главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Смоленск. Электронная еврейская энциклопедия

Смоленск

КЕЭ, том 8, кол. 65–66
Опубликовано: 1996

СМОЛЕ́НСК, город на западе России, областной центр. Основан в 9 в.

По некоторым данным, евреи жили в Смоленске уже в конце 13 в. В 1489 г., когда город входил в состав Великого княжества Литовского (см. Литва), сбор таможенных пошлин в Смоленске был взят на откуп тремя евреями. С переходом Смоленска к Польше (1611) король Сигизмунд III особой грамотой запретил «коварным жидам» постоянное проживание в Смоленске и его предместьях; разрешалось лишь их кратковременное пребывание на проводившихся в городе ярмарках. Несмотря на это, уже к 1616 г. в Смоленске жили около 80 евреев, имелось еврейское кладбище. Во время осады Смоленска русскими войсками (1654 г.) двумя участками обороны руководили евреи. После капитуляции Смоленска в сентябре 1654 г. новые власти приказали всем евреям города креститься; те, кто отказался это сделать, были убиты или уведены в плен. По Андрусовскому перемирию 1667 г. евреи Смоленска, оказавшиеся в России, получили возможность уехать в Польшу или Литву, однако некоторые из них предпочли остаться, перешли в православие и вступили в браки смешанные. Представители отдельных семей крещеных смоленских евреев, поселившихся в Москве (П. Шафиров, братья Веселовские и другие), стали впоследствии ближайшими сподвижниками Петра I.

После включения Смоленска в состав России (окончательно — в 1686 г.) евреям, исповедовавшим иудаизм, строго запрещалось проживать в городе. Тем не менее, в начале 18 в. евреи — выходцы из Литвы начали селиться в Смоленске и его окрестностях (по некоторым данным, с разрешения вице-губернатора Смоленской губернии князя В. Гагарина); они занимались главным образом торговлей и откупами. В деревне Зверовичи, расположенной недалеко от Смоленска, крупный откупщик Барух бен Лейб (известен также как Борох Лейбов /1663–1738/; см. Санкт-Петербург; Россия. Русское государство и евреи до 1772 г.) между 1717 г. и 1722 г. построил «жидовскую школу» (то есть синагогу). В 1722 г. двое смоленских мещан обратились в Святейший синод с просьбой об изгнании евреев, которые якобы публично критиковали христианство и отстаивали свою веру; Барух бен Лейб обвинялся также в жестоком избиении зверовичского священника и в ритуальном истязании некоей крестьянки (по-видимому, первый в России случай кровавого навета). Эта жалоба послужила поводом к изданию Верховным тайным советом указа о поголовном изгнании евреев из России (апрель 1727 г.; Барух бен Лейб был выслан из Смоленска месяцем ранее). Однако уже в 1728 г. еврейские коммерсанты получили право приезжать в Смоленск по торговым делам.

Хотя Смоленск не входил в черту оседлости, в 18–19 вв. число евреев города постепенно увеличивалось и к 1896 г. достигло 4651 человек (около десяти процентов всего населения). Они занимались главным образом ремеслом (евреи составляли подавляющее большинство ремесленников города), а также торговлей лесом, льном и зерном и финансовой деятельностью. В начале 20 в. в Смоленске действовали две синагоги, пять хедеров, еврейское начальное училище, созданное на базе талмуд-тора, Общество помощи бедным евреям, основанное в 1898 г. В 1910 г., накануне Песаха, на евреев Смоленска был возведен кровавый навет; в городе сложилась погромная обстановка. Против распространителей навета (известного антисемита, редактора газеты «Русское знамя» А. Дубровина и других) был возбужден частный иск по обвинению в клевете; в декабре 1913 г. суд признал их виновными и приговорил к тюремному заключению.

В годы Первой мировой войны в Смоленск прибыло большое число евреев, бежавших или выселенных из прифронтовой полосы, в частности, из Латвии. В последующие годы численность еврейского населения города продолжала расти и к 1926 г. достигла 12 887 человек (16,2% всего населения). После установления в Смоленске советской власти (ноябрь 1917 г.) началась постепенная ликвидация еврейских учреждений; в 1922 г. была конфиско­вана главная синагога города. В 1929 г. в Смоленск из Гомеля было переведено Еврейское педагогическое училище, работавшее под эгидой Евсекции.

16 июля 1941 г. германские войска захватили районы Смоленска, расположенные на правом берегу Днепра; левобережная часть города была занята ими лишь 29 июля. В дни боев за Смоленск многие евреи погибли, часть бежала из города. После окончательной оккупации Смоленска нацисты создали гетто в пригороде Садки и согнали туда около двух тысяч евреев, остававшихся в городе и его окрестностях. К декабрю 1941 г. все они были уничтожены. По данным переписей населения, в 1959 г. в Смоленске жили 3929 евреев, в 1970 г. — 3662, в 1979 г. — 3223, в 1989 г. — 2645. Синагоги в городе в послевоенный период не было. Численность еврейского населения Смоленской области в 1959 г. составила 5991 человек, в 1970 г. — 5316 человек, в 1979 г. — 4451 человек, в 1989 г. — 3536 человек.

ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ

 ДИАСПОРА > Общины
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту смиха Смоленскин Перец следующая статья по алфавиту