главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Самара. Электронная еврейская энциклопедия

Самара

КЕЭ, том 7, кол. 615–617
Опубликовано: 1994

САМА́РА (в 1935–90 гг. — Куйбышев), город в России, областной центр. Основан в 1568 г. Поскольку Самара находилась вне пределов черты оседлости, евреи начали селиться в городе лишь во второй половине 19 в. По имеющимся сведениям, в 1853 г. в Самаре проживали восемь евреев (все — мужчины, возможно, бывшие кантонисты), в 1862 г. — 92 еврея, в 1871 г. — 339 евреев, в 1886 г. — 515 евреев, в основном купцы 1-й гильдии, ремесленники, отставные солдаты и их семьи. Евреи были среди руководителей и участников строительства Оренбургской железной дороги, которая в 1877 г. связала Самару с центральными губерниями страны. В 1874 г. в город приехал первый раввин, в 1880 г. и 1887 г. открылись две синагоги, однако официальная регистрация общины последовала лишь в 1895 г. В создании еврейской общины Самары и ее легализации важную роль сыграл юрист и общественный деятель Я. Л. Тейтель. В 1871–96 гг. в Самаре жил В. Португалов.

В конце 19 в. приток евреев в Самару значительно усилился, и к 1897 г. их число достигло 1327 человек (1,5% всего населения города), к 1900 г. — 1547 человек. Еврейские коммерсанты организовали крупномасштабный экспорт пшеницы и другой сельскохозяйственной продукции из Самарской губернии, основали в Самаре первый пивоваренный завод, выпускавший знаменитое жигулевское пиво. В 1908 г. в Самаре открылась большая синагога, вмещавшая около тысячи человек, в 1910 г. — начальное еврейское училище; тогда же было создано отделение Общества для распространения просвещения между евреями в России.

В годы Первой мировой войны и гражданской войны в Самару прибыло значительное число евреев, выселенных или бежавших из западных районов страны. К 1926 г. численность еврейского население города достигла 6981 человека (4% всего населения). В конце 1920-х гг. коммунистические и комсомольские организации Самары развернули при поддержке городских властей кампанию против еврейской религиозной общины; в 1929 г. большая синагога была превращена в дом культуры (затем в здании разместился хлебозавод). Вместе с тем в Самаре работала государственная еврейская школа, где изучался идиш (закрыта в 1938 г.), действовала еврейская драматическая студия.

В 1941–42 гг. в Самаре были размещены тысячи евреев, эвакуированных из областей, занятых германскими войсками. Директором авиационного завода, работавшего с осени 1941 г. близ Самары и выпускавшего штурмовики ИЛ-2, был М. Б. Шенкман (1899–1942). В 1942–43 гг. в Самаре находились руководящие органы Еврейского антифашистского комитета, с июля 1942 г. здесь издавался его печатный орган «Эйникайт».

По данным переписей населения, в 1959 г. в Самаре жили 17 167 евреев, в 1970 г. — 15 929, в 1979 г. — 14 185, в 1989 г. — 11 464 еврея. Численность еврейского насления Куйбышевской области в 1959 г. составила 20 185, в 1970 г. — 18 678, в 1979 г. — 16 707, в 1989 г. — 13 610 человек. Несмотря на сильное давление со стороны властей и угрожающие публикации, появившиеся в местной газете в 1961–62 гг., в Самаре в послевоенный период продолжала существовать община, в которой были раввин и шохет; для богослужений использовалась одна из небольших синагог, открытых в конце 19 в. В 1960–70-х гг. и в конце 1980-х – начале 1990-х гг. часть евреев Самары эмигрировала в Израиль, США и другие страны. В середине 1990-х гг. в Самаре жили примерно десять тысяч евреев (0,67% всего населения). Работает синагога, где нет раввина, но регулярно проходят богослужения с участием кантора (см. Хаззан); широко отмечаются еврейские праздники. В сентябре 1991 г. в Самаре впервые за много десятилетий был публично проведен обряд бар-мицва.

С конца 1980-х гг. в городе начали создаваться еврейские общественные организации и учреждения культуры. К концу 1992 г. в Самаре действовали: община прогрессивного иудаизма «Хаим» (см. Реформизм в иудаизме), женская ассоциация Эстер, юношеское объединение Шомрон (первоначально называлась Бней-‘Акива), культурно-просветительное общество Тарбут ла-‘ам, три воскресные школы, клуб и открытый университет при нем, музыкально-драматический театр Шомрон, музыкальный центр-школа Алия, молодежный центр и летний лагерь. Выходила еврейская газета на русском языке «Тарбут». В 1992 г. несколько еврейских организаций города образовали Самарский еврейский национальный центр. Некоторые промышленные предприятия и коммерческие фирмы Самары и ее окрестностей поддерживают деловые связи с Израилем. В июне 1992 г. город был центром мероприятий, проводившихся в рамках Недели Израиля на Средней Волге.

ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ

 ДИАСПОРА > Общины
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 
Самара. Хоральная синагога. Открытка начала 20 в.

Самара. Хоральная синагога. Открытка начала 20 в.
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Сальвадор самаритяне следующая статья по алфавиту