главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Хейфец Яша. Электронная еврейская энциклопедия

Хейфец Яша

КЕЭ, том 9, кол. 755–756
Опубликовано: 1999

ХЕ́ЙФЕЦ Яша (Иосеф; Heifetz, Jascha; 1901 или 1899, Вильно, – 1987, Беверли-Хилс, США), скрипач-виртуоз, признанный современниками «королем скрипачей». Научился игре у отца-клезмера (см. Клезмеры), Рувима Хейфеца, в 1905–1909 гг. брал уроки у Э. Малкина (впоследствии — ученика Л. Ауэра). Стал играть на слух еще до того, как выучился нотной грамоте. Публично выступал с пяти лет, в шестилетнем возрасте исполнил в Ковно (см. Каунас) на трехчетвертной скрипке (скрипке неполного размера, предназначенной для детей) концерт Ф. Мендельсона в сопровождении оркестра. Через год принял участие в концертах Общества еврейской народной музыки в Петербурге. К десяти годам в репертуаре Хейфеца были многочисленные пьесы, а также концерты для скрипки с оркестром М. Бруха, П. Чайковского и других. В 1911–16 гг. учился в Петербургской консерватории у И. Налбандяна и Л. Ауэра. По предложению Ауэра директор консерватории А. Глазунов зачислил «студентом» также отца юного музыканта, чтобы тот имел возможность получить право жительства в столице и присматривать за сыном.

В 1912 г. Хейфец впервые выступил за границей, в Берлине, с оркестром под управлением А. Никиша. Затем с большим успехом выступал с сольными концертными программами в Гамбурге, Лейпциге, Праге, Христиании (Осло) и других городах. В годы учебы совершил также несколько турне по городам России.

В 1917 г. поселился в США. Его первый концерт состоялся в Карнеги-Холл (в Нью-Йорке). В 1920-е гг. гастролировал в Европе, Латинской Америке, странах Ближнего Востока, в том числе в Эрец-Исраэль в 1926 г. Выручка от концертов в Тель-Авиве пошла в фонд культурных нужд города (один из концертных залов города был назван именем Хейфеца). После обретения Израилем независимости Хейфец неоднократно приезжал в страну (1950, 1953, 1967, 1970), выступал в сольных концертах, камерных ансамблях и в сопровождении Израильского филармонического оркестра. (На одном из выступлений в 1953 г. он исполнил сонату Р. Штрауса, нарушив негласный бойкот произведений композитора, обвинявшегося в сотрудничестве с нацистами, и подвергся нападению юного экстремиста, ударившего скрипача по руке.)

Музыкальная критика единодушно признала исполнительское мастерство Хейфеца уникальным явлением искусства 20 в. Непревзойденная техника, чарующая красота звука и величавость сценической позы и жеста производили незабываемое впечатление на слушателей многих стран. Под маской невозмутимости, за образом «скрипача-автомата» скрывалась огненно-страстная и романтическая натура. Вопреки своему широко известному скептицизму и язвительному остроумию, Б. Шоу сказал об игре Хейфеца: она «опровергает аксиому, что в этом мире нет ничего совершенного».

Творческое наследие Хейфеца (свыше 170 пластинок, магнитных записей и видеолент) охватывает все наиболее значительные произведения мировой скрипичной музыки. Он впервые сыграл посвященные ему произведения композиторов-современников: концерт М. Кастельнуово-Тедеско для скрипки с оркестром («Пророки»,1933; дирижер А. Тосканини), его же Фантазию на темы оперы Россини «Севильский цирюльник»; концерт № 3 И. Ахрона (в 1939 г.), а также концерты У. Уолтона (в 1939 г.), Л. Грюнберга (1884–1964; в 1944 г.), Э. В. Корнгольда (1897–1957; в 1945 г.). Благодаря исполнению Хейфеца вошли в мировую классику ранее редко исполнявшиеся концерты Я. Сибелиуса, Э. Элгара и концерт № 2 С. Прокофьева. Однако Хейфецу казалось чуждым творчество А. Шёнберга, и в 1936 г. он отказался исполнять предложенный ему концерт композитора.

Высочайшее мастерство проявил Хейфец в области исполнения камерных произведений, выступая с такими партнерами, как А. Рубинштейн, Г. Пятигорский, И. Фридман (1882–1948, виолончелист Э. Фойерман, альтист У. Примроз. Он выступал также в качестве пианиста, дирижера, композитора.

Хейфец успешно занимался музыкальной транскрипцией. Ему принадлежат свыше 100 обработок для скрипки произведений Я. Н. Гуммеля, К. Дебюсси, М. Равеля, Дж. Гершвина, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Г. Динику и многих других композиторов.

С 1962 г. Хейфец занимался педагогической работой, вел мастер-класс игры на скрипке в университете штата Калифорния в Лос-Анджелесе. Среди его учеников: Э. Фридман, лауреат Международного конкурса имени Чайковского в Москве в 1966 г., и Э. Фодор, лауреат того же конкурса в 1974 г. (второе место при неприсужденном первом).

 ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО > Музыка
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Хейн Перец Хейфиц Иосиф следующая статья по алфавиту