главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Оршанский Илья. Электронная еврейская энциклопедия

Оршанский Илья

КЕЭ, том 6, кол. 205–206
Опубликовано: 1992

ОРША́НСКИЙ Илья Григорьевич (1846, Екатеринослав, ныне Днепр, – 1875, там же), публицист, юрист и историк.

Писал по-русски. Получил традиционное еврейское образование, которое пополнил самостоятельным изучением европейских языков и светских наук. В 1868 г. окончил юридический факультет Новороссийского университета в Одессе со степенью кандидата прав. Предложение получить кафедру на факультете при условии крещения Оршанский решительно отверг.

Первые литературные опыты Оршанского на иврите были опубликованы в начале 1860-х гг. в газете «Ха-Мелиц» и «Ха-Кармел». В 1863–64 гг. написал на русском языке «Талмудические сказания об Александре Македонском» (издано в 1867) и «Быль, рассказанная моим приятелем» (издано в 1878). В 1869–71 гг. Оршанский был помощником редактора русско-еврейской газеты «День», где опубликовал ряд статей по вопросам экономического, общественного и юридического положения евреев в России. Эти статьи вошли впоследствии в два тома его сочинений: «Евреи в России» (1872, 2-е издание — 1877) и «Русское законодательство о евреях» (1877). При разработке юридической стороны еврейского вопроса в России Оршанский придерживался строгой объективности, всецело стоял на почве фактов и сравнительного анализа, благодаря чему ему удалось доказать, что положение евреев в России аналогично тому, в котором они находились в средневековой Западной Европе. Помимо обильно представленного законодательного материала, достоинством этих трудов является серьезная попытка проследить его историческую мотивацию. В статье о погроме в Одессе Оршанский открыто возложил на власти ответственность за кровавые события и указал одесскому еврейству на его право и обязанность привлечь к суду виновников и требовать законным путем компенсации пострадавшим. Публикация статьи привела к закрытию газеты «День» (лето 1871 г.). Оршанский переехал в Петербург, где стал сотрудничать в газете «Новое время», публикуя очерки, посвященные общим вопросам русского права. Работы Оршанского, содержащие серьезную критику гражданских законов и предложения по их реформе, многие современники причисляли к лучшим произведениям русской юридической литературы. Перу Оршанского принадлежит также первое исследование истории становления хасидизма с учетом общественного и экономического положения евреев Украины в 18 в. — «Мысли о хасидизме» (1871). Литературное наследие Оршанского издано в шести томах и представляет значительный интерес в истории еврейской публицистики и русской юридической литературы.

Оршанский умер в молодом возрасте от туберкулеза. В 1890 г. на могиле Оршанского был поставлен памятник, выполненный И. Гинцбургом по эскизу М. Антокольского.

 ЕВРЕИ РОССИИ (СССР) > Просвещение. Светская культура
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Орша Освенцим следующая статья по алфавиту