главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Тулуза. Электронная еврейская энциклопедия

Тулуза

КЕЭ, том 8, кол. 1085
Опубликовано: 1996

ТУЛУ́ЗА (в еврейских источниках טוֹלוֹסָה, טוֹלוֹשָׂה — Толоса), город на юге Франции, административный центр департамента Верхняя Гаронна. Согласно легенде, евреи жили в Тулузе уже в 8 в. и якобы проявили тогда нелояльность по отношению к владевшим городом франкам; в наказание за это был установлен обычай в пятницу христианской пасхальной недели публично давать одному из членов еврейской общины пощечину. В легенде упоминается также совет, созванный в Тулузе в 883 г. для обсуждения просьбы евреев отменить этот обычай, однако первые достоверные сведения о нем восходят к 1020 г.; известно также, что в конце 11 в. – начале 12 в. пощечину стали заменять крупным денежным взносом. Община также была обязана ежегодно поставлять в местный католический собор 44 фунта воска и снабжать епископа ладаном; с 1209 г. евреи не могли занимать официальные должности, однако имели право владеть недвижимостью, причем принадлежавшую им землю нередко арендовали христианские религиозные учреждения и организации, например, орден тамплиеров. В конце 1260-х гг. брат короля Людовика IX Альфонс де Пуатье, управлявший несколькими областями Франции, обязал евреев Тулузы, равно как и других населенных пунктов, находившихся под его властью, носить отличительный знак и обложил их непомерным налогом (3500 ливров в год), прибегнув при его взимании к насильственным мерам. В конце 13 в. вопрос о том, под чьей судебной и фискальной юрисдикцией находится еврейская община города, стал причиной ряда конфликтов между королевскими чиновниками и местными феодалами.

В 12–13 вв. евреи Тулузы занимались главным образом торговлей и кредитным делом (см. Ссуда денежная); община играла значительную роль в экономической жизни города. Не позднее 13 в. близ него существовало еврейское кладбище; в 1281 г., в связи с тем, что участок, на котором оно было расположено, отошел в королевскую казну, его перенесли на новое место. В Тулузе работала также еврейская больница, однако во время Альбигойских войн (начало 13 в.) она была разрушена.

В 1306 г., когда король Филипп IV Красивый изгнал евреев из Франции, им пришлось покинуть Тулузу; большое число находившихся в их владении домов и операториа (то есть магазинов или ремесленных мастерских) было продано с аукциона. В 1315 г. Людовик X разрешил евреям вернуться в страну, и в Тулузе вновь возникла крупная община, в которую входили как семьи, жившие в городе до 1306 г., так и переселенцы из других стран (в документах упоминается, например, Барух Тевтон, то есть выходец из Германии). В 1320 г. участники 2-го крестового похода пастухов учинили в Тулузе погром; несмотря на то, что городские власти пытались защитить общину, еврейский квартал был разграблен, многие его обитатели убиты или обращены под страхом смерти в христианство (см. Крещение насильственное), причем впоследствии инквизиция не разрешила новообращенным вернуться в иудаизм. В результате община Тулузы прекратила свое существование (еще до нового изгнания евреев из страны, последовавшего в 1324 г.). После 1359 г., когда евреям в очередной раз позволили жить во Франции, в Тулузе поселилось около 15 еврейских семей; они арендовали несколько домов и занимались почти исключительно кредитным делом. На сей раз община просуществовала немногим более 30 лет — до изгнания евреев из страны в 1394 г.

В 17 в. в Тулузе пыталась обосноваться группа марранов; в 1685 г. они предстали перед трибуналом инквизиции, который вынес им суровые приговоры. В конце того же столетия еврейским коммерсантам из графства Венессен (см. Авиньон, Карпантра) было разрешено четыре раза в год посещать Тулузу и вести в ней торговлю. Со 2-й половины 18 в. некоторые из них начали селиться в городе; к 1790 г. численность еврейского населения Тулузы составила около 80 человек. В середине 1790-х гг. муниципальные власти передали евреям бывшее церковное здание, конфискованное в период правления якобинцев, однако община, по всей видимости, отказалась принять его, так как еще в 1806 г. в Тулузе не было ни одной синагоги. В начале 19 в. в исключительное распоряжение евреев перешло кладбище, на котором до Великой французской революции хоронили всех, кто не принадлежал к католической церкви.

В 1800-х гг. в Тулузе насчитывалось немногим более ста евреев; до Второй мировой войны их численность росла очень медленно (несмотря на то, что в начале 20 в. в университете города училось сравнительно много молодых евреев из России, Польши и стран Балканского полуострова). В мае–июне 1940 г., когда войска нацистской Германии вторглись во Францию, в Тулузу бежали тысячи евреев из северных и центральных областей страны. Многие из них направлялись отсюда в Испанию и в средиземноморские порты, однако некоторая часть беженцев осела в городе. Тулуза была одним из крупнейших городов неоккупированной зоны Франции и потому вскоре стала важным центром деятельности еврейских учреждений, групп Сопротивления антинацистского: здесь была основана Еврейская боевая организация (первоначально занималась спасением евреев, которым угрожала депортация, особенно детей, их переправкой в нейтральные страны, а позднее развернула вооруженную борьбу с гитлеровцами), часто проходили совещания ее руководства. В августе 1942 г. полиция режима Виши (правившего в неоккупированной зоне и сотрудничавшего с нацистской Германией) приступила в Тулузе и ее окрестностях к «перегруппировке» евреев, не имевших французского гражданства (таковых насчитывалось 1525 человек), намереваясь в дальнейшем депортировать их в лагеря смерти; архиепископ города монсиньор Сальеж выступил с решительным протестом против этой акции. После того, как в ноябре 1942 г. германские войска заняли всю Францию, немало евреев, живших в Тулузе, как местных уроженцев, так и беженцев, было депортировано или убито на месте. В городе и близ него активно действовали еврейские подпольщики и партизаны.

После окончания Второй мировой войны в Тулузу переселились многие пережившие Катастрофу евреи из других городов и областей Франции. Община города увеличилась по сравнению с довоенным периодом в несколько раз, и к 1960 г. число ее членов достигло трех тысяч человек. В 1960-х гг. в Тулузе обосновались тысячи еврейских семей из стран Северной Африки, так что уже к 1969 г. здесь насчитывалось около двадцати тысяч евреев. В 1990 г. их численность составила, по приблизительной оценке, около двадцати пяти тысяч человек; Тулуза является, таким образом, четвертым по величине еврейским центром современной Франции. В городе работает целый ряд еврейских учреждений, организаций и учебных заведений.

ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ

 ДИАСПОРА > Общины
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Тул-Карм Тумаркин Иггаэль следующая статья по алфавиту