главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Шамир Моше. Электронная еврейская энциклопедия

Шамир Моше

КЕЭ, том 10, кол. 46–47
Опубликовано: 2001
Обновлено: 28.10.2004
М. Шамир.

ШАМИ́Р Моше (1921, Цфат, – 2004, Ришон-ле-Цион), израильский писатель. Детство провел в Тель-Авиве в рабочей среде. Учился в гимназии «Герцлия», был участником молодежного движения Ха-Шомер ха-ца‘ир. В 1941–47 гг. — член киббуца Мишмар-ха-‘Эмек, с 1944 г. — боец Палмаха. С возникновением Государства Израиль примкнул к партии Мапам, но после Шестидневной войны был одним из инициаторов создания Движения за неделимый Израиль, вступил в Ликкуд. В 1977 г. был избран депутатом Кнесета 9-го созыва по списку Ликкуда. С 1966 г. был сотрудником редакции и литературным редактором газеты «Ма‘арив». В 1978 г. выступал против подписания мирных соглашений с Египтом, а в 1979 г., после того, как соглашения были подписаны, вместе с Геуллой Кохен вышел из Ликкуда и был одним из создателей партии Ха-Тхия.

Шамир признан ведущим писателем поколения Палмаха (см. Иврит новая литература. Государство Израиль). Он написал более десяти романов, около 20 пьес, большинство из которых было поставлено в израильских театрах, статьи и другие произведения. В первом романе «Ху халах ба-садот» («Он шел по полям», 1947; русский перевод — издательство «Библиотека-Алия», Иер., 1977) автор описывает жизнь киббуца, будни Палмаха. Гражданский пафос, который присутствует в романе, сочетается со стремлением автора обозначить уязвимые точки каждого из этих миров. В образе главного героя Ури израильский читатель видел идеал жертвенного поколения борцов за государство. Роман выдержал более десяти переизданий, Шамир переработал его в пьесу и в киносценарий.

Гибель в одной из операций Палмаха старшего брата Шамира Элияху послужила толчком к написанию романа «Бе-мо ядав» («Своими руками», 1951; русский перевод — издательство «Библиотека-Алия», Иер., 1979). Конкретная биография превратилась в обобщенный портрет представителя поколения на фоне формирующейся жизни ишува. Осмыслением собственной родословной как типической семейной истории строителей государства является и документальная книга Шамира «Ло рахок мин ха-‘эц» («Недалеко от дерева», 1983), составленная по письмам, документам и фотографиям пяти поколений и охватывающая период с 1893 по 1973 гг.

Трилогия «Рахок ми-пниним» («Дороже жемчугов», 1988) включает романы «Иона ми-хацер зара» («Голубь с чужого двора»), «Хинумат ха-калла» («Свадебная фата») и «Ад ха-соф» («До конца»). Писатель создает убедительные образы, выводит на суд читателя и переосмысляет типы, идеи и идеалы поколения Палмаха.

Воспитанный молодежным движением, Шамир в романе «Ки эром атта» («Ибо наг ты», 1959) рассказывает о взрослении молодых людей — активистов движения, причем ностальгия автора по юности и товариществу сочетается с критикой молодежных организаций, которые не принимали в расчет индивидуальных особенностей своих воспитанников. Шамир создал в своих романах собирательный образ уроженца Эрец-Исраэль, ставший мифологическим образом еврея новой сионистской эры в противоположность еврею галута.

Значительную часть в творчестве Шамира составляют исторические романы; на материале прошлого автор показывает становление общественных идеологий, национальных лидеров, обнажает конфликты, которые существуют и в наше время. Роман «Мелех басар ва-дам» («Царь — тоже смертный», 1954) рассказывает о правлении Александра Янная, о взаимоотношениях теократии и монархии, фарисеев и эллинизаторов, праве евреев на Эрец-Исраэль и о ее границах, об интеграции инородцев и т. д. Язык романа стилизован, повествование насыщено реалиями, почерпнутыми из литературных памятников эпохи Второго храма. Идеологически заострена также пьеса «Милхемет бней ор» («Война сынов света», 1955) о бунте иудеев против Александра Янная, трактующая этот эпизод как проблему выбора между интересами родины и справедливостью, и роман о хетте Урии «Кивсат ха-раш» («Овечка бедняка»), осмысляющий нормы военного времени с этических позиций; процессы, происходящие в еврейском обществе, даны глазами инородца Урии.

Вопросы национальной этики разрабатывает Шамир и в пьесе «Ха-иореш» («Наследник», 1963), посвященной отношению израильтян к А. Эйхмана процессу и к получению денежных компенсаций из Германии. В романе «Ха-гвул» («Граница», 1966) автор на примере приграничных кварталов Иерусалима очертил конфликт между арабами и евреями, позднее приведший к Шестидневной войне.

Отрицательное отношение Шамира к возможности политического диалога с арабами нашло выражение в публицистических книгах «Хаяй им Ишма‘эль» («Моя жизнь с исмаильтянами», 1968) и «Натан Альтерман: мешорер ке-манхиг» («Натан Альтерман. Поэт как вождь», 1988) о поэте, с которым Шамир дружил и сотрудничал в Движении за неделимый Израиль. Статьи Шамира о литературе собраны в книге «Ха-бе‘ад ве-ха-негед» («За и против», 1989).

Шамир был удостоен литературных премий имени А. М. М. Усышкина (1948), И. Х. Бреннера (1953), Х. Н. Бялика (1955), Государственной премии Израиля (1988) и других, его произведения переведены на многие языки, по ряду из них сделаны телефильмы.

 ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА > На языке иврит
Версия для печати
 
На бета-сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Шамир Ицхак Шаммай следующая статья по алфавиту