главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Страсбур. Электронная еврейская энциклопедия

Страсбур

КЕЭ, том 8, кол. 607–611
Опубликовано: 1996

СТРАСБУ́Р (в русской традиции также Стра́сбург; по-немецки Штрассбург), город на северо-востоке Франции, в Эльзасе, административный центр департамента Нижний Рейн.

Первое надежное свидетельство о пребывании евреев в Страсбуре восходит к 1188 г. В 1189 г. бесчинства, учиненные рыцарями, отправлявшимися в 3-й крестовый поход, вынудили евреев бежать из города, однако спустя непродолжительное время они вновь поселились в Страсбуре. Евреи упоминаются в городских статутах, датируемых приблизительно 1200 г.; к 1213 г. относится старейшее из сохранившихся надгробий еврейского кладбища в Страсбуре. В 13 в. – 1-й половине 14 в. число евреев, живших в городе, постоянно росло, главным образом за счет притока переселенцев из небольших населенных пунктов Эльзаса, из других германских земель и из Франции: уже к 1306 г. это число составило около 300 человек. Первоначально они находились под юрисдикцией епископа Страсбура, а с 1260 г. подчинялись муниципалитету. Основным занятием страсбурских евреев в этот период было кредитное дело (см. Ссуда денежная); в число их клиентов входили представители знати и христианские религиозные учреждения, причем размер займов достигал шести тысяч ливров (очень крупная по тем временам сумма). О величине еврейского населения Страсбура и размахе его экономической деятельности свидетельствует тот факт, что уже в 1242 г. оно давало казне больше дохода нежели любая другая община Священной Римской империи. Не позднее 1292 г. в Страсбуре была построена синагога.

В конце 1348 г. в Страсбуре стали распространяться слухи о том, что в ряде европейских городов евреев обвиняют в отравлении колодцев (см. «Чёрная смерть»). Поскольку в самом Страсбуре эпидемия к этому времени еще не началась, муниципалитет решил не предпринимать никаких действий, направленных против еврейской общины, пока из Кёльна, Лозанны, Шильона, Берна и ряда других мест не будут получены известия об исходе следствия по делу предполагаемых отравителей. Однако против такого решения выступили мастера ремесленных цехов, решившие воспользоваться всеобщей уверенностью горожан в том, что виновники эпидемии — евреи, и ненавистью христиан к ростовщикам-иноверцам для свержения власти городского патрициата, преобладавшего в муниципальном совете. 9 февраля 1349 г. его главе П. Шварберу и двум членам совета пришлось уйти в отставку; 13 февраля новый муниципалитет принял решение о поголовном уничтожении евреев Страсбура. Согласно традиции, на следующий день, в субботу, две тысячи евреев города (это число, по всей видимости, сильно преувеличено) погибли на костре; их имущество было разграблено. Спастись удалось лишь тем, кто принял крещение, однако летом того же года, когда чума достигла Страсбура, многие из них пали жертвами новой волны преследований. 12 сентября 1349 г. император Карл IV официально простил жителям города убийство евреев и присвоение их собственности; до Великой французской революции в Страсбуре существовал обычай дважды в ночь трубить в горн в напоминание о «еврейском заговоре».

После событий 1349 г. страсбурские власти запретили евреям появляться в городе в течение 100 лет. Тем не менее, уже с 1369 г. некоторым еврейским семьям стали разрешать поселиться здесь при условии уплаты ими чрезвычайно высоких налогов. Число таких семей достигло 25, однако в 1388 г. они вновь были изгнаны из Страсбура, на сей раз «навечно». Евреи обосновались в близлежащих деревнях, продолжая поддерживать деловые контакты с горожанами; муниципалитет неоднократно (например, в 1570 г.) запрещал подобные контакты или издавал распоряжения, направленные на то, чтобы свести их к минимуму. Не позднее 1512 г. с евреев, посещавших Страсбур, стали взимать высокую пошлину; помимо этого каждому из них приходилось оплачивать «услуги» муниципального служащего, без сопровождения которого он не имел права передвигаться по городу. Если еврею разрешали остаться в Страсбуре на ночь, ему приходилось вносить пошлину в двойном размере (как если бы он покинул город и вернулся на следующий день). В 17 в. прибывавших в Страсбур евреев во многих случаях подвергали у городских ворот допросу и обыску, пытаясь выяснить, с кем они поддерживают связи и какие товары привезли. Дабы избежать унижения и излишних затрат, еврейские торговцы заключали сделки со своими контрагентами вне стен города, однако муниципалитет, стремясь сохранить важный источник доходов, пытался пресечь подобную практику: например, в 1648 г. он запретил торговать лошадьми иначе как на рыночной площади.

Несмотря на царившую в Страсбуре юдофобию, в 16–17 вв. некоторым евреям удавалось поддерживать хорошие отношения с городскими властями. Так, в 1537 г. страсбурский муниципалитет дал Иосефу бен Гершону из Росхейма рекомендательное письмо к саксонскому курфюрсту, а в 1-й половине 1540-х гг. запретил по просьбе того же Иосефа бен Гершона переиздание антисемитских сочинений М. Лютера «О евреях и их лжи» и «О непроизносимом имени Божьем», а также направленного против евреев памфлета местного проповедника. В 16 в. христианские типографы неоднократно печатали в Страсбуре тексты на иврите, включая отрывки из Таргума Онкелоса (см. Онкелос и Аквила), Притчей Соломоновых книгу, Песнь Песней и книгу Экклесиаст.

С переходом Страсбура под власть Франции (1681) действовавшие в городе антиеврейские установления были частично смягчены: к примеру, евреям, жившим в незащищенных предместьях, позволили укрываться за стенами города во время его осады неприятелем. Тем не менее, еще в 1740-х гг. М. Блим, крупный поставщик французской армии, смог добиться для себя и для своих еврейских контрагентов разрешения на временное пребывание в Страсбуре лишь благодаря вмешательству покровительствовавшего ему министра. Подчиняясь требованию королевских властей, в 1767 г. муниципалитет согласился на то, чтобы другой военный поставщик Х. Серфбер (1726–94) квартировал в Страсбуре зимой, а в 1771 г. предоставил ему право проживать в городе постоянно, вне зависимости от времени года. Поскольку это право распространялось на многочисленных домочадцев Серфбера и его прислугу, к 1785 г. в Страсбуре уже насчитывалось 60–70 евреев; они занимали три или четыре дома. В 1777 г. по инициативе Серфбера и при его финансовой поддержке И. Лоренц открыл в городе еврейскую типографию, выпускавшую раввинистическую литературу на иврите. В королевской жалованной грамоте от 1785 г. об отмене подушной подати особо отмечалось, что в Страсбуре «с евреев взимается подушный налог, низводящий их до уровня скотов... сбор, унижающий человеческое достоинство». Хоть король обещал возместить городу убытки, которые он понесет в результате отмены подати, муниципалитет стал саботировать выполнение этого указа.

В первые годы Великой французской революции жители Страсбура почти единодушно выступили против предоставления евреям гражданских прав. Когда Учредительное собрание все же приняло такое решение (сентябрь 1791 г.), численность еврейского населения города начала быстро расти и к 1806 г. достигла 1500 человек. В ходе антирелигиозной кампании, развернутой якобинским правительством Франции в 1793–94 гг. и направлявшейся главным образом против католической церкви, в Страсбуре конфисковывались и уничтожались еврейские обрядовые предметы и книги, особенно Талмуд. На собрании еврейских нотаблей (1806–1807), предшествовавшем Синедриону французскому, страсбурских евреев представляли семь делегатов, среди которых выделялся главный раввин города, видный галахист (см. Галаха) И. Д. Зинцхейм (1745–1812); правительство назначило его президентом (наси) Синедриона, а в 1808 г. он стал первым главным раввином Франции и занимал этот пост до конца жизни.

В 19 в. число евреев, живших в Страсбуре, постоянно увеличивалось; в городе работали синагоги, еврейское профессиональное училище (с 1825 г.), дом для престарелых (с 1853 г.), раввинская семинария (с 1885 г.; просуществовала лишь несколько лет). В 1871 г., когда Страсбур, как и весь Эльзас, отошел к Германии, часть евреев покинула город, однако рост общины не прекратился; он стал особенно бурным после того, как в 1919 г. Страсбур вновь оказался в составе Франции. В 1931 г. в городе насчитывалось около 8500 евреев, 60% которых родились во Франции, на исходе 1930-х гг. — около десяти тысяч. В межвоенный период в Страсбуре действовал целый ряд еврейских ассоциаций. Созданный здесь в ноябре 1925 г. Региональный союз сионистов Восточной Франции стал крупнейшим и наиболее активным в стране сионистским объединением (в 1941 г. слился с Сионистской федерацией Франции); он выпускал еженедельник «Жюиф» (позднее «Ла трибюн жюив»). С 1917 г. в городе находилась штаб-квартира молодежного сионистского движения Ха-Тиква, к которому принадлежали почти все халуцим, переселившиеся в 1920–30-х гг. из Франции в Эрец-Исраэль. В 1919–26 гг. страсбурская комиссия Еврейского национального фонда выполняла функции его центрального представительства во Франции и выпускала бюллетень «Ла терр промиз».

С началом Второй мировой войны (сентябрь 1939 г.) все население Страсбура, включая евреев, было переправлено на юг страны. После капитуляции Франции (июнь 1940 г.) руководителям общины удалось наладить связь между эвакуированными, которые размещались в более чем 50 населенных пунктах южнее реки Луара, открыть бюро социальной помощи (в городе Перигё) и синагогу (в Лиможе). Страсбурские евреи активно участвовали в Сопротивлении антинацистском, в том числе и вооруженном (за что многих из них нацисты и их французские приспешники казнили или депортировали в лагеря смерти), тайно вывозили детей и подростков в Швейцарию и в Эрец-Исраэль (через Испанию), организовывали (под эгидой ОЗЕ) клиники и детские дома, открывали сельскохозяйственные школы. В годы Второй мировой войны погибло около тысячи евреев Страсбура; в самом городе нацисты сожгли и сровняли с землей синагогу, построенную в 1898 г.

После окончания боевых действий на территории Франции около восьми тысяч евреев вернулись в Страсбур. К 1965 г. их численность возросла до 12000 человек, частично за счет естественного прироста (который оставался положительным только до 1955 г.), но главным образом — благодаря переселению в город выходцев из более мелких населенных пунктов Эльзаса (около 1200 человек), стран Центральной Европы (около 500 человек) и Северной Африки (около двух тысяч человек); все вновь прибывшие вошли в состав единой общины — одной из самых динамичных в Западной Европе. В 1958 г. в Страсбуре открылась новая синагога; в 1960-х гг. здесь работали также еврейский детский сад, дневная школа, два интерната для учащихся средней школы и студентов, две иешивы. Выходил ежемесячный еврейский бюллетень, по радио еженедельно передавалась программа, предназначенная для евреев. Кафедру иудаистики (см. Наука о еврействе) в Страсбурском университете возглавлял видный философ А. Неер. Вместе с тем, в еврейской среде усилилась тенденция к ассимиляции: так, только в 1960–65 гг. число браков смешанных увеличилось на 40%. Основным проявлением антисемитизма стало в 1950-х гг. создание организаций, боровшихся против возвращения евреям их собственности, конфискованной нацистами в 1940 г., и строительства в городе синагоги.

В 1990 г. численность еврейского населения Страсбура составила, по приблизительной оценке, около 15 тысяч человек.

ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ

 ДИАСПОРА > Общины
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Страсберг Ли Страшун Маттитьяху следующая статья по алфавиту