главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Сент-Джеймсская конференция. Электронная еврейская энциклопедия

Сент-Джеймсская конференция

КЕЭ, том 7, кол. 755–756
Опубликовано: 1994

СЕНТ-ДЖЕ́ЙМССКАЯ (Лондонская) КОНФЕРЕ́НЦИЯ еврейских и арабских лидеров (St. James Conference of 1939), совещание, созванное в феврале 1939 г. правительством Великобритании, противившимся плану раздела Эрец-Исраэль 1937 г. (см. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк; Белая книга; Планы раздела Палестины) в условиях нараставшей угрозы войны с нацистской Германией и фашистской Италией. Сент-Джеймсская конференция стала свидетельством крутого проарабского поворота британской политики в Эрец-Исраэль, мотивируемого высшими стратегическими соображениями (особенно опасностью образования враждебного арабского тыла в случае войны). Сент-Джеймсская конференция создала ряд прецедентов, которые крайне отрицательно повлияли на весь дальнейший ход событий, связанных с арабо-еврейским конфликтом. Британское правительство пригласило на конференцию, наряду с лидерами ишува, Еврейского агентства и некоторых других еврейских организаций (Х. Вейцман, Д. Бен-Гурион, М. Шарет, С. Вайз и других), делегации арабского населения Эрец-Исраэль (во главе с Дж. ал-Хусейни, помощником и родственником иерусалимского муфтия Хаджа Амина ал-Хусейни — вдохновителя и организатора массовых антиеврейских беспорядков 1936–39 гг.), также представителей Ирака, Трансиордании (см. Иордания), Саудовской Аравии и Египта, таким образом впервые официально признав законными притязания этих арабских стран на прямую причастность к конфликту. По настоянию арабской стороны встречи британских представителей в Сент-Джеймсском дворце проводились раздельно с арабскими и с еврейскими делегатами, чем британское правительство на долгие годы легитимизировало отказ арабов от прямых переговоров с евреями.

Позицию британского правительства на Сент-Джеймсской конференции ясно выразил министр иностранных дел Э. Халифакс, призвавший еврейских лидеров ради умиротворения арабов добровольно пожертвовать жизненными интересами еврейского населения Эрец-Исраэль. На проходивших с 8 февраля по 17 марта 1939 г. дискуссиях предложенный британским правительством рассчитанный на десять лет план создания в западной части Эрец-Исраэль (то есть к западу от реки Иордан) самостоятельного Палестинского государства был отвергнут всеми участниками Сент-Джеймсской конференции. Еврейская делегация отвергла его потому, что этот план, предусматривавший создание двунационального государства, предоставлял арабам явные преимущества в органах управления этого государства и шел навстречу намерению арабов резко сократить, а затем фактически прекратить алию. Арабские участники конференции, со своей стороны, сочли недостаточными уступки, которые предлагал им британский план. Отвергнув его, арабы рассчитывали добиться для себя более полной и скорой независимости, причем без всякой дополнительной алии.

Опубликованием 17 мая 1939 г., то есть спустя два месяца, Белой книги М. Макдональда британское правительство засвидетельствовало, что провал Сент-Джеймсской конференции не изменил его намерения проводить проарабскую политику в Эрец-Исраэль.

 СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ > От Декларации Бальфура до создания государства
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту сенсимонизм Сент-Луис следующая статья по алфавиту