главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Сараево. Электронная еврейская энциклопедия

Сараево

КЕЭ, том 7, кол. 763–676
Опубликовано: 1994

САРА́ЕВО, город на Балканском полуострове, административный центр Боснии-Герцеговины. Основан в 13 в. С 1435 г. — под властью Османской империи (см. Турция), в 1878–1918 гг. — Австро-Венгрии, в 1918–92 гг. — в составе Югославии. С февраля 1992 г. — столица независимой Республики Босния-Герцеговина.

По некоторым данным, в 1540-х гг. Сараево неоднократно посещали еврейские торговцы (главным образом из Салоник), часть которых оставалась здесь на длительный срок. Вскоре, когда турецкий наместник потребовал от них либо переселиться в город вместе с семьями, либо покинуть Сараево, все они предпочли последнее и направились в Венгрию и в Рагузу (см. Дубровник). Однако уже в начале 1550-х гг. в Сараево было постоянное еврейское население; на еврейском кладбище города имеются надгробия, датированные 5311 г. (1551 г. христианского летосчисления; см. Календарь).

Первые упоминания о евреях Сараево в сохранившихся документах относятся к 1565 г., когда в городе насчитывалось 10–15 семей сефардов, в основном выходцев из Салоник; этот год считается датой возникновения общины. В 1577 г. с разрешения наместника Сиявуш-паши в Сараево начал строиться квартал еврейский, названный его именем; этот квартал, проживание в котором не было принудительным, находился недалеко от центральной площади города, но позднее был перенесен на окраину. В 1581 г. в Сараево была возведена синагога Каль Гранде (впоследствии неоднократно перестраивалась и восстанавливалась после пожаров), в 1630 г. было открыто еврейское кладбище. Не позднее 17 в. при синагоге начала работать талмуд-тора.

В 17–18 вв. в Сараево переселялись сефарды из Болгарии, Сербии и ряда областей Италии, включая Венецию, а также отдельные семьи ашкеназов из Западной и Центральной Европы. Еврейское население города постепенно возрастало, несмотря на то, что в 1679 г., при осаде Сараево австрийскими войсками, еврейский квартал был разрушен и многие его обитатели погибли; в 1779 г. в Сараево насчитывалось 1770 евреев. Многие из них, используя выгодное расположение города на перекрестке оживленных торговых путей, активно занимались коммерцией, покупая и перепродавая ткани, меха, красители, изделия из стекла, железа и дерева, позднее — также медь и цинк; другие были ремесленниками — кузнецами, портными, сапожниками, столярами, а также мясниками. Жившие в городе еврейские врачи и аптекари пользовались широкой известностью по всей Боснии и за ее пределами.

С момента своего создания еврейская община Сараево пользовалась внутренней автономией. Гражданские дела, касавшиеся только евреев (за исключением вопросов о землевладении и об уплате налогов), рассматривал бет-дин; турецкая администрация города обеспечивала, в случае необходимости, выполнение его решений. Община имела собственные статуты; сохранился их экземпляр на ладино (см. Еврейско-испанский язык), относящийся к 1622 г. и написанный от руки шрифтом Раши (см. Письмо). Велись также пинкасы на иврите (уничтожены нацистами в годы Второй мировой войны).

Во главе общины стоял совет из пяти человек, избиравшийся на год. Должности габбая, смотрителя школы талмуд-тора и хранителя фонда пожертвований в пользу евреев Эрец-Исраэль (см. Халукка) также были выборными; отказ занять их наказывался штрафом. «Совет пяти» проводил разверстку хараджа (подушной подати, которую, согласно Омаровым законам, платили евреи в Османской империи), сбор денежных выплат взамен особой еврейской трудовой повинности, чрезвычайные сборы, нередко взимавшиеся турецкими чиновниками или вымогавшиеся ими как взятки, а также вводил собственные налоги. Духовными руководителями общины были хахамы, среди которых особенно известны Цви Хирш бен Я‘аков Ашкенази, живший в Сараево в 1689–97 гг., и рабби Давид Пардо (Морену — Наш Учитель; 1719–91) в 1765–81 гг. — раввин Сараево, автор многочисленных респонсов и комментариев к Талмуду, основатель раввинской династии Пардо.

До конца 19 в. почти все евреи Сараево говорили и писали на ладино; стихи, песни и пословицы на этом языке передавались в неизменном виде из поколения в поколение. Тщательно сохранялись традиции еврейства Испании в быту (особенно в одежде, а также в архитектуре и внутреннем убранстве жилых домов и синагог).

В период либеральных реформ, осуществлявшихся в Османской империи с 1839 г., положение сараевских евреев значительно улучшилось; они обрели равные с мусульманами гражданские права. В 1840 г. община получила официальный статус, а ее руководитель рабби Моше Перейра был признан духовным главой (хахам-баши) еврейства Боснии и Герцеговины. Евреи Сараево были представлены в провинциальном законодательном собрании Боснии и Герцеговины и в избранном в 1876 г. имперском парламенте.

В 1878 г., с оккупацией Боснии и Герцеговины австро-венгерскими войсками, община города была обложена контрибуцией в сто тысяч дукатов. Однако этот враждебный акт остался единичным эпизодом: новые власти сохранили все экономические и политические права евреев города. Экономический подъем, начавшийся после фактического присоединения области к Австро-Венгрии (официально аннексирована лишь в 1908 г.), способствовал заметному повышению благосостояния значительной части сараевских евреев: некоторые из них стали крупными коммерсантами и владельцами банков, другие сыграли ведущую роль в создании новых отраслей производства (текстиль, оптика, точная механика, производство папиросной бумаги, книгопечатание и другие).

В то же время около трети еврейского населения Сараево составляли в конце 19 в. – начале 20 в. бедняки, жившие в трущобах. Для помощи неимущим в 1894 г. было основано еврейское благотворительное общество Ла Беневоленсия. Действовал также еврейский профсоюз Ла Мататья; организации Мелаха и Геулла оказывали поддержку ремесленникам и предпринимателям. С 1901 г. в Сараево выходила еженедельная газета «Ла Альборада», печатавшаяся на ладино шрифтом Раши. В 1901 г. было создано музыкальное общество «Лира», хор которого исполнял песни на ладино и иврите.

В 19 в. – начале 20 в. в Сараево переселилось значительное число ашкеназов из Галиции, Буковины и Словакии, а также из Австрии, Венгрии и Германии. Это были главным образом представители свободных профессий (врачи, адвокаты), а также чиновники австро-венгерской администрации. Численность еврейского населения города возрастала: в 1895 г. — 4058 человек (10,9% всего населения), в 1901 г. — 5244 человека (11,2%), в 1910 г. — 6397 человек, в том числе 4985 сефардов (77,9%) и 1412 ашкеназов (22,1%). В 1879 г. в Сараево образовалась ашкеназская община, построившая в 1902 г. собственную синагогу, при которой были хевра каддиша, талмуд-тора (существовала до 1910 г.) и женская ассоциация.

Сефардская община была в 1882 г. реорганизована: ее возглавил избиравшийся на три года совет в составе двенадцати действительных членов и четырех их заместителей. Право участвовать в выборах с этого времени имели лишь те, кто платил не менее трех форинтов ежегодного налога в государственную казну. Между сефардами и ашкеназами Сараево первоначально сложились напряженные отношения, однако в начале 20 в. они были урегулированы; с этого времени браки между представителями двух общин стали обычным явлением.

В период между Первой и Второй мировыми войнами Сараево, наряду с Белградом и Загребом, был одним из крупнейших еврейских центров Югославии. В 1921 г. в городе насчитывалось 7458 евреев (11% всего населения), в 1931 г. — 7615 (10%), в 1939 г. — 8114 евреев (из них 7054 сефарда и 1060 ашкеназов). В 1927–31 гг. в Сараево была построена новая сефардская синагога, самая большая на Балканах. В городе работали многочисленные еврейские культурные и благотворительные организации, общества взаимопомощи. Действовали сионистские кружки, среди которых наиболее активна была секция Ха-Шомер ха-ца‘ир. Работало также отделение Всемирного союза сефардов; в 1933 г. возникла ложа организации Бней-Брит.

Выходили еженедельники «Жидовска свиест», «Еврейска трибуна», «Народна жидовска свиест», «Еврейски глас»; печатались книги на ладино и иврите. В Сараево жили известные писатели Изак (Ицхак) Самоковлия (умер в 1955 г.), в произведениях которого ярко описан быт боснийского еврейства, и Лаура Папо (Бохорета, 1891–1941), художники и скульпторы Даниэль Кабильо-Данилюс, Иосиф Леви-Монзино, Даниэль Озмо (все трое погибли в годы Катастрофы).

В апреле 1941 г., когда войска нацистской Германии и ее союзников оккупировали Югославию, Сараево оказалось под властью марионеточного правительства Хорватии. Вскоре после этого евреям города было приказано носить отличительный знак; начались аресты, казни, экспроприация еврейского имущества. Усташи (хорватские фашисты) осквернили, разграбили и частично разрушили новую сефардскую синагогу. В сентябре — ноябре 1941 г. большая часть сараевских евреев была отправлена в концентрационные лагеря Ясеновац, Лобоград и Дьяково, где почти все они погибли. В декабре 1941 г. – январе 1942 г. немногих остававшихся в городе евреев (главным образом детей и стариков) депортировали в Освенцим.

973 сараевских еврея (в основном коммунисты и члены Ха-Шомер ха-ца‘ир) сражались в партизанских отрядах; из них 340 человек погибли в боях, 46 были награждены орденами и медалями, четверо — удостоены звания Национальных героев Югославии. Имена почти восьми тысяч евреев Сараево, уничтоженных нацистами и павших в боях, составляют основную часть списка жертв войны, высеченного на стене средневековой цитадели города, вокруг которой разбит мемориальный парк.

После Второй мировой войны партизаны, демобилизованные солдаты и уцелевшие узники концлагерей восстановили еврейскую общину Сараево, которая вошла в Федерацию еврейских общин Югославии. Вновь начала действовать ашкеназская синагога (ныне — единственная в Боснии-Герцеговине); были воссозданы некоторые общественные и культурные организации. В 1946 г. в Сараево насчитывалось 1413 евреев, однако в конце 1940-х – начале 1950-х гг. многие из них репатриировались в Израиль. В 1952 г. численность еврейского населения города составляла 1028 человек, в 1969 г. — 1095 человек. В 1966 г. торжественно отмечалось 400-летие еврейской общины Сараево.

В 1970-х – начале 1990-х гг. численность евреев Сараево почти не менялась. В городе функционировали синагога (с 1968 г. в ней нет раввина), расположенный рядом с ней еврейский общинный центр и Музей еврейства Боснии-Герцеговины (в здании старой сефардской синагоги). В Национальном музее Боснии-Герцеговины экспонируется богато иллюстрированная рукопись так называемой Сараевской хаггады, выполненная в Испании (предположительно, в Барселоне) во второй половине 14 в.

В 1992 г., когда с провозглашением независимости Боснии-Герцеговины в Сараево шли ожесточенные бои между вооруженными формированиями мусульман, сербов и хорватов, значительная часть евреев (в том числе все дети) покинула город; их эвакуация была организована Еврейским агентством и Джойнтом (под эгидой которых из Сараево были вывезены также многие неевреи). Некоторые из евреев, покинувших город, уехали в Израиль. В Сараево осталось не более 700 евреев, в основном люди пожилого возраста.

ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ

 ДИАСПОРА > Общины
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Сарагоса саранча следующая статья по алфавиту