главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Орпаз Ицхак. Электронная еврейская энциклопедия

Орпаз Ицхак

КЕЭ, том 6, кол. 187–188
Опубликовано: 1992

ОРПА́З Ицхак (псевдоним; настоящая фамилия Авербух; родился в 1923 г., Зеньков, ныне в Полтавской области), израильский писатель. Лауреат Государственной премией Израиля (2005). Вырос в хасидской семье. В 1938 г. переехал в Эрец-Исраэль в рамках алии молодежной. Жил в киббуце Шамир. В 1948–62 гг. был офицером кадровой службы. В 1960–62 гг. изучал литературу и философию в Тель-Авивском университете.

Первые рассказы, объединенные впоследствии в сборник «Эсев пере» («Дикая трава», 1959; переработанное и расширенное издание, 1982), опубликовал в 1951 г. в газете «Ал ха-мишмар». В них, как и в последующем романе «Ор бе‘ад ор» («Кожа за кожу», 1962) уже проявились характерные для его творчества элементы сюрреализма в трактовке и обрисовке политических, психологических и идеологических аспектов действительности. Его новеллы «Мот Лисанда» («Смерть Лисанды», 1966) и «Немалим» («Муравьи», 1968), сборник рассказов «Цед цвия» («Охота на лань», 1967) и романы «Масса Даниэль» («Путешествие Даниэля», 1970) и «Ир ше-эйн ба мистор» («Город, в котором не спрячешься», 1974) — изображают хаотический мир, где нарушена причинно-следственная связь. Герои Орпаза в поисках спасения от собственных разрушительных страстей склонны приписывать глубокий смысл незначительным, на первый взгляд, явлениям. Сборник рассказов «Рехов ха-Томожена» («Таможенная улица», 1977), изображающих детство автора, прошедшее в маленьком еврейском местечке на Украине, ближе к реалистическому жанру и проникнут ностальгией по насыщенному духовностью быту и укладу жизни еврейского местечка.

В некоторых последующих произведениях Орпаза появляется попытка переоценки ценностей в осмыслении сути еврейства Восточной Европы до Катастрофы. Художественная проза Орпаза в своей колоритности представляет эту попытку на различных уровнях и, таким образом, по самой своей сущности не позволяет читателю прийти к однозначным выводам. Однако симпатии автора весьма ярко выразились в том, что на всех его книгах, опубликованных после Войны Судного дня, рядом с псевдонимом появляется и его настоящая, «галутная» фамилия — Авербух. Среди этих книг — романы «Баит ле-адам эхад» («Дом на одного», 1974), «Ха-гвира» («Барыня», 1983), «Ха-‘элем» («Отрок», 1984) и «Ха-калла ха-ницхит» («Вечная невеста», 1987), составляющие цикл «Аталия», а также эссе «Ха-цальян ха-хиллони» («Светский паломник», 1982), радиопьесы «Мот Лисанда» (смотри выше) и «Ха-мишпат» («Процесс») и другие.

Орпаз — лауреат ряда литературных премий, в том числе премий имени А. Бараша (1964) и Х. Н. Бялика (1985). Многие его произведения переведены на иностранные языки.

 ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА > На языке иврит
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Орон ОРТ следующая статья по алфавиту