главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
проституция. Электронная еврейская энциклопедия

проституция

КЕЭ, том 6, кол. 829–836
Опубликовано: 1992

ПРОСТИТУ́ЦИЯ (позднелатинское prostitutio, от латинского prostituo — `выставляю для разврата`, `бесчещу`), продажа своего тела в целях заработка. В Библии, Талмуде и более поздней галахической литературе нет полностью тождественного понятия; употребляемое там слово знут (`блуд`) имело более широкий смысл и, по мнению большинства законоучителей, относилось ко всем внебрачным половым связям и даже к браку, заключенному не по Галахе.

У ряда народов древнего Ближнего Востока (Египет, Вавилон, Ханаан, Персия) проституция была связана с религиозным культом. В Библии упоминаются храмовые проститутки (женщины и мужчины), а также не связанные с культом блудницы, бравшие плату за свои услуги. Первые назывались кдешот (ед. число кдеша) и кдешим (ед. число кадеш), вторые — зонот (ед. число зона́). В литературных памятниках некоторых народов древнего Ближнего Востока упоминаются женщины, участвовавшие в храмовом культе, часть из которых называлась кадишту (аккадский язык), — по-видимому, храмовые блудницы, которых отцы посвящали божеству; их статус был специально определен законом (например, законами Хаммурапи). Греческий историк Геродот утверждал, будто в Вавилоне каждая девушка перед вступлением в брак была обязана один раз выступить в роли храмовой проститутки, жертвуя тем самым свою девственность богине Милите (Иштар).

В древнем Израиле храмовая проституция была строго запрещена, так как связывалась с идолопоклонством: «Не должно быть блудницы (кдеша) из дочерей израилевых, и не должно быть блудника (кадеш) из сынов израилевых. Не вноси платы блудницы (этнан) и цены пса (по-видимому, храмового блудника) в дом Господа, Бога твоего, ни по какому обету...» (Втор. 23:18–19). Частная, не связанная с культом проституция неоднократно упоминается в Библии: см., например, рассказ о Тамар, прикинувшейся блудницей (Быт. 38:14–20), о блуднице Рахав, укрывшей соглядатаев, посланных Иехошуа бин Нуном в Иерихон (ИбН. 2:1–21), о филистимлянке из Газы, которую посещал Самсон (Суд. 16:1). Большинство блудниц, упоминаемых в Библии, не были еврейками. Блудницы имели, однако, право апеллировать к царскому суду (I Ц. 3:16–28).

Уже во времена патриархов проституция считалась позорным занятием, а обращение с девушкой как с блудницей рассматривалось как тяжкое оскорбление (Быт. 34:7, 27, 31). Библия предписывает сынам Израиля не допускать своих дочерей до блуда (Лев. 19:29). Кохен не мог жениться на блуднице (Лев. 21:7), а дочь кохена, ставшая блудницей и тем обесчестившая своего отца, наказывалась сожжением на костре (Лев. 21:9). Впрочем, законоучители Талмуда, в соответствии со свойственной им общей тенденцией к смягчению устаревших предписаний Пятикнижия, считали, что этот закон применим лишь к замужним или помолвленным дочерям кохенов (Санх. 50б–51а).

В эпоху царств (см. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк) храмовая проституция, как правило, связывалась с отступлением от Закона Моисея и обращением к идолопоклонству. В Библии такие цари, как Рехав‘ам и Менашше подвергаются суровому осуждению за попытки введения языческих культов, сопровождавшихся храмовой проституцией (I Ц. 14:23–24; II Ц. 21:7). Наоборот, одобрение встречают те цари, которые, как Аса (I Ц. 15:12–13) и Иехошафат (I Ц. 22:43–48), боролись с идолопоклонством и подвергали изгнанию блудников и блудниц. Внук Менашше, царь Иошияху, установил единство культа в Иерусалимском храме «и разрушил дома блудилищные, которые были при храме Господнем» (II Ц. 23:7). Храмовая проституция, связанная с идолопоклонством, беспощадно бичуется в исторических книгах Библии, особенно в книгах Пророков (см., например, II Ц. 23:4–14; Иер. 2:20; Иех. 23:37–49). Пророки пользуются образами блудниц для обличения неверности народа Израиля своему Богу (Чис. 25:1–2; Суд. 2:17; 8:27,33; Иер. 3:6; Иех. 6:9; Хош.4:12).

В Библии не говорится о наказании за проституцию, не связанной с языческим культом, или за блуд, не связанный с нарушением определенных половых запретов (см. Половая жизнь). Требование смертной казни для любой блудницы появляется лишь у авторов эллинистического периода. Многочисленные высказывания Бен-Сиры (см. Бен-Сиры Премудрость) против проституции свидетельствуют о ее широком распространении в эллинистический период. Согласно II Макк. 6:4, Антиох IV Эпифан ввел блудниц (гетер) в Иерусалимский храм. Проституция сурово осуждается в апокрифах и псевдоэпиграфах, в так называемом Дамасском документе (см. Кумранская община), в Мертвого моря свитках, в произведениях Иосифа Флавия (Древ. 4:20б) и Филона Александрийского.

В Талмуде содержатся различные мнения по поводу упоминаний проституции в Библии. Разногласия касаются запретов внесения в Храм платы блудницы и брака блудницы с кохеном. Некоторые законоучители считали, что эти запреты относятся лишь к женщинам, профессионально занимающимся проституцией; существовали, однако, и другие мнения. Согласно мнению Иехуды ха-Наси, первый запрет распространяется лишь на тех женщин, сожительство с которыми считается преступлением (см. Брак. Запрещенные браки), поэтому плата, полученная незамужней женщиной, занимающейся проституцией, может быть внесена в Храм (см. Майм. Яд., Иссурей ха-Мизбе‘ах 4:8).

Галаха наложила общий запрет на проституцию как профессиональное занятие. Понятие знут стало трактоваться расширительно и применяться ко всем внебрачным половым сношениям. Сифра (Кдошим 7:1–5) утверждает, что тот, кто вручает свою незамужнюю дочь мужчине не с целью брака, а также те женщины, которые без брака отдаются мужчинам, могут наполнить мир мамзерами, так как мужчина, сожительствовавший со многими женщинами, или женщина, сожительствовавшая со многими мужчинами, и не знающие с кем, создают опасность кровосмешения: мужчина может жениться на своей дочери или выдать ее за своего сына. Это галахическое постановление основывается на двух библейских стихах (Втор. 23:18; Лев. 19:29). Слово кдеша трактовалось как относящееся ко всякой блуднице (Санх. 82а). Женщина и мужчина, уличенные в блуде, подлежали наказанию бичеванием (Майм. Яд., Ишут 1:4; На‘ара бетула 2:17). Аврахам бен Давид из Поскьера утверждал, что этот закон применим только к женщине, которая готова продать себя любому мужчине, и делал явное исключение для случаев, когда женщина отдается без брака единственному мужчине. Законоучители Талмуда сурово осуждали проституцию, однако их осуждение в большинстве случаев относится ко всем видам половой распущенности. Законоучители предостерегали от всякого контакта с проститутками: советовали не приближаться к двери блудницы (Бр. 32а; Ав. Зар. 17а) и не проходить через «рынок блудниц». Такие рынки существовали в больших городах (Псах. 113б; Кт. 64б), особенно в Эрец-Исраэль, где римляне «строили рыночные площади, чтобы содержать на них блудниц» (Шаб. 33б). Даже постоялые дворы служили публичными домами — иногда в Таргуме библейское слово зона́ переводится как пундекита (`хозяйка постоялого двора`). После разрушения Храма и во время гонений Адриана римляне насильно помещали пленных евреек в лупанарии (Ав. Зар. 17–18); иногда подобная участь постигала и пленных мужчин (Плач Р. 1:48; ср. Сив. 3:184–6; 5:387–9). Некоторых пленниц удавалось выкупить, другие предпочли самоубийство позору. Были, однако, еврейки, охотно занимавшиеся проституцией (ТИ, Та‘ан. 4; 8; 69а), а среди мужчин были сутенеры (там же, 1:4). В Аггаде имеются рассказы о развратном поведении сыновей некоторых законоучителей (БМ. 85а). Законоучители, понимавшие, что побуждение к проституции может быть сильнее побуждения к идолопоклонству (Песнь Р. 7:8), считали проституцию одной из причин разрушения Храма, а ее распространение — предвестьем скорого прихода Мессии (Сот. 9:13, 15). В Талмуде содержатся также рассказы о раскаявшихся блудницах (Ав. Зар. 17а) и о блуднице-нееврейке, ставшей прозелиткой (Сиф. Чис. 115; Мен. 44а).

В условиях галута, там, где евреи жили в рамках общины, а их образ жизни определялся строгими правилами Галахи и традиции, внебрачные связи среди евреев были гораздо более редки, чем у нееврейского населения. Любые внебрачные половые связи рассматривались как проституция (бе‘илат знут); раввины строго осуждали всякое проявление половой распущенности в еврейской общине. Общины принимали многочисленные постановления о борьбе с любой формой проституции. Особо резкому осуждению подвергались связи между евреями и нееврейками (или еврейками и неевреями), поскольку в большинстве стран они были запрещены законами государства и церкви и могли поэтому навлечь гонения на всю общину. В некоторых странах евреи, уличенные в половой связи с христианками, карались смертью. Так, в 1498 г. в Риме некий еврей за связь с нееврейкой был подвергнут четвертованию. В Арагоне были случаи, когда юношей, уличенных в связи с нееврейками, изгоняли из родительского дома.

Несмотря на изолированную жизнь евреев в средние века, полностью предотвратить влияние окружающего населения на евреев было невозможно. В странах, где мораль была не слишком строгой (Испания, Италия, страны Северной Африки), еврейские общины иногда вынуждены были принимать специальные постановления, чтобы оградить евреев от половой распущенности.

Еврейские общины никогда не мирились с существованием проституции среди евреев, особенно проституции, организованной на коммерческой основе. Они энергично противодействовали любой попытке открыть публичный дом в еврейском квартале. Имеются сведения о публичных домах, закрытых по распоряжению еврейских общин в различных городах Германии и Франции в 17–18 вв. Домовладельцы-евреи, предоставлявшие помещение для публичных домов, подвергались тяжкому штрафу. Всякий еврей, узнавший о подобном случае, был обязан доложить о нем общине. Хотя протесты евреев против открытия публичных домов в еврейских кварталах не всегда завершались успехом, в ряде случаев евреям удавалось добиться их перевода в другое место. Во многих странах нахождение публичных домов в пределах города запрещалось законом, поэтому они располагались на окраинах, иногда умышленно (иногда, впрочем, и случайно) вблизи еврейских кварталов. Когда в 1480 г. в Сеговии (Испания) городские власти выделили евреям квартал в районе публичных домов, главы общины обратились с протестом к королеве Изабелле (см. Фердинанд и Изабелла), которая обещала перевести публичные дома в другое место. Случалось, что раввины закрывали глаза на посещение неженатыми членами общины публичных домов, чтобы предотвратить другие виды распутства. В респонсах имеются упоминания о еврейках, занимавшихся проституцией. Средневековая галахическая литература упоминает несколько постановлений, направленных против евреек-проституток и против евреев, посещавших проституток-неевреек. Однако имелось и постановление о том, что проститутка вправе требовать обещанную ей плату. В конце средних веков было принято постановление о том, что мужчина, посещающий проституток, не имеет права отказать своей жене в разводе.

До начала нового времени число еврейских женщин, занимавшихся проституцией, было невелико. Проститутками иногда становились девушки из бедных провинциальных семей, нанимавшиеся в прислуги к богатым домовладельцам-евреям в больших городах (Гамбург, Прага), где они оказывались вне контроля общины и подвергались различным соблазнам. Пражская община в 18 в. налагала штраф на домохозяина, уличенного в содержании проститутки, а ей запрещалось оставаться в доме как служанке. Женщину, родившую ребенка вне брака, изгоняли из общины; это иногда толкало ее на путь проституции. В Центральной Европе еврейская женщина, желавшая получить официальное разрешение властей на занятие проституцией, обычно покидала общину и крестилась. В Восточной Европе, где традиционный еврейский образ жизни сохранялся до 19 в., проституции среди евреек практически не было. Упадок традиционного образа жизни значительно расшатал устои половой морали восточноевропейского еврейства. Эмансипация, ассимиляция, соприкосновение с чуждой ранее еврейству жизнью других народов сопровождались усвоением не только языка и культуры, но и порочных нравов. Особенно заметен рост проституции среди евреев первой волны массовой эмиграции из Восточной Европы в Англию и США (1880-е гг.), когда внезапный отказ от традиционного образа жизни и связанных с ним моральных представлений не компенсировался интеграцией в новой среде и усвоением ее ценностей. Различные, но связанные друг с другом факторы — рост антисемитизма, урбанизация, обнищание, утрата традиционных религиозных и моральных представлений — способствовали распространению проституции среди евреев во многих странах (в России и других странах Европы, в Аргентине, США, Северной и Южной Африке, Турции и т. д.).

В 19 в. широко распространилась так называемая коммерческая проституция, среди организаторов которой было немало евреев. Это явление использовалось и всячески преувеличивалось антисемитской пропагандой. Английский ученый М. Райан писал в книге «Философия брака» (Лондон, 1839) о зарождении коммерческой проституции в Лондоне: «...адский процесс продолжает усиливаться, особенно в восточной части города, и осуществляется преимущественно евреями. Эти торговцы белым товаром заманивают молодых девушек в ловушки в своих логовищах беззакония, а потом продают их отвратительным развратникам...» Согласно статистическим данным, опубликованным в 1867 г. парижским ежемесячником «Аршив исраэлит де Франс», среди проституток Парижа, Лондона, Брюсселя, Гамбурга, Вены, Варшавы и Кракова процент евреек был значительно выше, чем неевреек. Коммерческая проституция получила новый стимул в связи с заселением обширных территорий в США, Аргентине, Бразилии, Южной Африке. Сведения о сутенерах-евреях, которые брали в жены еврейских девушек из Восточной Европы, стремившихся вырваться из нищеты и бесправия, увозили их в страны Южной Америки и заставляли там торговать своим телом, сохранились в протоколах судебных заседаний в архивах больших городов (Берлина, Гамбурга, Лондона и др.). В 1900 г. в этих городах было арестовано в общей сложности 578 сутенеров, из которых 214 (37%) евреи. Столь высокий процент евреев среди арестованных объясняется тем, что еврейские организации вели постоянную борьбу с проституцией и безжалостно выдавали сутенеров полиции. Большинство сутенеров-евреев были выходцами из городов и местечек Восточной Европы. Особенно много их действовало в Аргентине. Изгнанные из общины, эти «нечистые» создали собственную организацию «Цви Мигдал», которая имела в Буэнос-Айресе отдельную синагогу и кладбище.

Распространение проституции среди евреев Российской империи было связано также с погромами 1881–82 гг., с выселением евреев из деревень, которое лишило около полумиллиона человек средств к существованию (см. «Временные правила»), с изгнанием евреев из Москвы (1891) и другими антиеврейскими акциями. Известны факты, когда еврейские девушки из черты оседлости доставали официальное разрешение на занятие проституцией — «желтый билет», благодаря которому получали право проживать в Петербурге и Москве, где они хотели получить высшее образование.

Центрами проституции стали большие города. В 1872 г. в Варшаве еврейки составляли 70% женщин, имевших «желтый билет»; в Вильне в 1873 г. — 47%, во Львове и Кракове в 1874 г. — 27%. В 30 из 36 публичных домов, действовавших в 1889 г. в Херсонской губернии, содержались и еврейки. Руководители еврейских общин Варшавы неоднократно обращались в различные инстанции с жалобами на беспрепятственную деятельность сутенеров, которые вывозили соблазненных ими женщин за рубеж. Еврейские общины повсеместно боролись с проституцией и сутенерством. В 1905 г. в Варшаве еврейские рабочие (большей частью члены Бунда) устроили разгром содержавшихся евреями публичных домов и подпольных притонов (так называемый Альфонс-погром); среди убитых были евреи-сутенеры.

Массовые политические выступления против «белого рабства» происходили в Нью-Йорке в 1900–1901 гг., в Чикаго в 1909 г., в Буэнос-Айресе в 1930 г. В борьбе с проституцией еврейские общины прибегали к херему и остракизму. В этой борьбе значительную роль сыграли еврейские общественные деятели, в том числе К. Дж. Г. Монтефиоре и Ш. Кохен (секретарь Еврейской ассоциации по защите девушек и женщин).

Исследование проституции среди евреев Галиции в 1903 г. обнаружило женщин-проституток из ортодоксальных семей.

В восточных еврейских общинах наибольшее распространение проституция получила в Марокко, особенно во время оккупации страны иностранными армиями во Вторую мировую войну. Росту проституции способствовали также переход от традиционной жизни в сельских местностях к городской и те же причины, которые вызывали её повсеместно: бедность, невежество, массовая миграция. После Второй мировой войны в Касабланке было 2,5 тыс. проституток-евреек, то есть 4% всего еврейского населения города. Еврейские общины Марокко относились к проституции терпимо, так как опасались, что жестокие меры борьбы побудят проституток к переходу в ислам.

Коренной причиной распространения проституции среди евреев после эмансипации была аномалия еврейской жизни в галуте — разрушение традиционных устоев не сопровождалось нормализацией социального статуса еврейских масс, но порождало деклассирование, обнищание, массовые миграции, утрату моральных ориентиров.

После Катастрофы европейского еврейства наблюдались случаи проституции среди перемещенных лиц, беженцев и уцелевших узников концентрационных лагерей.

В Эрец-Исраэль перед Второй мировой войной среди евреев проституции почти не было, так как еврейское население состояло главным образом из членов религиозных общин, сохранявших традиционный образ жизни, и новых олим, выходцев из стран Центральной и Восточной Европы, где они принадлежали к среднему и высшему классам общества; среди них ведущую роль играли идеалисты, приверженцы различных течений сионистского движения.

После создания Государства Израиль проституция стала появляться в городах, чему способствовали как ослабление традиций и старых устоев жизни, так и приток неимущих и деклассированных лиц из стран Восточной Европы, Азии и Северной Африки. В начале 1990-х гг. случаи проституции отмечались и среди выходцев из Советского Союза, а впоследствии — стран СНГ в связи со значительными трудностями в абсорбции этой массовой алии. В 2005–07 гг. вследствие усиливающегося имущественного расслоения израильского общества Израиль превратился в страну, экспортирующую «живой товар» в Европу.

Израильское законодательство не предусматривает уголовного наказания за проституцию, однако существует запрет на регулярное занятие проституцией. Закон преследует организаторов коммерческой проституции и сутенеров. Несмотря на все ограничения, в Израиле проституция существует в различных скрытых формах (например, под вывеской кабинетов массажа). Общественный дискурс на тему проституции богат и разнообразен: газеты, телевидение, кино, театр и литература часто рисуют образы проституток, в основном сочувственно или с юмором. Об организованной коммерческой проституции и торговле «живым товаром» (в основном из стран СНГ) в 1990-е – начале 2000-х гг. см. преступность.

Проституция — социальное зло, распространенное в странах с различными социальными системами. Специфические аномалии еврейского существования в галуте, способствовавшие ранее распространению проституции среди евреев, больше не существуют, но причины, порождающие проституцию, в Израиле те же, что и в других странах.

 ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА > Общие сведения
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Просниц Иехуда Лейб протестантизм следующая статья по алфавиту