главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Смит Энтони. Электронная еврейская энциклопедия

Смит Энтони

КЕЭ, том 8, кол. 62–63
Опубликовано: 1996
Обновлено: 27.08.2016

СМИТ Энтони Дуглас (Smith, Anthony Douglas; 1939, Лондон, – 2016, там же), английский социолог и философ.

Получил образование в разных областях гуманитарных наук: в Оксфордском университете – по специальности классическая филология и философия (степень бакалавра), в Лондонской школе экономики – по социологии (степени магистра и доктора). Многие годы Смит был профессором Лондонского университета и Лондонской школы экономики.

Смит – один из основателей и первый президент (1990–2013) Ассоциации этнических и национальных исследований; в течение многих лет он также был главным редактором журнала «Нации и национализм» (выходит в Лондоне).

Книги Смита «Теории национализма» (Лондон, Н.-Й., 1971, 1983), «Концепция социальных перемен» (Лондон, 1973), «Национализм в ХХ в.» (Оксфорд, 1979), «Этническое возрождение в современном мире» (Кембридж, 1981), «Национальное самосознание» (Лондон, 1991), «Национализм и модернизм» (Лондон, 1998) и др. рассматривают различные аспекты современного национализма: выработка национальной идеи в эпоху романтизма (первая половина 19 в.); связь национализма с религией; роль интеллигенции в формировании национальной идеи; перерастание национализма в фашизм; коммунистический национализм; автономизм и сепаратизм в современных западных странах; формирование национальной концепции в третьем мире; роль бюрократии в жизни нации; интернационализм. Область интересов Смита – скорее духовные, чем экономические основы нации. Именно он первым среди социологов ввел различие между «этническими» и «гражданскими» нациями.

В книге «Этническое возрождение в современном мире» Смит прослеживал историю этнических общностей от Древнего мира до Нового времени и выявлял естественные корни современного национализма, демонстрируя его историческую устойчивость и вычленяя мифосимволический комплекс, лежащий в основе этнического и, позднее, национального чувства. При этом он периодически обращался к примерам из истории еврейского народа. В книге «Этническое происхождение наций» (Оксфорд, 1986) Смит писал о значении Иерусалима и Второго храма в самосознании евреев, в том числе нерелигиозных. Свободно ориентируясь в истории мировой культуры, Смит практиковал – как Эрик Хобсбаум иЭрнест Геллнер – исторический подход к национальным проблемам, но, в отличие от последних, не считал национальное чувство чисто условным и преходящим, а видел в нем некое врожденное и постоянное свойство, выражающееся, в частности, в национальном характере и трансформирующееся под влиянием исторических и политических причин в различные культурные комплексы.

Смит пересмотрел определение нации, перенеся акцент с территориально-экономической общности и единства политической системы на мифологизированное прошлое, осмысленное единство исторических судеб и религиозную легитимацию национальных стремлений. Анализируя факторы, поддерживающие национальное самосознание и способствующие этнонационализму, Смит рассматривал опыт еврейской диаспоры в книге «Национальное самосознание» и в статьях, опубликованных в европейских социологических журналах («Национализм и религия: роль религиозных реформ в происхождении еврейского и арабского национализма», 1973; «Этнические мифы и этническое возрождение», 1984). Еврейский народ представлен в трудах Смита как образец этноса и чрезвычайно устойчивая нация. Вместе с тем он изучал еврейскую национальную коллективную память в сравнительном контексте и в 2003 г. опубликовал монографию «Избранные народы: сакральные истоки национальной идентичности».

Смит объединил в исследовании нации достижения целого ряда гуманитарных дисциплин и ввел в обиход социологов разработанное структуралистами определение культуры как текста. Концепции нации и этнонационализма, разработанные Смитом, играют значительную роль в современных спорах об актуальности сионизма в так называемую постсионистскую эпоху. Считая национализм такой же неотъемлемой характеристикой этноса, как и культура, Смит приводил убедительные аргументы в пользу устойчивости сионизма.

 ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ > Наука
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Смилянский Моше смиха следующая статья по алфавиту