главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Це‘ирей Цион. Электронная еврейская энциклопедия

Це‘ирей Цион

КЕЭ, том 9, кол. 1021–1023
Опубликовано: 1999

ЦЕ‘ИРЕ́Й ЦИО́Н (צְעִירֵי צִיּוֹן, `Молодежь Сиона`), сионистское рабочее движение (см. Сионизм) умеренно социалистического толка (см. Социализм), действовавшее преимущественно в России. Движение консолидировалось около 1903 г., хотя его идеологическая база сформировалась ранее — в работах таких теоретиков, как, например, Н. Сыркин и М. Гесс. 1903 г. был трудным годом в истории еврейского народа и в истории сионистского движения. Надежда на международное признание права еврейского народа на возвращение в Эрец-Исраэль не сбылась, разногласия относительно Уганды плана привели к выходу территориалистов (см. территориализм) из Сионистской организации и к консолидации оппозиции Т. Герцлю в самом движении (Ционей Цион — `Сионисты Сиона`), Кишиневский погром (см. Кишинев, Погромы) вызвал шок среди евреев и заставил многих осознать неотложность сионистской задачи. В этой обстановке и на фоне ширящегося революционного движения практически одновременно в различных местах России стали возникать группы Це‘ирей Цион. Первоначально у этих групп не было официальной программы, однако все они разделяли веру в созидательную сионистскую деятельность, конечной целью которой была алия, трудовая деятельность на земле в Эрец-Исраэль и возрождение иврита; Це‘ирей Цион поддерживали борьбу за интересы рабочего класса, за свержение самодержавия в России, за национальное равноправие и автономию евреев России; Це‘ирей Цион активно участвовали в создании еврейской самообороны. Члены Це‘ирей Цион составили ядро второй алии, начало которой было положено прибытием в Эрец-Исраэль группы гомельских Це‘ирей Цион в 1904 г. Совместно с рабочими, прибывшими в страну ранее, новые олим создали Хистадрут ха-по‘алим ха-це‘ирим бе-Эрец-Исраэль (Организация молодых рабочих в Эрец-Исраэль), которая в октябре 1905 г. была преобразована в партию Ха-По‘эл ха-ца‘ир.

Одновременно с деятельностью в Эрец-Исраэль Це‘ирей Цион активно действовали в странах диаспоры, главным образом в России. В 1905 г. в Одессе было основано движение Хе-Халуц, в 1906 г. была проведена конференция основанного Це‘ирей Цион движения Билуим хадашим (`Новые билуйцы`, см. Билу). В 1905 г. в Кишиневе был создан центр движения Це‘ирей Цион, и в том же году была проведена конференция Це‘ирей Цион, обсуждавшая пути организационной и идеологической консолидации. На 2-й конференции, состоявшейся в Кишиневе в 1906 г., была принята программа Це‘ирей Цион, утверждавшая, что решение еврейской проблемы состоит в массовой алие в Эрец-Исраэль, которая должна привести к созданию там еврейского большинства, что необходимо для свободного и независимого развития еврейской жизни; сионизм, рожденный еврейскими рабочими массами, стремится к реализации этой цели, и его движущие мотивы носят экономический, культурный и национально-политический характер.

В 1910 г. в Лодзи состоялась очередная конференция Це‘ирей Цион. Как и все предшествующие, она была нелегальной, и большинство ее участников было арестовано. Несмотря на аресты, эта конференция внесла значительный вклад в выработку идеологии и в консолидацию движения. В 1912 г. в Минске состоялась 1-я общероссийская конференция Це‘ирей Цион. На повестке дня стояли организационные вопросы, алия, деятельность Хе-Халуц и др., а также вопрос об организации всемирной конференции Це‘ирей Цион, которая состоялась в Вене в августе 1913 г. одновременно с 11-м Сионистским конгрессом (см. Сионистская организация). В работе конференции принимали участие 56 человек, все — делегаты 11-го Сионистского конгресса, 30 – представители групп Це‘ирей Цион из различных стран (в основном из России), 26 – из Эрец-Исраэль. На конференции было уделено много внимания отношению Це‘ирей Цион к социализму. После принятия резолюции, в которой провозглашалась приверженность Це‘ирей Цион социализму весьма умеренного толка, конференцию покинули и вышли из состава движения как левые, стоявшие на социалистических позициях, так и правые, антисоциалистически настроенные делегаты. На этой конференции были заложены основы всемирной федерации Це‘ирей Цион, тесно связанной с Ха-По‘эл ха-ца‘ир. Делегаты конференции избрали руководящие органы движения, штаб-квартирой которых стал Белосток, и приняли решение о превращении вечерней газеты «Шахарит», выходившей в Одессе на иврите, в официальный орган Це‘ирей Цион и о перемещении ее редакции в Варшаву.

На всероссийской конференции Це‘ирей Цион в апреле 1914 г. в Вильне (см. Вильнюс) в центре дискуссии стояли вопросы о состоянии рабочего движения. После революции в России в феврале 1917 г. интерес к Це‘ирей Цион резко возрос. 2-я всероссийская конференция Це‘ирей Цион проходила 18–24 мая 1917 г. в Петрограде и была значительным событием в жизни российского еврейства. Конференция стала ареной борьбы трех наметившихся в движении течений — социалистического, умеренно-социалистического, близкого по своим взглядам к правым российским социалистам-трудовикам, и общедемократического. Резолюции, принятые на конференции, отразили компромисс между основными течениями Це‘ирей Цион. Провозглашалось, что Це‘ирей Цион рассматривает сионизм как общенациональное и надклассовое движение: «Исходя из признания того, что национальное, политическое и экономическое освобождение народа, а также приобщение еврейского народа к общечеловеческому прогрессу невозможно вне условий нормальной национальной жизни, фракция Це‘ирей Цион стремится к строительству в Эрец-Исраэль автономного политического центра на здоровых социальных основах и к организации вокруг этого центра большого числа национально-политических автономий евреев диаспоры». Летом 1917 г. в Це‘ирей Цион насчитывалось около пятидесяти тысяч членов. После конференции Це‘ирей Цион действовала как независимая партия, число членов которой быстро росло. После Октябрьской революции центр партии был переведен из Петрограда в Харьков, а оттуда — в Киев, который еще не был под большевистской властью. В этот период деятельность движения концентрировалась главным образом на Украине, где Це‘ирей Цион играли важную роль в организации самообороны и создании еврейских кооперативов, однако главной целью Це‘ирей Цион продолжала оставаться алия. После 3-й всероссийской конференции Це‘ирей Цион в Харькове в мае 1920 г. движение раскололось на две партии. Социалистическое крыло создало партию Це‘ирей Цион ционим-социалистим (Це‘ирей Цион — сионисты-социалисты), известную под аббревиатурой ЦС.; партия тесно сотрудничала с Ахдут ха-‘авода в Эрец-Исраэль. Другое крыло движения — «трудовики» — создало всемирный союз с Ха-По‘эл ха-ца‘ир в Эрец-Исраэль и приняло название Це‘ирей Цион-Хит’ахадут (Це‘ирей Цион — объединение). В 1925 г. под давлением Ахдут ха-‘авода Це‘ирей Цион объединилась с социал-демократическим крылом По‘алей Цион (после его размежевания с прокоммунистической фракцией движения). В 1930 г. в Эрец-Исраэль Ахдут ха-‘авода и По‘алей Цион создали партию Мапай, что повлекло за собой объединение связанных с ними партий за пределами Эрец-Исраэль.

 ЕВРЕИ РОССИИ (СССР) > Еврейские движения, партии, организации
Версия для печати
 
На бета-сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту «Цеена у-реена» Цейтлин Ахарон следующая статья по алфавиту