы 20 в. Образ Шульца появляется в романе современного израильского писателя Д. Гроссмана «Айен эрех ахава» («Смотри слово “любовь”», 1986).

 ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ > Литература. Журналистика
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Шульман, семья Шумахер Исраэль следующая статья по алфавиту