главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Шохат Исраэль. Электронная еврейская энциклопедия

Шохат Исраэль

КЕЭ, том 10, кол. 303–304
Опубликовано: 2001
И. Шохат.

ШО́ХАТ Исраэль (1886, местечко Лысково, Гродненская губерния, ныне Беларусь, – 1961, Тель-Авив), один из халуцим второй алии, деятель сионистского рабочего движения, основатель и руководитель организации Ха-Шомер. Родился в семье землевладельца. С юности присоединился к сионистскому социалистическому движению; вступил в По‘алей Цион сразу после основания организации в России. Учился в Варшавском коммерческом училище, а затем в сельскохозяйственной школе в Кале (Франция). В 1904 г. вместе со старшим братом Э. Шохатом поселился в Эрец-Исраэль и стал сельскохозяйственным рабочим в Петах-Тикве. В 1907 г. был участником 8-го Сионистского конгресса в Гааге и в том же году был среди основателей Всемирного социалистического союза еврейских рабочих По‘алей Цион. Шохат был противником принятой в то время в еврейских поселениях практики использования арабского труда, а также охраны поселений наемной стражей, состоявшей в основном из бедуинов и черкесов. В 1907 г. по его инициативе на встрече в Яффе было создано тайное общество Бар-Гиора, ставившее целью добиться права наемных еврейских рабочих на труд в еврейских сельскохозяйственных поселениях и их охрану. Вскоре члены общества поселились в Седжере (ныне Илания) в Нижней Галилее, где Шохат убедил руководство местных поселений доверить охрану еврейским стражникам. Там в 1907–1908 гг. по инициативе Шохата и его жены Мани Шохат группа стала вести коллективное хозяйство (это была первая попытка создания сельскохозяйственной коммуны в Эрец-Исраэль). В апреле 1909 г. на встрече членов Бар-Гиоры в Месхе (Кфар-Тавор) было решено создать объединение профессиональных стражей Ха-Шомер. Шохат был избран председателем комитета Ха-Шомер. В течение следующих лет эта организация играла важную роль в жизни нового ишува. В 1910 г. Шохат был одним из основателей Легион ха-‘авода — организации сельскохозяйственных и наемных рабочих, которая вскоре распалась. В 1911 г. Шохат переехал в Хайфу, где руководил строительством здания Техниона.

В конце 1912 г. Шохат совместно с Д. Бен-Гурионом и И. Бен-Цви поступил в Стамбульский университет, где изучал право. После начала Первой мировой войны Шохат предложил турецким властям создать еврейско-арабское ополчение (милицию) в Эрец-Исраэль. Однако турки, подозревая, что в своих предложениях он руководствуется националистическими мотивами, арестовали, а затем выслали его вместе с женой в Бурсу (Анатолия). В 1917 г. турецкие власти разрешили Шохату выехать в нейтральную Швецию, где он принял участие в состоявшейся в Стокгольме конференции Всемирного социалистического союза еврейских рабочих По‘алей Цион.

Весной 1919 г. Шохат вместе с семьей вернулся в Эрец-Исраэль, поселился в киббуце Кфар-Гил‘ади. В 1920 г. он принял участие в Лондонской сионистской конференции. В конце 1920 г. занялся частной адвокатской практикой. В 1921–26 гг. Шохат работал в Ва‘ад леумми.

Вместе с товарищами по Ха-Шомер Шохат в 1919 г. вступил в Ахдут ха-‘авода и принял активное участие в основании Хаганы, Гдуд ха-‘авода и Хистадрута. Возникшие у Шохата разногласия с лидерами Ахдут ха-‘авода относительно принципов организации Хаганы привели к тому, что Шохат вышел из руководства этой организации. Вскоре Шохат попытался создать военную организацию (частично из бывших членов Ха-Шомер) в рамках Гдуд ха-‘авода. Организация послала несколько человек в Европу (в основном в Германию) получать военное образование.

В 1925 г. Шохат вел в Москве переговоры с представителями советских секретных служб о сотрудничестве этой группы с советской разведкой, однако эти переговоры не увенчались успехом. После роспуска Гдуд ха-‘авода Шохат и часть его ближайших соратников по Ха-Шомер по-прежнему придерживались иной концепции защиты ишува, чем лидеры Хаганы. Вплоть до 1929 г. они имели свой склад с оружием. Руководство Хистадрута вызвало Шохата и его сторонников для объяснений по поводу раскольнической деятельности, после чего Шохат был отстранен от всех важных общественных должностей.

В 1930-х гг. Шохат участвовал в создании спортивного общества «Ха-По‘эл». В 1930–1940-е гг. Шохат часто выступал защитником в судах подмандатной Палестины на процессах членов Хаганы. После провозглашения Государства Израиль он был назначен юридическим советником министерства полиции.

Мемуары Шохата были опубликованы в сборниках «Ковец Ха-Шомер» («Сборник Ха-Шомер», Т.-А., 1937) и «Сефер Ха-Шомер» («Книга Ха-Шомер», Т.-А., 1957).

 ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА > На языке иврит
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Шохат Аврахам Шохат-Майзель Ханна следующая статья по алфавиту