главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Шяуляй. Электронная еврейская энциклопедия

Шяуляй

КЕЭ, том 10, кол. 404–406
Опубликовано: 2001

ШЯУЛЯ́Й (до 1795 г. — Сауле, до 1917 г. — Шавли, еврейское название — Шавл), город в Литве. Впервые упоминается в хрониках 15 в. Статус города получил в 16 в., когда находился в составе Жмудзской земли в Речи Посполитой (см. Польша). В 17–18 вв. Шяуляй — собственность польских королей. Евреи поселились в городе в годы правления короля Яна III Собеского (1674–96), разрешившего им жить в Шяуляе. Евреи могли строить свои дома на земле, принадлежавшей католическому духовенству. В 17–18 вв. королевская власть предоставляла евреям различные привилегии. Так, они не были подсудны общим городским судам, хотя были включены в списки горожан. Евреи из других населенных пунктов Польши получили право свободно селиться в Шяуляе при условии, что они будут строить себе дома «не беспорядочно, как христиане, но как в других городах евреи». В 1731 г. евреям было разрешено приобрести участок земли для строительства синагоги. Кагал Шяуляя добился получения королевской привилегии, защищавшей общину от притязаний кагалов крупных еврейских общин Речи Посполитой на получение налогов и податей от еврейского населения города.

В 1795–1917 гг. Шяуляй в составе России. В 19 в. – начале 20 в. происходил быстрый рост численности еврейского населения Шяуляя: в 1847 г. в Шяуляе проживало 2565 евреев, в 1902 г. — 9847 евреев (58% всего населения), в 1914 г. — 12 000 евреев.

Одной из причин быстрого роста еврейского населения Шяуляя было развитие промышленности и ремесел, начавшееся вследствие строительства прошедшей через Шяуляй Либаво-Роменской железной дороги (построена в 1874 г.).

В начале 20 в. 1386 из 1733 ремесленников Шяуляя были евреями (80%), особенно много евреев (ремесленников и рабочих) было занято в кожевенном производстве. Евреям же принадлежало большинство кожевенных фабрик, в том числе крупнейшие в России, например, построенная в 1874 г. фабрика Х. Френкеля.

В 1902 г. в Шяуляе была одна синагога, 14 молитвенных домов, 25 хедеров, еврейская богадельня. В Шяуляе проживали выдающиеся представители раввинистической учености, в том числе Шломо бен Хаим Эльяшив, И. З. Штерн (1831–1903), И. Е. Вилдман (1789–1853).

Среди еврейского населения города были популярны идеи палестинофильства и сионизма. В 1880–90-х гг. в Шяуляе была группа сторонников Ховевей Цион, с конца 1890-х гг. — много сторонников сионизма. Многие евреи Шяуляя разделяли идеи общероссийских революционных партий; функционировали ячейки Бунда.

Во время Первой мировой войны евреи Шяуляя подвергались избиениям и издевательствам со стороны солдат русской армии. В феврале 1915 г. немецкие войска заняли Шяуляй, и часть евреев оставила город. Массовых высылок еврейского населения из Шяуляя со стороны командования русской армии не произошло, так как приказ верховного главнокомандующего великого князя Николая Николаевича о высылке евреев из Ковенской губернии был отдан 5 мая 1915 г., то есть уже после того, как в феврале русские войска оставили Шяуляй.

В 1923 г. в Шяуляе проживало 5,3 тыс. евреев (24,9% населения), в 1939 г. — 5360 человек. Еврейская община Шяуляя была одной из крупнейших в Литве. В период между двумя мировыми войнами положение евреев в Шяуляе было стабильным. Они владели большинством предприятий кожевенной промышленности, много евреев было среди владельцев предприятий химической и металлообрабатывающей промышленности. Большое число евреев было ремесленниками, инженерами, техниками, квалифицированными рабочими.

Еврейская община Шяуляя создала разветвленную сеть культурных, учебных, благотворительных учреждений. В Шяуляе работали средние религиозные школы с преподаванием на иврите «Явне», начальные школы образовательной системы Тарбут и средние светские школы; имелись школы и детские сады, где языком общения был идиш, а также библиотеки с литературой на этом языке.

В городе были созданы организации различных еврейских политических партий: Це‘ирей Цион, Общие сионисты, Агуддат Исраэль, Народная партия, функционировали молодежные и спортивные организации «Маккаби» и Бетар, который возглавлял в конце 1930-х гг. А. Левитан (1919–92, с 1969 г. в Израиле). В Шяуляе насчитывалось 15 синагог, иешива, религиозные школы различных типов. После присоединения в 1940 г. Литвы к Советскому Союзу подавляющее большинство еврейских учреждений было ликвидировано, за исключением школ и издательств на языке идиш. Перед самым началом советско-германской войны несколько сотен евреев Шяуляя, среди которых было много активистов еврейских партий и движений, были депортированы в отдаленные районы Сибири и Средней Азии.

Немецкие войска заняли Шяуляй 26 июня 1941 г. Около тысячи евреев успели уйти из города вместе с отступающими частями Красной армии. К началу оккупации численность еврейского населения Шяуляя составляла 6500 человек, то есть увеличилась за счет беженцев из Польши и из окрестных населенных пунктов.

За первые две недели оккупации немцы и литовцы расстреляли около тысячи евреев. С 25 июля по 31 августа все евреи, оставшиеся в Шяуляе, были переселены в гетто. В сентябре–декабре 1941 г. было уничтожено около тысячи евреев Шяуляя, отправленных в гетто города Жагаре; в декабре — 750 евреев, которые работали по разрешению оккупационных властей в близлежащих деревнях. В сентябре–декабре 1941 г. в гетто Шяуляя нашли убежище около тысячи евреев, бежавших из других населенных пунктов при ликвидации там еврейского населения. С декабря 1941 г. по сентябрь 1943 г. немецкие власти не осуществляли в Шяуляе массовых акций по уничтожению евреев.

В конце декабря 1941 г. в гетто Шяуляя сионистски настроенная молодежь создала подпольную организацию «Масада». В 1942 г. представители разных партий и движений создали в гетто организацию самообороны, которой удалось собрать небольшое количество оружия. В сентябре 1943 г. гетто было превращено в концентрационный лагерь. Многие евреи из Шяуляя были депортированы в концлагеря в тех населенных пунктах, где их использовали на различных работах. В акции 5 ноября 1943 г. оккупационные власти уничтожили еврейских детей (погибло 574 ребенка), несколько сотен стариков и инвалидов. Евреи Шяуляя погибли в подобных акциях, проведенных в других концлагерях. В июле 1944 г., когда советская армия приблизилась к Шяуляю, всех евреев депортировали в концлагерь Штутгоф под Данцигом (Гданьск), где большинство заключенных было уничтожено. Когда 9 мая 1945 г. советские войска освободили Штутгоф, в живых осталось около пятисот евреев из Шяуляя, большинство из них вскоре репатриировались в Израиль.

После войны в Шяуляе поселились евреи, большинство которых не были уроженцами Литвы. В городе функционировала синагога, которую власти закрыли в 1960 г. во время антирелигиозной кампании конца 1950-х – начала 1960-х гг. Тогда же в Шяуляе было ликвидировано еврейское кладбище (было разрешено перенести захоронения на еврейское кладбище Вильнюса). Несколько тысяч евреев Шяуляя репатриировались в Израиль или уехали в США и другие страны в 1970–90-х гг. В середине 1990-х гг. в Шяуляе проживало около 350 евреев.

 ДИАСПОРА > Общины
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту шхита Щаранский Натан следующая статья по алфавиту