главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
первенец. Электронная еврейская энциклопедия

первенец

КЕЭ, том 6, кол. 372–375
Опубликовано: 1992

ПЕ́РВЕНЕЦ (בְּכוֹר, бхор), первородный сын, согласно библейскому законодательству обладающий особым статусом в наследовании семейного имущества (в этом случае действительным считалось первородство только по отцовской линии), а также в культовой сфере (где первородство должно быть и по материнской линии).

В Библии понятие первородства применяется не только к людям, но и к животным и растениям: первенец скота и первинки плодов земли (см. Биккурим; слово того же корня, что и бхор) считались наиболее подходящими для приношения в Храм. Эта точка зрения основывалась на представлении, что первенцы людей и животных, как и первинки плодов земли, принадлежат Богу Израиля и потому в той или иной форме должны быть посвящены Ему. В повествовании о десяти казнях египетских последняя и самая страшная казнь – умерщвление Богом первенцев египтян, что служит этиологическим объяснением религиозно-культового правила посвящать первенцев людей и животных Богу. Жреческая традиция объясняет, что левиты были посвящены богослужению вместо всех первенцев Израиля (Чис. 3:12).

Согласно Втор. 21:15–17, отец обязан признать первенца своим главным наследником и выделить ему в наследство «двойную долю» из своего имущества (в случае двух сыновей — 2/3, трех сыновей — 1/2 и т. д., хотя этих расчетов Библия не приводит). Это правило называется мишпат ха-бхора (Втор. 21:17) — `закон первородства`, а процедура, посредством которой первенец формально признавался таковым, обозначалась глаголом яккир — `он (отец) признает`. Это «признание», несомненно, сопровождалось определенными формальными процедурами, относительно которых в Библии нет сведений, однако на основании Быт. 27 можно заключить, что обязательным было отцовское благословение. Статус первенца нашел свое выражение в библейской метафоре — Бог признал Израиль Своим первенцем (Исх. 4:22; ср. Иер. 31:9). Библейские генеалогические списки не оставляют сомнения, что особый статус первенца был неотъемлемой частью правового сознания и жизненного уклада израильтян; во многих списках специально отмечаются первенцы (например, Чис. 1:20 и др.).

Тем не менее библейское повествование показывает, что патриархи нередко нарушали права первенца, — так, Исаак был предпочтен Исмаилу, ИаковИсаву, ЭфраимМенашше (см. подробнее в указанных статьях). Возможно, это — легенды, отражающие ослабление или уход с исторической сцены более древних народов или племен и приход на их место относительно «молодых» этнических образований.

Права первенца в престолонаследии в Древнем Израиле не были определены достаточно четко: различный статус царских жен (см. Моногамия и полигамия) во многом определял права их сыновей на трон. Из I Хр. 26:10 можно заключить, что первенец клана левитов (см. выше) обычно был главой своих братьев, хотя отец мог изменить этот порядок. Существуют свидетельства, что первородная дочь (бхира, гдола) обычно выдавалась замуж раньше своих младших сестер (Быт. 29:26; I Сам. 18:17).

Так как первенец посвящен Богу, он, в принципе, должен выполнять жреческие функции. Поэтому должен быть совершен выкуп первенца у кохена. Раввинистические авторитеты подробно обсуждают способы обмена и выкупа (в Мишне — в трактатах Брахот и Тмура). Первородный сын не считается подлежащим выкупу первенцем, если до того у его матери был выкидыш после 40-го дня беременности (Ш. Ар. ИД. 305:22). Сами кохены, как и левиты, не должны выкупать своих первенцев. Еврей, женатый на дочери кохена или левита, не должен совершать выкупа первенца, а первенец, рожденный дочерью кохена (но не дочерью простого левита) от нееврея, должен быть выкуплен. Если существует сомнение, является ли ребенок первенцем, выкуп не совершается (Ш. Ар. ИД. 305:22–25). Обязанность выкупа лежит, в первую очередь, на отце ребенка. Выкупается первенец по матери; если у человека несколько жен, он выкупает первенца каждой из них. Если отец пренебрег этой обязанностью или ребенок сирота, он должен выкупить себя сам по достижении зрелости (Кид. 29а); однако вошло в обычай, что в таком случае выкуп производится раввинским судом (см. Бет-дин) или мужчиной — родственником ребенка. В Библии сумма выкупа определена в 5 шекелей серебром (Чис. 18:15–16), и отец может обратиться к любому кохену для совершения обряда, уплатив ему эту сумму (в средние века в немецких землях сумма выкупа равнялась двум рейхсталерам; в США в настоящее время — 5 долларов). Выкуп должен быть в монетах, обычно серебряных, нередко старинных или специально выпущенных для этого обряда (в Израиле). Кохен может возвратить деньги отцу, если тот очень беден (Ш. Ар. ИД. 305:8); с другой стороны, если отец выбирает для совершения обряда бедного кохена, он тем самым одновременно выполняет мицву (см. Мицвот) благотворительности.

Церемония выкупа — пидйон ха-бен (буквально `выкуп сына`) — совершается в присутствии приглашенных гостей и проводится на 31-й день со дня рождения первенца, даже если по медицинским причинам ребенок еще не подвергся обрезанию. Если 31-й день приходится на субботу или праздник, выкуп переносится на ближайший будний день. В ходе церемонии отец передает первенца кохену, который спрашивает, хочет ли он выкупить сына или оставить его кохену, на что отец отвечает, что хочет оставить сына себе и дает деньги кохену. Затем отец произносит благословение по поводу выполнения заповеди выкупа и благодарение Богу (ше-хехеяну). Трижды произнеся «твой сын выкуплен», кохен возвращает ребенка отцу. Процедура чисто формальна и символична: отказ отца от сына не имел бы законной силы. В заключение кохен произносит бенедикцию над чашей вина, благословляет ребенка (разновидность биркат-коханим) и присоединяется к праздничной трапезе.

Согласно Галахе, библейские законы о жертвоприношении первенца скота (см. выше) и о выкупе забракованных животных, а также выкупе первенца «нечистой» скотины (Исх. 13:2, 12–15; 34:19–20; Лев. 27:26–27) действительны и поныне. После разрушения Храма первенца скота стали передавать кохену, который становился как бы их хранителем, не извлекая никакой пользы для себя, вплоть до их естественной смерти (если, однако, животное приобретало изъян и становилось таким образом непригодным для жертвоприношения, тогда оно могло быть съедено или использовано в хозяйстве; Ш. Ар. ИД. 313:20). Чтобы не передавать первенца скота кохену, можно продать животное перед рождением приплода нееврею, а потом купить обратно согласно особым правилам.

Существует обычай, согласно которому первенец должен поститься 15 нисана, то есть за день до праздника Песах, видимо, в память о том, что Бог миловал еврейских первенцев во время десятой казни египетской (см. выше). Согласно талмудическим источникам, этот пост (Та‘анит-бхорим) соблюдался уже во времена Мишны. Если первенец еще не достиг 13 лет (см. Бар-мицва), вместо него постится отец; если отец и сам первенец, то вместо ребенка постится его мать. Согласно Галахе, единственное отличие в правовом статусе первенца по сравнению с братьями — право на большую часть отцовского (но не материнского) наследства (бхор ле-нахала, `первенец в отношении наследства`). Даже если первенец — плод незаконного сожительства (см. Половая жизнь), например, мамзер или сын кохена и разведенной женщины и т. п., он сохраняет свои права в отношении отцовского наследства. С другой стороны, если после первенца от нееврейки у еврея рождается сын от еврейки, последний обладает правовым статусом первенца. Если после смерти отца рождаются сыновья-близнецы, то ни один из них не получает статуса бхор ле-нахала, так как нет в живых отца, который должен «признать» его первенцем. В установлении первородства принимаются свидетельства трех лиц — повитухи, матери и отца. Свидетельство повитухи в случае рождения братьев-близнецов принимается немедленно; свидетельство матери — в течение первых семи дней после родов, так как дети неотлучно находятся при матери до обрезания; свидетельство отца входит в силу после семи дней и остается действительным всегда, так как отец признает своего сына первенцем публично. Свидетельство отца принимается даже в том случае, когда оно подрывает статус других его сыновей, например, если отец признал первенцем младшего из сыновей и тем самым объявил своих старших сыновей мамзерами (Иев. 47а и др.). Но в этом случае, однако, имеется ограничение: свидетельство отца не признается, если старший сын (или сыновья) уже имеют детей, и объявление его мамзером скажется и на статусе его детей.

Завещание, в котором нарушены особые права наследования первенца, согласно Галахе, недействительно, однако отец может сформулировать завещание как дарственную и этим обойти права первенца. Поскольку право первородства влечет за собой соответственно большее участие в выплате семейных долгов, первенец может отказаться от своих прерогатив до раздела наследства (ББ. 124а; Ш. Ар. ХМ. 278:10).

Во многих странах диаспоры евреи не исполняли галахических правил о преимуществах первородства, подчиняясь общим государственным законам. В Государстве Израиль Закон о наследстве (от 1965 г.) не предусматривает особых прав первенца.

См. также Право наследования.

 ИУДАИЗМ > Семья. Жизненный цикл
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту пеот Первомайский Леонид следующая статья по алфавиту