главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Перл Иосеф. Электронная еврейская энциклопедия

Перл Иосеф

КЕЭ, том 6, кол. 443–444
Опубликовано: 1992

ПЕРЛ Иосеф (1773, Тарнополь, ныне Тернополь, Украина, – 1839, там же), писатель-сатирик, писал на иврите, один из ведущих деятелей Хаскалы в Галиции. Родился в зажиточной семье, получил традиционное еврейское образование. В юности был ревностным приверженцем хасидизма, увлекался каббалой. Разъезжая по делам отца, побывал во многих городах — Львове, Бродах и т. п., где познакомился с известными деятелями Хаскалы, в том числе с Н. Крохмалем и Ш. И. Л. Рапопортом. Под их влиянием увлекся идеями еврейского просвещения. В 1813 г. основал в Тарнополе школу, где наряду с иудаизмом преподавались и светские предметы. В 1819 г. Перл передал школу в ведение городской общины и с этого времени был ее бессменным директором. Перл активно участвовал в жизни общины. При его содействии раввином в Тарнополе в 1837 г. стал Ш. И. Л. Рапопорт. Считая хасидское движение, привлекавшее все больше сторонников в Галиции, главным препятствием на пути к просвещению и модернизации еврейства, Перл посвятил борьбе с ним всю свою литературную деятельность.

В своем основном труде «Мегалле тмирин» («Раскрывающий тайны», Вена, 1819), написанном в духе эпистолярных романов эпохи Возрождения, Перл пародирует стиль популярных хасидских произведений и, пользуясь остроумно подобранными высказываниями цаддиков, язвительно высмеивает темные стороны хасидского быта, представляя хасидизм в гротескном освещении. Перл создал также версию «Мегалле тмирин» на идиш, которая была впервые опубликована ИВО в 1937 г. в Вильно. Во второй крупной сатире «Бохен цаддик» («Испытующий праведника», 1838), явившейся продолжением «Мегалле тмирин», сатирически описаны уже не только хасиды, но и раввины нехасидских общин, ремесленники, мещане, даже просветители. В соответствии с идеями ранней Хаскалы, Перл видел более рациональный способ устройства еврейской жизни в создании земледельческих колоний и, в противовес нарисованной им безрадостной картине гетто, с восторгом описывал жизнь земледельцев («колонистов») в еврейских поселениях Новороссии (см. Земледелие). Вместе со своим современником И. Эртером Перл впервые ввел сатирический жанр в иврит новую литературу, а некоторые литературоведы считают «Мегалле тмирин» ее первым реалистическим художественным произведением.

 ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА > На языке иврит
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту периодическая печать Перл Мартин Льюис следующая статья по алфавиту