главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Теоми Одед. Электронная еврейская энциклопедия

Теоми Одед

КЕЭ, том 8, кол. 941–943
Опубликовано: 1996

ТЕО́МИ Одед (родился в 1937 г., Тель-Авив), израильский актер. Родился в семье актера (см. ниже), выходца из России; мать, Яффа Перло, представитель шестого поколения уроженцев Эрец-Исраэль. В 1954 г. окончил гимназию «Герцлия». Во время службы в Армии Обороны Израиля играл в армейских ансамблях. В 1956–58 гг. учился в драматической студии английского режиссера П. Фрая. Когда Фрая в 1958 г. пригласили поставить в «Камери» пьесу Т. Вольфа «Каменный ангел», он оговорил свое согласие условием, чтобы главную роль (Юджина) в пьесе играл Теоми. Дебют прошел с успехом, после чего Теоми пригласили в штат Камери. В 1958–62 гг. он сыграл в этом театре роли: Орсино в «Двенадцатой ночи» У. Шекспира (1959), Мортимэра в «Марии Стюарт» Ф. Шиллера (1961), Мордехая в «Киннерет, Киннерет» Н. Альтермана (1961), Кина в «Приглашении в замок» Ж. Ануя (1962) и другие. В 1963 г. по направлению театра Теоми учился в нью-йоркской Студии актера у Л. Страсберга, чья система психологического погружения в образ была близка ему изначально. В 1964 г. в Камери сыграл главные роли в спектаклях «Чипс» А. Уэскера и «Махпеха ве-тарнеголим» («Революция и курицы») Н. Аллони. Стремление к творческой свободе и поиски нового сценического облика заставили Теоми уйти из Камери. В 1964–71 гг. он играл в театрах Т. Годика, «Охел», «Завит», «Хабима», «Бимот», в Хайфском городском театре в многочисленных ролях классического и современного репертуара (в том числе в пьесе «Лайла бе-май» — «Ночь в мае» — А. Б. Иехошуа, театр «Бимот», 1969). В 1971 г. вернулся в Камери, где выступил как режиссер спектаклей «Иом эхад мит‘орерим» («Однажды мы просыпаемся») и «Ха-кол катув» («Все написано») — оба по Д. Хоровицу, и других, играл в главных ролях: в «Биографии» М. Фиша — Кирмана (1971), «Чайке» А. Чехова — Тригорина (1974), в «Жизни Калигулы» Я. Шабтая — Калигулу (1974), «Кориолане» У. Шекспира — Кориолана (1975), «Дяде Ване» А. Чехова — Астрова (1978), «Ревизоре» Н. Гоголя — Хлестакова (1978), «Отелло» У. Шекспира — Яго (1980), «Кастнере» М. Лернера — Р. Кастнера (1985), «Хевлей Машиах» («Мессианские муки») М. Лернера — Шмуэля (1987), «Элохим йодеа» («Бог знает») Д. Хелера — царя Давида (1991), «Шейнделе» А. Леви — Адмора (1993), «Визите старой дамы» Ф. Дюрренматта — Альфреда (1994) и многих других.

Теоми — актер широкого драматического профиля, зачастую дающий оригинальную (иногда гиперболизирующую) интерпретацию классических ролей мирового театра (например, Яго).

Теоми снялся в более чем 20 израильских и 10 иностранных фильмах, играл в зарубежных театрах (например, в 1989 г. в «Риверс сайд студио» в Лондоне в роли Шейлока в авторском спектакле А. Уэскера «Шейлок» — другое название «Купец»). Он также преподает в тель-авивской гимназии «Тихон хадаш» Библию и литературу на иврите, в Тель-Авивском университете ведет курс актерского мастерства. Теоми награжден двенадцатью премиями, среди них имени И. Милло (1966), «Киннор Давид» (1968, 1969, 1974), «Веред ха-кесеф» (1982).

Отец Теоми, Меир Теоми (Тимэн; 1898, Николаев, – 1947, Тель-Авив), актер, театральный деятель. В 1913–15 гг. учился в гимназии «Герцлия» (Тель-Авив). В 1915–19 гг. в Николаеве был членом «Маккаби», Це‘ирей Цион, в 1917 г. вступил в драматическую студию «Хабима Николаев». В 1919 г. вернулся в Эрец-Исраэль. В 1920–28 гг. сыграл около 150 ролей на сцене Ха-театрон ха-‘иври (Тель-Авив), в 1927–28 гг. вместе с театром участвовал в гастролях в Германии, Польше, Литве и Латвии. В 1929 г. (совместно с Х. Волином) основал театр «Комедия Эрец-Исреэлит». Играл роли в первых кинофильмах, снятых в Эрец-Исраэль («Зот ха-арец» — «Такова наша страна» Б. Агадати и других). В 1935 г. создал первый союз творческих деятелей «Армон». В 1936 г. организовал в Тель-Авиве театр-варьете «Ган хаваи»; перед одним из представлений в этом театре погиб в августе 1947 г. от рук арабских террористов. Памяти отца Одед Теоми посвятил сценическую трилогию: «Ме-ал у-ме-‘эвер» («Сверх меры»), режиссер А. Тамир, 1976; «Отот у-мофтим» («Знамения и чудеса»), режиссер Я. Раз, 1980; «Ал ха-хаим ве-ха-мавет» («О жизни и смерти»), режиссер Ш. Хасфари, 1984.

Дядя Теоми, Я‘аков (Ян) Тимэн (1903, Николаев, – 1975, Тель-Авив), актер. В 1917–21 гг. входил в драматическую студию «Хабима Николаев». В 1922–25 гг. в русских профессиональных труппах (в том числе в составе сатирико-пропагандистского театра «Красная метла»). С 1925 г. в Эрец-Исраэль. В 1927–28 гг. играл в созданном А. Хамеири первом в Эрец-Исраэль сатирическом театре «Кумкум», в 1928–54 гг. был ведущим актером (выступал и как режиссер) театра «Мат’ате» («Метла»), продолжившего ироническую традицию Хамеири и жанр российской «Красной метлы». В 1954 г. основал группу «Хевре», работавшую совместно с театром для олим «Телем». В 1958–70 гг. работал в театрах «Завит» и «Зута». В 1970 г. был одним из создателей Государственного театра для детей.

 ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО > Театр. Эстрада. Кино
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Тененбаум Мордехай терапевты следующая статья по алфавиту